Издательский Совет Русской Православной Церкви: С точки зрения вечности. Неделя 28-я по Пятидесятнице

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

С точки зрения вечности. Неделя 28-я по Пятидесятнице 12.12.2015

С точки зрения вечности. Неделя 28-я по Пятидесятнице

Проповедь митрополита Калужского и Боровского Климента, опубликованная в газете «Вечерняя Москва».

В патристике всемирный потоп выступает образом Крещения. Почему? Существование без Бога приводит человека к духовной смерти, что гораздо страшнее смерти физической (Мф. 10, 28). По отношению к человечеству, забывшему о Творце, потоп был защитой от окончательной гибели во грехе. Тогда много людей погибло, но еще больше обрело спасение. Это было нужно, чтобы потомки Адама могли начать новую жизнь и идти навстречу своему Спасителю.

Преподобный Максим Исповедник считает, что для допотопных людей гибель их мира стала своего рода кризисом тяжелой болезни, после которого наступает либо выздоровление, либо смерть больного. В последние мгновения жизни даже самые нечестивые люди могут переосмыслить жизнь, отношение к Богу и устремиться к вечности.

Апостол Петр утверждает, что даже те, кто умер до воплощения Иисуса Христа, услышали благую весть о Его искупительном подвиге, «чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Пет. 4, 6). Для того Господь через потоп и пресек на земле жизнь погибавших в нечестии людей, чтобы грех не имел дальнейшего развития, и чтобы по пришествии Христа, когда Он сойдет в ад, люди смогли бы услышать Его проповедь. Только такая возможность оставалась у человечества для духовного возрождения и воссоединения с Творцом в вечности.

Если для человека не существует вечной жизни как абсолютной ценности, то ему сложно понять смысл страданий. Но Бог Откровения – это не бог гуманистов, которые добиваются долгой и комфортной жизни на земле и рассматривают человеческие страдания исключительно как зло, как отрицание самого смысла жизни. Единственным оком, провидящим тайну смерти, по выражению преподобного Иустина (Поповича), является грядущее воскресение. С точки зрения вхождения человека в вечность страдания и смерть приобретают положительный смысл.

Это отнюдь не значит, что Бог против здоровья и долголетия, что Он испытывает удовольствие, наблюдая мучения Своего творения. В Библии отражено совершенно противоположное Его отношение к людским страданиям: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6, 6). Толкуя упоминание о «раскаянии» Творца, преподобный Ефрем Сирин поясняет, что речь идет не о том, что Бог не предвидел отпадения человеческого рода. Создатель вовсе не досадовал на «неудачный эксперимент», но глубоко скорбел о людях, настолько злоупотребивших своей свободой, что только их смерть могла остановить развитие нечестия в последующих поколениях. Господь видел зло в расположении их сердец и знал, каким образом распорядятся своей волей их дети в будущем. Они, подражая взрослым, еще превзошли бы их во зле. Господь знал, что этим невинным младенцам со временем Он будет не нужен, как и их отцам, что все их стремления также будут направлены ко греху. И Бог лишает их только начавшейся жизни на земле, чтобы они не погибли для вечности.

Любителей природы особенно возмущает, что в водах потопа погибли представители животного мира, обитавшие на суше. Но весь мир был создан для пребывания в Боге через человека. И если в лице своего главы – разумного человека мир утрачивает возможность осуществления этой цели, ему нет смысла продолжать свое существование. В Библии не только о людях сказано, что перед потопом «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 12). Окружающая среда уже не могла выполнять свое предназначение жилища для человека, поскольку он сам стал неспособным  быть обителью Бога.

История человечества повторяется, и надо уметь делать из нее выводы. Многие сейчас ощущают ностальгию по Советскому Союзу, хотят вернуть то время. Отчасти это и религиозная проблема. О чем они тоскуют? Советское государство гарантировало всем прожиточный минимум, и многие чувствовали себя защищенными в материальном плане. Большинство советских людей не задумывались о Боге, не интересовались поиском Истины. В обществе был принят свод этических норм, но люди не должны были знать о существовании бессмертной души, заботиться о своей вечной участи. Все строили на земле рай всеобщей справедливости и достатка.

Однако Господь попустил развал этого, казалось, незыблемого государственного и социального строя, чтобы люди очнулись и поняли, что земная жизнь не самоценна. Пережитые страной потрясения, несмотря на страдания, были необходимы для духовного возрождения общества, обретения людьми веры и смысла жизни. Иначе мы бы не осознали, что земная жизнь важна лишь как время духовного выбора, определяющего наше бытие в вечности: в единстве с Богом или вместе с теми, кто отвергает Его.

История всемирного потопа свидетельствует, что всеведущий Бог никогда не вредит человеку, но всегда исходит из заботы о его вечном благе. Все внешние обстоятельства нашей жизни, в том числе и скорбные, Бог созидает с одной целью – даровать нам благобытие в вечности.

«Вечерняя Москва»

 









Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru