Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Митрополит Климент: Пора нелегких испытаний для тела 15.03.2019

Митрополит Климент: Пора нелегких испытаний для тела

Строгий многонедельный пост — пора нелегких испытаний для тела. Но они нужны человеку, чтобы лучше увидеть свое истинное устроение, свои грехи и постараться очистить от них свою душу. Существует ряд духовных ошибок, связанных с прохождением Великого поста.

Если у человека достаточно сил соблюдать его в полной мере, он начинает подспудно, незаметно для себя, гордиться своим деланием. Святитель Феофан Затворник предупреждал: «Стань ударять на внешние подвиги, тотчас в гордыню духовную попадешь». Можно ходить со смиренным видом, ничем не выделяясь среди окружающих, а в душе, как фарисей, думать, что «я не таков, как прочие люди» (Лк. 18, 11). Чтобы оградить себя от самомнения и превозношения, надо помнить, что пост — это лишь инструмент духовной жизни.

Держаться на «морковке с капусткой» — это испытанное веками аскетическое упражнение, которое позволяет нам отречься от чувственных наслаждений. Из того, что человек повсюду ходит с молотком и отверткой, еще не следует, что он — отличный мастер. Так же и здесь, человек спасается не соблюдением всех предписаний устава, а приобретаемым посредством их смирением. Только оно делает человека способным воспринять Божественную благодать. Если же этого не происходит, то инструмент оказывается бесполезным, а иногда и опасным. Можно даже самым совершенным инструментом испортить уникальные вещи. Можно такого нагородить, что проще будет все снести, чем переделывать. Все зависит от того, как им пользоваться. Так что даже самое тщательное соблюдение постового устава не гарантирует нам спасение.

Опасна и противоположная ситуация. Человека, который по состоянию здоровья или по другим обстоятельствам не может строго соблюдать пост, но видит, как хорошо его проходят другие, подстерегают уныние и зависть. В таком случае надо подумать: «Какой смысл завидовать инструменту?» Это все равно, что завидовать тем, у кого в руках новенький блестящий молоточек, держа в своей руке старый и побитый. Но не инструмент решает поставленные задачи, ‑ что-то сделать, смастерить, а умелое им пользование. Лучше работать инструментом, который есть в твоем распоряжении, чем ничего не делать, терзаясь завистью.

Ведь пост — это не цель, а средство ее достижения. Целью же является посредством воздержания, молитвы, покаяния стать способным соединиться с Богом. Какой же смысл рассматривать чужие инструменты? Работай теми, которые есть в твоих руках. Трудись, приноси прибыль Христу от своих талантов, не спи, не теряй драгоценное время поста на ненужные переживания!

Бывает и так, что начинает человек пост «веселыми ногами», с бодрым духом, с легкостью делает поклоны, а потом ему становится так тяжело, что он волей-неволей вынужден делать себе послабление. А то, возможно, придется еще в чем-то облегчать намеченный строй поста. И у человека опускаются руки: ничего не получается так, как хотелось бы. «Тогда, — думает он, — брошу все и не стану мучить себя напрасно». Это неправильный подход: «Либо пощусь строго по Типикону, либо вообще не буду соблюдать пост».

Если человек видит, что он не может поститься так, как предписывает устав, стоит смириться с этим обстоятельством, посоветоваться со священником и найти свою меру поста. Надо делать то, что по силам и какая есть возможность. Если пожилой или больной человек сможет ограничить себя в малом, допустим, будет воздерживаться от мяса и употребления молока, — пусть так и будет. Только он должен осознавать, что не соблюдает пост как предписано уставом по своей немощи. Господь принимает и две лепты (см. Мк. 12, 42—44), и пришедших к Нему в одиннадцатый час не отвергает (см. Мф. 20, 1—9).

Главное, чтобы подвиг поста совершался для очищения своей души и соединения со Христом. Иначе можно зря понести ограничения и труды ради корыстных, земных побуждений — чтобы похудеть, например, или из тщеславия, из ревности и т.п.

Постом не стоит уделять все внимание только еде. Надо делать упор на молитву, чтение Евангелия, как можно более частое посещение храма и участие в таинствах. Постом необходимо нацеливать себя на познание Бога и научиться «зреть (видеть) свои прегрешения», чтобы понимать, что надо исправлять. Господь не показывает нам всю бездну наших грехов, чтобы мы не впали в отчаяние.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что если человек хочет увидеть ад, он должен остаться в полном уединении без света и звука, и постараться сосредоточиться на себе. Через какое-то время он почувствует ту бездну страстей, которая действует внутри. Поэтому люди создают для себя море развлечений, внешние эмоциональные подпитки, только бы не остаться наедине с собой. Пост же дает возможность стряхнуть всю эту мишуру и увидеть в себе «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4, 22).

Наконец, постом надо не только видеть свою греховность и приносить покаяние, но и познавать утешение Божие в таинстве Причащения. Невзирая на все наши пороки, Господь все равно нас не оставляет, поддерживает, любит и спасает, и дает нам возможность «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24). Это и есть наша главная цель не только на Великий пост, но и на всю жизнь.

«Вечерняя Москва»

 









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru