Издательский Совет Русской Православной Церкви: Митрополит Климент: Как человек подчиняется зависимостям

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Митрополит Климент: Как человек подчиняется зависимостям 07.02.2023

Митрополит Климент: Как человек подчиняется зависимостям

Сегодня в мире множество людей находятся под властью всякого рода зависимостей. Курение, употребление алкоголя или наркотиков, азартные игры овладевают человеком. А XXI век привнес еще дополнительные «коррективы» – это интернет-зависимость, SMS-зависимость и др. Зависимость начинает управлять человеком, а он безвольно ей подчиняется. Это приводит к тому, что подвластность той или иной страсти возрастает, ее контроль над человеком становится все более сильным. Разорвать порочный круг все сложнее. Но как этот круг появился, и как он замкнулся? Все доводы в роде: «Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притч. 20: 1), – не имеют никакого воздействия на таких людей.
Одна из ловушек – «все так делают». Например, в компании старших подростков большинство курят, и остальные тоже начинают курить, чтобы не остаться в меньшинстве. Известно, что в подростковом возрасте стремление быть частью компании сверстников велико, и это нередко заводит совсем не туда, куда зовет здравый смысл. Когда в компании подростков пробуют наркотики, некоторые ребята понимают, что делать этого не следуют, но «все так делают сейчас» – и юный человек повторяет то, что делают «все», боясь стать мишенью для насмешек «бывалых» сверстников.
«Все так делают» может служить и оправданием чьих-то действий. Женщина пришла к племяннице в гости и увидела несколько бутылок из-под алкоголя. Она знала, что девушка спиртным не увлекается, поэтому сразу спросила про ее брата, которого не было дома: «Это Антон так проводит время?» И услышала ответ: «Он молодой мужчина. В молодости все выпивают, ничего страшного нет. Он же не пьяница». Какое сделано обобщение: «в молодости все выпивают»? За этим обобщением просматривается неспособность посмотреть на ситуацию объективно.
Для подростков курение, употребление спиртного, а то и наркотиков – показатель взрослости. Но задумываемся ли мы, взрослые, почему вообще зависимости в сознании подростков стали признаками взрослости? Это все потому, что именно такое поведение они видят в нас взрослых.
В одной семье отец не позволял сыну курить, но не объяснял ему, что это вредно, и как тяжело потом отвыкнуть, а говорил: «Ты еще мал». В тоже время, сам родитель курит. Ребенок усваивает: маленьким нельзя, большим можно, это атрибут взрослости.
Или в семье часто бывают гости, и на столе всегда присутствует вино. Дети видят, что семейные посиделки взрослых без вина не обходятся, они не вспомнят случая, чтобы пили только чай. Вот и получается: детям запрещают – «вы еще маленькие», а сами часто выпивают. И ребенок начинает воспринимать спиртное как «привилегию» взрослого человека. И вот подросший ребенок решил, что он сам теперь взрослый. Поэтому и у него на встречах с друзьями должно быть спиртное.
В чем проявляется корень зла в этих примерах? В поведении взрослых. Это взрослые курят и не борются со своей зависимостью, часто бывают навеселе и не стесняются своих детей. А те все это усваивают как атрибут взрослости.
Другая мотивация – это ловушка для слабых духом: «Мне это приносит облегчение, снимает стресс, помогает забыть о проблемах и т.д.». Проблема человека с зависимостью усугубляется тем, что он не хочет ее признавать и считает, что вино действительно помогает ему поддерживать рабочую форму, снимая напряженность от стрессов и перегрузок. Вспоминаю одну историю. Две молодых женщины в школьные годы были подругами. После окончания школы встречались, но это было изредка. Как-то им удалось выкроить время от работы и семейных дел и выбраться на выходные к одной из них на дачу. Вот тут-то одна из подруг и увидела, что другая каждый день покупает себе вино. Сначала та думала, чтобы встречу отметить, а потом поняла, что ее подруга без вина не проводит ни одной трапезы. Она пробовала напомнить, что пора остановиться, попробовала мягко, но открыто поговорить. В ответ услышала: «Я взрослая женщина. Я себя контролирую. Почему я не могу, отдыхая, купить себе вина? Я в любой момент могу от него отказаться. Про какие еще зависимости ты мне пытаешься сказать?» Только было видно, что не готова была ее подруга отказаться от спиртного. Пленительная привычка уже есть, и человек не хочет этого признать и попытаться победить ее, стать от нее свободным. И «так все делают» в данной ситуации не при чем – явно, далеко не все женщины так поступают. Любой человек вспомнит много подобных примеров среди знакомых.
Не все знают, что человек, поддавшись одной зависимости, становится более восприимчивым и к другим. Кто-то думает: «Я всего лишь курю. Ничего страшного». Но в жизни все бывает иначе. Поддался одной пленительной привычке, – другая одолеет с большей легкостью. Порой у человека возникает иллюзия, что он борется со своим «рабством» и даже его побеждает, но на деле вместо одной разрушительной привычки он начинает поддаваться другой. И бывает, что зависимости ходят «по кругу» в чьей-то жизни, сменяя друг друга. Надо силы направить на реальную борьбу, а не на такую смену. И самое главное – найти причину своей пагубной слабости.
Нередко люди говорят, что начали много пить или курить из-за каких-то сложностей и проблем в трудный период. Но разве «изменение сознания» когда-то кому-то помогало побороть трудности? Это их только постоянно увеличивало, причем, не только его личные, но и его близких. Тяжела жизнь родителей, детей, супругов людей, склонных к алкогольной или наркотической зависимости. Какой болью сжимается детское сердце, когда ребенок видит папу или маму, которые нетвердо стоят на ногах, затевают ссоры, устраивают безобразные сцены. Как льют слезы старики, глядя на выросших сына или дочь, которым наркозависимость дороже всего. Премудрый Соломон говорит: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? ... У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Притч. 23: 29-30).
Бывает, что человек лишился работы или вынужден перейти на другую, менее ему неинтересную. Но разве улучшится ситуация, если он начнет употреблять алкоголь? Захочет ли работодатель взять на хорошую работу человека с зависимостью? Поможет ли подорванное дружбой с алкоголем здоровье получить желанную работу? Не преступно ли день за днем отрывать от семьи и у близких деньги на выпивку, если семья и так вынуждена на всем экономить? Ни одну проблему алкоголь не решит, а новых добавит. «Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет его злой воли, как пьяница», – говорит святитель Иоанн Златоуст.
У человека в жизни нелегкий период, и он начинает курить. Но от сигаретного дыма трудности не тают, а проблемы со здоровьем появляются и усугубляются. Если к уже имеющимся сложностям добавится еще инфаркт, гипертонический кризис или инсульт, а именно к этому приводит курение, то в жизни будет еще тяжелее ему самому и его близким.
Важно понимать, от чего у современных людей возникают проблемы со всякого рода зависимостями. Можно найти причины в генетике, объяснить их появление психическими травмами, давлением социума, переизбытком чего-либо, денег в конце концов (папа всем обеспечит) и т. д. Причины можно перечислять бесконечно, но глубинная причина видится в другом – внутренняя пустота и отсутствие веры. Человек не понимает, для чего ему дана жизнь. Видит жизнь в одном – получать удовольствие. Но это ложная цель. Любое удовольствие вскоре перестает приносить удовлетворение, и дальше что? Поиски новых удовольствий, новой зависимости?
Цель и смысл жизни человеку открываются во Христе. Человек должен проверять свои хотения – приведут ли они к Богу. Если этого не происходит, значит нет в человеке глубины, в его жизненных установках произошел сбой, произошла подмена ориентиров, он в тупике. Святитель Феофан Затворник такое состояние в человеке называет «энергийной смертью духа».
Если человек в любой форме, в форме «заесть стресс чем-нибудь сладеньким», «украсить» себя тату или что-то еще подобное, хочет преодолеть трудности без обращения к Богу, то он деструкционист для своей души. Если же у человека есть самое главное богатство – Бог – то у него есть все абсолютно. И скорби с Богом проживаются иначе, они наполнены внутренним смыслом.
Вот что говорит об этом митрополит Лимассольский Афанасий Николау: «Когда у человека есть хотя бы немного любви, немного радости, немного мира, то в том случае, если это идет от Бога, он чувствует полноту своего бытия. Ему не кажется, что в его жизни чего-то не хватает. И несмотря на то, что нам всегда хочется большего, у нас нет ощущения неполноты». Он также говорит: «Бог… никогда не оставляет в нашем сердце ощущение пустоты, никогда не дает нам почувствовать себя одинокими. Любовь к Богу настолько чудесна, что человек, испытывая ее, постоянно находится в состоянии вдохновения».
Если же человек, оставив Бога, подчинится какой бы то ни было страсти, то обратный путь долог и труден, но он есть, как показано в притче Христа о блудном сыне. Только обращение к Богу, как к Отцу, делает человека свободным и дает шанс вернуться к жизни во всем ее многообразии, как это сделал младший сын, растративший свое достоинство в дали от отчего дома.

«Вечерняя Москва»



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru