Издательский Совет Русской Православной Церкви: Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на совместном заседании Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и Синодальной комиссии по биоэтике

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на совместном заседании Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и Синодальной комиссии по биоэтике 19.06.2023

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на совместном заседании Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и Синодальной комиссии по биоэтике

19 июня 2023 года в Издательском совете прошло совместное заседание двух комиссий. 


Ваше Преосвященство, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Уважаемые члены совместного заседания Синодальной и Межсоборной комиссий!


Научное и технологическое развитие требует внимательного наблюдения и осмысления со стороны Церкви. Если в XIX и в середине XX века развитие технологий находилось в понятных научных рамках, то затем наука все больше становилась основой для осмысления жизни человека. В современной ситуации мы можем видим существенные вызовы, которые возникают перед человеческой цивилизацией в связи с нынешним состоянием не только самих технологий, но и отношения к ним.

Опасность здесь состоит не только в существовании человекоподобных роботов или искусственного интеллекта, активно внедряемого в разные сферы жизни. Мы прекрасно понимаем, что все эти формы технологического развития целиком зависят от человека, построены на понятных принципах алгоритма и представляют опасность ровно в той мере, в которой представляет опасность сам человек, их создавший.

Однако с точки зрения христианского мировоззрения опасность в первую очередь состоит в том, что сам человек начинает видеть в современных технологиях и научных достижениях, на них основанных, панацею от всего. Так, в медицине – полное преодоление боли, страдания, старения, а затем и самой смерти. В информационных технологиях и разработках – стремление к переносу личности на иные носители для ее сохранения чуть ли ни в вечности. Наука становится «сверхнаукой», выходит за свои привычные, давно определенные ей границы, начинает говорить о вещах, на которые она раньше не претендовала. В этом смысле нам нужно понимать, что современные технологии — это во многом выход на разговор о главном – о жизни и смерти. Человек вдруг понял, что он может устраивать свою жизнь и пробовать выходить за установленные Богом границы жизни и смерти, он может корректировать установления и законы, данные Богом, регулировать те процессы, которые ранее были вне его власти. И в этом заключается существенный обман или даже самообман, который предлагается в том числе и обывателю. Да, несомненно, специалисты видят, что и до создания сильного искусственного интеллекта еще далеко, и субъектностью не может быть наделена никакая искусственная система, но ввести в заблуждение обывателя получается уже сейчас. А в этом заблуждении главное – вынуть из системы ценностей Бога и понимание теоцентричности жизни, как не отвечающее современным условиям технологического развития.

Примечательно в этом смысле создание современных квазирелигий, которые ставят перед собой цель вырастить своего бога, об этом уже вполне открыто заявляют так называемые «прогрессисты». Например, один из основателей доктрины «Великой перезагрузки» Юваль Ноэ Харари сказал, что с использованием искусственного интеллекта можно создать «новую библию» и на ее основе «действительно правильные» единые религии.

Полагаю, что нам необходима проницательность в цифровой сфере, умение видеть происходящее на достаточную глубину, чтобы не давать себя обмануть и предложить правильное видение всем тем людям, которые по-прежнему с надеждой смотрят на Церковь как на носительницу истинного и неповрежденного знания о мире и человеке.

В особенности подчеркну важность нашей совместной работы с Синодальной комиссией по биоэтике. Вопросы биоэтики находятся в очень важном месте пересечения христианской этики и современных технологий, о которых нам необходимо говорить.

Надеюсь на плодотворную совместную работу наших комиссий, итогом которой может стать совместный документ в виде коммюнике о дальнейших конкретных шагах, поскольку нам с вами предстоит продолжительная и активная работа по выработке церковной позиции по проблематике, стоящей перед нами.

Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru