Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Валерий Ганичев: Слово писателя будет всегда одухотворенным и нравственным 15.02.2018

Валерий Ганичев: Слово писателя будет всегда одухотворенным и нравственным


Тезисы отчета на XV Съезде Союза писателей России …

Уважаемые делегаты и гости съезда!

Наш съезд проходит в преддверии знаменательной даты – 60-летия Союза писателей России. Началу нашей встречи предшествовала долгая, многослойная работа нашего Союза. Проводились пленумы, фестивали, вечера и презентации встречи. Все они были посвящены созданию единого литературного поля, единой многонациональной культурной среды, формированию духовно-культурных ценностей, защите русского языка.

Наш съезд, на мой взгляд, и сегодня должен быть посвящен, в первую очередь, не мелким дрязгам, не борьбой за место в президиуме и других списках, а, в некотором смысле, первоочередному вопросу: силе русского слова, слова народов России, – иначе наступит омертвение всего живого, человеческого не только у нас в стране, но и во всем русском мире. Понять друг друга мы можем только с помощью языка, а без него – обречены лишь чувствовать, ощущать, но человек существо разумное и ему мало этого. Он должен с помощью языка понимать суть происходящего. А понять сегодня, когда, кажется, – наука может объяснить все, понять надо многое – хотя бы тот же мировой кризис, который, как говорят, появился внезапно, каким-то неожиданным образом, точно чудище «обло, озорно, стозевно и лайя». Действительно, мир – в конвульсиях, и кризис вышел на поверхность в виде финансового, хотя надо понимать, что это кризис, прежде всего, нравственности и этот кризис требует глубинного объяснения.

Сила слова всем известна. Но сила слова может быть и разрушительной. Достаточно вспомнить грозные и регулярные восклицания римского сенатора Катона: «Карфаген должен быть разрушен!» – которые и привели к уничтожению целой древней цивилизации.

А злобные пропагандистские слова в отношении нашего государства – «империя зла», – сказанные агрессивным американским президентом, овладели многими мировыми СМИ и в немалой степени способствовали распаду Советского Союза, что повторяется сегодня уже в отношении России.

Мы знаем, что лучшие умы Отечества во дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах нашей родины искали опору и надежду в великом и могучем русском языке.

Искали и нашли. Вспомним и мы слова известного критика и писателя Василия Розанова о том, что Россия не создала пирамиду Хеопса, Александрийский маяк, Родосский колосс и другие семь чудес света, но она создала великую русскую литературу, великую классическую русскую литературу. Здесь слово было доведено до своей высоты, до совершенства, до Великой Истины. А ведь уже в XIX веке существовали величайшие учения мысли, которые пытались преобразовать мир (тут и энциклопедисты, и Гегель, и Маркс, и многие либеральные теоретические построения – они вроде бы призывали к прогрессу и развязали желание с быстротой добиться счастливого результата здесь и сейчас, вызывая при этом худшие человеческие эмоции и инстинкты).

Конечно, Вера стояла преградой на этом пути, но на этих координатах творила и жила великая русская литература.

Ее ценность была не преходяща, недаром Святейший Патриарх Алексий II, приветствуя писателей России, пишущих на духовно-исторические и православные темы, говорил: «Некоторые литераторы несут на себе определенную долю вины за произошедшую в России в начале XX века трагедию. Но вспомним, что в те годы, когда «Закон Божий» был в школах запрещен, да и сами книги «Священного писания» ценились дороже золота, именно преподавание классической отечественной литературы сеяло семена веры в души людские». Эта литература ткала нить нравственного поведения наших людей.

И в этом смысле атаки на «империю зла» были и есть, атаки не столько на Пространство, а скорее на империю Духа, которую создала русская литература, русская и вся наша многонациональная культура.

А отсюда и устремление дробить великое пространство, разделяя его по этническим признакам, и рассекать единое духовное пространство наших людей, созданное классиками, изгнать нашего современника из большого духовного поля, с высокой нравственной доминанты.

И это более опасно, чем потеря территорий (их можно возвратить, как возвратился Крым), но отлучение от собственной духовной традиции, от высокого духовного слова – это трагический и опасный вызов национальному бытию.

И все же, уважаемые коллеги, мы собрались в счастливое время – в канун 60-летия создания Союз писателей России. Ясно, что русская литература существует более тысячелетия, а писатели страны, объединились в Союз значительно позже, но вот Союз писателей России волею наших фронтовых товарищей, писателей старших поколений всех национальностей образовался без малого 60 лет назад. И эта дата отнюдь не повод для проведения пышных, и даже не пышных нынче банкетов, – это возможность поговорить о состоянии литературных дел в стране, поблагодарить тех, кто создавал наш Союз, кто многие годы посвящал свое творчество нашему народу, кто работал в творческих организациях Союза не за страх, не за серьезную зарплату, а за совесть. Я думаю: сегодня мы выслушаем добрые советы, серьезные пожелания нашему Союзу. Думаю, что мы выскажем и отношение к рейдерским попыткам захватить наш Дом на Комсомольском проспекте, принадлежащий писателям России с 1970 года. Поблагодарим Министерство культуры за ремонт нашего дома, который, мы надеемся, скоро завершится.

У нас здесь не просто съезд общественной организации, а встреча людей высокой культуры, которая проходит во время серьезных испытаний для страны, и думаю, что мы сможем прочертить место нашей литературы, место высокого духовного слова в жизни общества, место нашего Союза писателей.

В работе нашего Союза участвуют те, кто ежедневно обращается к слову, служат ему, защищают его.

Здесь и волшебники слова – Юрий Лощиц, Виктор Лихоносов, Владимир Крупин и Ольга Фокина, Виктор Потанин, Владимир Личутин, с нами певцы славы Отечества Александр Проханов, Александр Сегень, поэты Владимир Костров, Станислав Куняев, Константин Скворцов, Николай Зиновьев, Виктор Верстаков, Светлана Сырнева, Евгений Семичев, Михаил Шелехов, Геннадий Красников, Владимир Молчанов, Елена Кузьмина, Михаил Шелехов, Василий Козлов, здесь человек, посвятивший более чем половину жизни детству, увлечениям детей, детскому чтению председатель детского фонда, писатель Альберт Лиханов, старейшина писательского цеха, один из создателей Союза писателей России адыгеец Исхак Машбаш, в нашем писательском строю фронтовики Юрий Бондарев, Владимир Бушин и Михаил Годенко, человек, который прошел минное морское поле от Таллинна до Ленинграда в сорок первом, роковом году. С нами запевала Бессмертного полка, воистину Народный поэт и артист России Михаил Ножкин, верная дочь якутского народа Наталья Харлампьева, мудрец и философ Сергей Перевезенцев, ученые Борис Тарасов и Виктор Гуминский, борец за сохранение народного, правдивого кино, народный артист Николай Бурляев, прозаик и драматург Валерий Хайрюзов, спектакль по его пьесе «Иннокентий» проехал от Владивостока до Москвы, учитель истории Наталья Петрова, чья книга «Повседневная жизнь русской школы от монастырского учения до ЕГЭ» во многом перевернула сознание учителей современной системы просвещения, с нами летописцы переднего края современных войн Сергей Бережной, Марат Мусин, молодые Сергей Шилов, Александр Харченко, Ольга Кулыгина, Мария Коледа, Наталья Батраева, да и много-много людей возвышенной души, самоотверженного служения русскому слову, нашей литературе, многонациональной литературе. Здесь наши братья из Белоруссии, гости из стран Европы и Ближнего Востока.

Ответственность, которая вырисовывается перед съездом, позволяет сегодня нам проводить наш съезд не как какой-то фестиваль или некую увеселительную декаду. Мы достаточно их проводим, да и впредь не отказываемся. Думаю, что это серьезный исторический момент, который знаменует то, что глубинные слои нашего общества, его духовная и мыслящая часть вливаются в созидательные действия страны.

Мы как писатели, как творческий Союз не стремимся ни к дистиллированным паритетам как части государственной политики, ни к некой стерильной представительности. Мы руководствуемся не набившим оскомину консенсусом, а вековечным единством, где могут иногда, по примеру Новгородского вече, и мужики-горлопаны повыступать, но затем обязательно будет согласие.

Что касается писателей, то мы стремимся в каком-то смысле утвердить образец, пример, эталон в нашем творчестве, отвести угрозу безнравственности, пошлости, цинизма, невежества и ксенофобии от наших соотечественников. Мы отнюдь не считаем себя элитой, поучающей элитой, а скорее глубоко переживающей, нередко страдающей частью общества. Мы не несем в своем облике, действиях высокомерия, но мы готовы поделиться знанием, сбереженным и выстраданным, порой волшебным Словом, а самое главное, мы готовы видеть, слышать и слушать, страдать вместе с нашим народом и вместе с ним работать, действовать, устранять беды. Лучшие из нас имеют право предостерегать людей, прозревать грядущее и, как великий Нестор, фиксировать исторические события. Нам хочется вернуть уважение к Слову, литературе, истине всегда высоко ценимых на Руси.

Мы переживали с вами страшные годы крушения Великой Державы и медленное восстановление новой реальности в условиях раздоров и гонений. И лишь в эти двухтысячные годы стали вырисовываться контуры будущего России, слегка прояснялись его горизонты и перспективы. Опять же вспомним Крым, Севастополь, что вернулись в родную гавань. Это ведь было событие, которое обнадежило Русский мир, подарило народу надежду, что мы, русские люди, обязательно встретимся в общем доме, хотя мы все понимаем, как нелегко живется русским людям, невольно оказавшимися после развала СССР вне Отечества.

Никто из нас не покушается на взлелеянную на всех «демократических» уровнях суверенность, но мы, писатели, не можем не говорить о соединении в едином, лучшем, общем, исторически проверенном. Вспоминаются слова Толстого из «Войны и мира»: «Почему же плохие люди соединяются, а хорошие нет?» – Конечно, когда говорят о такого рода единениях, то некоторые наши демократы или либералы начинают искать антидемократизм в подобных действиях, подозревать нас в имперских амбициях, атавизмах тоталитаризма. Когда же стал создаваться Евро-Азиатский экономический союз, шуму-гаму в пронатовской Европе и у наших европейски-зацикленных оппонентов было немало: «Это недемократично!» И в то же время зазывали объединяться в Евросоюз. Иногда и далеко не демократическими мерами, как мы с вами видим в Украине, Молдавии, странах Центральной Азии и Ближнего востока. Опять, что хорошо для Запада и ее управителей, то не может быть хорошим для России. – Почему? – Мы ведь не против Евросоюза, но мы не можем смириться с таким избирательным и по-своему диктаторским подходом. Наши люди, уважая демократические ценности, в полной мере хотят ими воспользоваться в своей жизни, в своей ориентации жить не по чужим лекалам, в дружелюбии с европейскими народами и между собой.

Думаю, мы понимаем, что литература сегодня, к сожалению, не является лидером духовных, нравственных преобразований в обществе. Слава Богу, Вера, национальные традиции возвращают утраченные в прошлом позиции среди народа, и это важно. Но с другой стороны, коммерциализация, надменный взгляд многих представителей капитала, желающих подчинить себе все движения в обществе, подчинить и творчество своему, к сожалению, в большинстве случаев неразвитому, а то и недоразвитому вкусу. Думаем, что наша литература, как и прежде, должна быть выражением мнения народных масс, к сожалению, в немалой своей степени лишенных нынче материального комфорта, а то и просто бедных, порой обнищавших людей, но не потерявших веры и надежды на лучшее будущее. И думаю, что такому ободрению людей, укреплению их духа должен способствовать и наш Союз. Я говорю отнюдь не о бодрячестве, о розовости взгляда, а о Вере, воплощенной в художественных образах, о том извечном сочувствии Человеку, простому человеку, что было характерно для русской классической литературы и литератур народов России.

В период, когда Святейший Патриарх Кирилл возглавил Русскую Православную Церковь, в первый год был образован Издательский совет РПЦ, куда решением Синода введены члены нашего Союза писателей. Затем он развернул широкую панораму действия во имя утверждения высших нравственных ценностей, через Слово, через Книгу, художественную литературу. Он высказался за утверждение 1 марта, дня выхода первого печатного издания «Апостола» Иваном Федоровым, как Дня православной книги, за создание Патриаршей литературной премии имени Кирилла и Мефодия. За семь премиальных сезонов лауреатами этой премии стали писатели нашего Союза: Владимир Крупин, Виктор Николаев, Станислав Куняев, Юрий Лощиц, протоиерей Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев, Юрий Бондарев, Александр Сегень, Николай Блохин, Борис Екимов, Борис Тарасов, Виктор Лихоносов, Борис Споров, протоиерей Ярослав Шипов.

Разве мы не можем порадоваться нашему общему успеху. Разве нам не дороги слова Патриарха: «И во всем этом, у нас, у Православной Церкви привилегированный партнер – Союз писателей России».

Это высокая честь и ответственная обязанность. И я не сомневаюсь, что таким соработником в духовном просвещении был и будет наш Союз.

В этом зале, где звучало слово Шолохова и Фадеева, Твардовского и Исаковского, Леонова и Довженко, Мустая Карима и Расула Гамзатова, сегодня собрались представители Москвы, Санкт-Петербурга, Псковской, Смоленской, Брянской, Новгородской областей, республик Северного Кавказа, Якутии, Башкирии, Владивостока, Краснодара, Урала и Сибири, из Омска и Иркутска...

Глубинные профессионалы: лучший ныне заботник о селе, о сельском жителе Анатолий Кирилин, заступник русской провинции Александр Бобров; Николай Иванов – человек армейской закалки, Афганистана, Чечни, где побывал даже узником темного зиндана, организовавший в Цхинвале и Беслане пленум Союза писателей, высветивший лицо современного терроризма, будь то фундаментальный ислам или «цивилизованный» пронатовский режим, критики Л. Баранова-Гонченко, Владимир Бондаренко, Елена Галимова, Иван Чарота, Нина Ягодинцева, Вячеслав Лютый, редакторы Н. Дорошенко – «Российский писатель», С. Котькало – «Новая книга России», В. Линник – газета «Слово», Ст. Куняев и А. Казинцев – «Наш современник», В. Артёмов – «Москва», Щелоков – журнал «Подъем», М. Ганичева – журналы «О русская земля» и «Роман-журнал XXI век», А. Ребров и В. Ефимовская – журнал «Новая Ладога», И. Голубничий – «Московского литератора», В. Бондаренко и В. Ерофеева «День литературы»… А легендарные журналы «Молодая гвардия», «Сибирь», Сибирские огни», «Алтай», «Север», «Двина», «Русское эхо»…

У нас более ста двадцати изданий в регионах, где-то по одному, а то и по два журнала или альманаха, не говоря уже об интернет-ресурсах.

Писатели, которые взяли на себя нелегкую общественную ношу, став руководителями различных творческих организаций, сопредседатели нашего Союза: Александр Кердан – председатель Ассоциации писателей Урала и Сибири; Борис Орлов и Владимир Бояринов – руководители писательских организаций двух столиц; И. Переверзин – председатель президиума Литературного фонда России, сопредседатели и секретари нашего Союза Владимир Крупин, Геннадий Иванов, Николай Гребнев (Курск), Владимир Молчанов (Белгород), Игорь Янин, Вадим Терехин (Калуга), Валентина Ерофеева-Тверская (Омск), Александр Дорин (Мордовия), Олег Дорогань (Смоленск), Михаил Карачев (Вологда), Николай Санджиев (Калмыкия), Алексей Береговой (Ростов-на-Дону)...

Я хочу, чтобы мы поприветствовали нашего коллегу из Беларуси, руководителя Союза писателей Беларуси, сопредседателя Союза писателей Союзного государства России и Белоруссии Николая Ивановича Чергинца.

За годы работы нашего общего Союза мы достигли одной из главной ценности – сближения наших народов через художественное слово. Понятно, что это лишь начало, но оно есть. Писатели готовы участвовать в дальнейшем осмыслении национального, духовного развития единого государства, исходя из вековечных традиций литературы, художественного Слова, что займет достойное место в нашем государстве. И надеемся на создание системы прочного финансирования сферы литературы и искусства.

Источник (читать полностью)









Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru