Издательский Совет Русской Православной Церкви: Писатели обсудили тему «Историческая трагедия России XIX-XX столетий» на встрече в Издательском совете

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Писатели обсудили тему «Историческая трагедия России XIX-XX столетий» на встрече в Издательском совете 13.11.2018

Писатели обсудили тему «Историческая трагедия России XIX-XX столетий» на встрече в Издательском совете

Круглый стол на тему «Историческая трагедия России XIX-XX столетий» состоялся 8 ноября в Издательском совете Русской Православной Церкви. Писатели-лауреаты конкурса «Просвещение через книгу» и других литературных премий были приглашены председателем Издательского совета РПЦ митрополитом Калужским и Боровским Климентом, чтобы обсудить ряд вопросов: как изображается дореволюционная Россия в советской и современной литературе; какое отражение в творчестве современных писателей нашло «зло революционного взрыва» и гонения на Церковь; как писать книги о новомучениках и исповедниках Российских.

Свое вступительное слово митрополит Климент начал с призыва к беспристрастной, правдивой оценке исторического прошлого. Обращаясь к прошлому, нельзя «обливать его грязью», но необходимо правдиво рассказывать о том, «как жил народ, какие успехи и недостатки были в стране», продолжил он. Весь минувший год прошел под знаком 100-летия вооруженного октябрьского переворота 1917 г., который митрополит назвал «спорным явлением» и призвал писателей не выносить «скороспелых суждений о том времени», но говорить о нем «с абсолютной честностью и беспристрастностью», отказаться от попыток «подчинить дар Божий (писательства – ред.) идеологическим требованиям».

Председатель Издатсовета обратил внимание на то, что в современной литературе образ дореволюционной России показан «слишком уж в темной одежде». Однако у писателей прошлого Россия – «страна с добрым лицом» (он привел в пример творчество трех Николаев: Гоголя, Шмелева, Гумилева), и нынешним авторам «следует уделить больше внимания светлым сторонам ее бытия». В то же время было отмечено, что не стоит идти на поводу у тех, кто благодушно призывает: «давайте не будем поминать зла». Говоря о прошлом, надо называть вещи своим именами: «Литература не может существовать на умолчании… Никакая светлая идея потоки крови оправдать не может… Россия очень дорого заплатила за тот великий урок Октября – забыть о нем значит пренебречь жертвами нашего народа в прошлом и, возможно, совершить те же самые ошибки в будущем», подчеркнул митрополит.

Судьбы новомучеников представляют для писателей «редкий кладезь материала», однако пока «наш писатель не озадачился этой темой», продолжил он, указав, что книг о святых ХХ века очень мало. «Наши современники должны больше знать о том периоде жизни Русской Церкви», – напутствовал он писателей.

С этим согласен историк и писатель Дмитрий Володихин: по его словам, в истории Русской Церкви есть два периода, которые имеют поистине мировое значение, – это создание «северной Фиваиды» (монашеских обителей на севере Руси в конце XIV — начале XVI века) и ХХ век, когда «просияло более тысячи новомучеников и исповедников», что сравнимо по масштабам и значению с эпохой раннего христианства. Об этом мало пишется, считает Володихин, тогда как этот «драгоценный опыт» писателям надо осваивать десятилетиями.

Обращаясь к истории дореволюционной России, историк и публицист Глеб Елисеев утверждал, что к революционному взрыву страну привел «массовый отход от православия образованных кругов». Немалую лепту в это внесли произведения Салтыкова-Щедрина, Писарева, Чернышевского – эти литераторы «работали на разрушение исторической России», однако их произведения до сих пор изучают в курсе русской литературы, посетовал выступавший.

Лауреат конкурса «Просвещение через книгу» Наталия Иртенина согласилась, что «негативный образ дореволюционной России» создавался армией революционеров, публицистов в XIX веке и внедрялся большевистской пропагандой. В наши дни это приходится постепенно исправлять писателями «православно-патриотической направленности», но процесс этот не быстрый – коллегам следует вдохновляться девизом «капля камень точит», полагает Н. Иртенина. Что касается новомучеников, то должно пройти время, чтобы писатели могли взяться за эту очень сложную тему. Митрополит Климент не согласился, отметив, что «сейчас самое время писать о новомучениках», уделяя особое внимание историческим условиям, в которых они жили.

Лауреат того же конкурса Наталия Черных имеет опыт написания книг о русской святости ХХ века, однако тема эта «неудобная», она непросто прокладывает себе дорогу, особенно учитывая сложности работы с архивами. Тем не менее, молодежь интересуется этой проблематикой, и необходимо продолжать литературную работу в этом направлении.

Это же подтвердила и лауреат литературной премии имени Н.Я. Данилевского, писательница Виктория Балашова: по ее словам, в молодежной среде востребован «свежий взгляд на исторические события», далекий от романтизации советской эпохи.

Историк Александр Музафаров, лауреат историко-литературной премии «Хронограф», обратил внимание на невежество многих пишущих об истории ХХ века. Он считает необходимым, говоря о достижениях советской эпохи, поднимать вопрос о том, какой ценой они оплачены, а это миллионы жертв.

Номинант Патриаршей литературной премии писатель Владислав Бахревский сосредоточился на проблеме малых тиражей хороших книг, необходимых читателю. «Более позорного времени для литературы, чем сейчас, еще не было», – отметил он, подчеркнув, что государство не только не помогает, но и мешает издавать качественную литературу.

В заключение встречи митрополит Климент вручил медаль преподобного Епифания Премудрого писательнице Наталии Иртениной и историку Ольге Елисеевой, лауреату литературной премии «Золотой Дельвиг».

Юлия Зайцева

Источник: Благовест-инфо









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru