Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Дети задумываются о важном

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Дети задумываются о важном 14.07.2023

Митрополит Климент: Дети задумываются о важном

Все мы знаем, что детей многое интересует. Родителям, дедушкам и бабушкам, воспитателям и учителям они задают много вопросов, и они бывают разные: кто-то хочет знать, как начинается жизнь, кого-то интересует, как устроен мир, у них возникают вопросы о том, что они в первый раз встречают в жизни. Но есть вопросы, на которые, как они считают, может ответить только Бог, и они обращаются к Нему. Такие вопросы собраны в книге Михаила Дымова «Дети пишут Богу», и хочу о некоторых из них поразмышлять.
Ученик 1 класса Петр интересуется вопросом своей духовной жизни, и спрашивает Бога: «Чтоб Ты простил мне грех, надо вначале согрешить?»
Скажу прямо, лучше не грешить, чтобы не было, чего прощать. Бог же нужен не только для прощения грехов. Но и для того, чтобы Его любить и быть Им любимым.
Если нет грехов, то и прощать нечего. Но найдется ли такой человек на земле, который бы ни в чем никогда не согрешил? Попробуй, Петя, провести эксперимент: недельку, или хотя бы день не грешить. Ни на кого не обижаться, не завидовать, слушаться старших, не лениться, не злиться на друзей, не думать ни о ком плохо, не ругаться, не обманывать, не брать чужого без спросу, не увлекаться играми. И в то же время, говорить правду, добросовестно выполнять порученные дела, прилежно готовить уроки. помогать дома маме, заботиться о тех, кто слабей тебя или больной, не забывать молиться.
Не только Петя, но и любой человек, поставив себе такую цель: «не грешить», увидит, как это непросто, как много будет срывов и падений. В том-то и дело, что не надо грешить, но не получается так жить. И если человек не хочется оставаться в том состоянии греха, в котором он пребывает и старается исправиться, Бог обязательно поможет ему. Бог будет ставить человека в такие обстоятельства, в которых тот сможет увидеть свои немощи и пороки и начать с ними бороться. Ведь пока проблемы не видишь, ее как бы и не существует. А Господь не только пошлет такие обстоятельства, порой, весьма сложные, но и даст человеку всемерную помощь. Этот совместный труд Бога и человека по спасению человека будет свершаться на протяжении всей его земной жизни.
Ученик 3 класса Федя видит, что кругом много хороших людей, и его волнует, почему добрым людям приходится страдать. И с такими мыслями он спрашивает Бога: «За что Ты наказываешь добрых людей?».
Не только Федю волнует этот вопрос. Все мы знаем, что бывают люди и добрые, сердечные, милосердные, которые терпят несправедливые укоризны, обиды, поношения, скорби. Конечно, возникает вопрос: «За что все это им? Не правильнее было бы, чтобы все это доставалось только плохим людям?»
Однако Святое Писание говорит, что «нет человека, иже жив будет и не согрешит» (Екк. 7:20). Значит, Бог гораздо лучше видит душу каждого из нас, чем мы сами. И Он видит, как и чем ее лечить, чтобы исправлять те искажения, которые портят душу человека.
Можно вспомнить и то, как преподобный Антоний Великий молился Богу и спрашивал Его: «Господи! Почему одни немного живут, – и умирают; а другие живут до глубокой старости? Почему одни бедны, а другие живут богато? Почему нечестивые богатеют, а благочестивые бедны?» И Господь так ответил великому подвижнику: «Антоний! Себе внимай! То – суды Божии, и тебе нет пользы знать их».
По крайней мере, в моменты подобного смущения надо себе напоминать слова того же преподобного Антония Великого, что «Бог благ и только благое творит. Вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым». Бог никому ни за что не мстит. Даже злым не мстит, не говоря про людей доброго нрава. Господь о каждом человеке заботится и печется как о любимейшем Своем творении. Что же касается скорбей и страданий – каждому из нас надо пройти через свои испытания, чтобы духовно укрепиться, избавиться от своих страстей и грехов. Господь допускает страдания человеку для его исцеления. Как, например, хирург, чтобы сделать операцию, делает пациенту вначале больно, но он спасает жизнь. Так и Господь поступает.
С земной точки зрения те испытания, которые вдруг, «на ровном месте» бывают у хорошего человека, могут выглядеть крайне несправедливо. Но все земное – мизерная часть нашей жизни. Оно необходимо нам как подготовка к вечности. Поэтому все те невзгоды, страдания, несчастья, от которых мы унываем и порой впадаем в отчаяние, с небесной точки зрения смотрятся иначе – как необходимая подготовка человека к жизни вечной. «Вы плохо торгуете и мало барыша получаете от невнимания вашего, – говорил преподобный Макарий Оптинский своим духовным чадам, – всякий случай скорбный, от кого-либо досада, уничижение, укорение, презрение и тому подобное есть торг… торговать и получать выгоду состоит в произволении каждого: переносить с самоукорением и смирением и приобретать от сего душевное исцеление от страстей; многие приобретают, а многие пропускают время сие, и остаются не только без приобретения, но даже и с убытком».
Толик из 3 класса думает более глобально, он понимает, что без Бога жить невозможно, и его волнует, как живут люди в других странах. Он Богу задает вопрос: «А другие страны Ты обслуживаешь?»
Можно ответить коротко: естественно. Но сам вопрос звучит немного некорректно. Можно сказать, что Бог – везде, вне человеческих границ, вне территориальных границ государств. Но сказать «обслуживаешь» – неправильно, потому что Господь – не слуга, не волшебная щука, не джин и не золотая рыбка, чтобы исполнять наши желания. Бог заботится обо всех людях, вне границ их проживания. Ни один человек, ни одно творение, будь то животное или птица, рыба в океане или муравей, дерево или полевой цветок, весь мир существует силой Божией, все это к жизни, как и нашу планету и весь космос привел Бог, и Он все держит в своей власти.
Глагол «обслуживаешь» несколько иной коннотации – «выполнять желания». А служение Господа человечеству – о другом. Христос говорит о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). Тут речь – о нашем спасении. Не о выполнении земных мечтаний, а именно о спасении. Потому что человек попал туда, откуда сам выбраться не может, – в болото смерти, и его надо оттуда спасать и вытаскивать. Бог дает человеку самое главное, что он может иметь, – жизнь. И если Бог отнимет Свой Дух человек, все человечество, весь мир исчезнет.

«Вечерняя Москва»


Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru