|
||||
|
28.10.2022
Митрополит Климент: Волна искушенияЧеловек XXI века погружен в среду искушений. Еще первым людям Господь сказал: «У дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:7). Прошло много времени, но человечество продолжает искушаться грехом. Каковы же механизмы действия греха в душе человека, и как бороться с восстающими страстями? Ответ на эти вопросы есть не только в святоотеческих трудах, но и в некоторых поэтических произведениях, поскольку в них запечатлены многообразные оттенки состояния человеческой души.Действие любого искушения на душу человека можно сравнить с нарастанием волны. Когда оно встречает на пути скалу непреклонной человеческой воли, то моментально разбивается. Но если страстное желание не обнаружит в человеке препятствия, то постепенно начнет увеличиваться и в конечном итоге может привести к погибели души. Появлению любой волны предшествует мелкая рябь. Для человека такой рябью является мимолетная греховная мысль, облеченная «в красивые одежды». Славянские народы понимали это, поэтому, как отмечено в этимологическом словаре Шанского Н.М., в русском языке слова грех и грёза (мечта) имеют общее происхождение. Однако, по словам святителя Феофана Затворника, от возникновения мысли до совершения греха проходит несколько этапов, на которых искушение можно пресечь. Самый надежный способ — сразу же отвергнуть скверные помышления, как только они потревожили ум. Так, в одном из белых стихотворений И. С. Тургенева описаны мысли путника, который раздраженно подумал о бредущей за ним старушкой, но осек себя: «Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами …Да, да; это так». Этот фрагмент тесно переплетается с поучениями преподобного Паисия Святогорца, который советовал каждому человеку избегать скверных мечтаний, переводить собственную душу на добрые рельсы, искать во всем положительное и таким образом учиться любви — главной христианской добродетели. Если скверне все же удалось просочиться, «душа пошатнулась», как говорит святитель Феофан, то искушение переходит на второй этап. Человек начинает беседовать с греховными мыслями, рассматривать их, оценивать. Это еще не грех, но уступка искушению. На третьем этапе, если мысль еще не отвергнута, человек начинает сочувствовать греху. По замечанию святителя, и это еще не сам грех — не поздно одуматься, поставить внутренний заслон, чтобы преградить путь от мысли к совершению греха. Следующей ступенью искушения становится уклонение воли человека от Бога. Начало греху положено, поскольку это происходит по произволению самого человека. Образ стремления за обманчивыми благами описал К. Д. Бальмонт: «Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня». Состояние зыбкое, но путь назад еще есть, тяжелых последствий можно избежать. И только отклонение от заповеди в мыслях, представление греха в уме, а затем и совершение его составляют падение человека. К этому моменту мечта настолько воспламеняет человека, преподносит искушение в такой заманчивой форме, что человек желает быть обманутым: Живите, сны, в душе моей, В душе безумной и порочной, Живите, сны, под гнетом дней И расцветайте в час урочный! Несмотря на многообещающую яркую оболочку греха, человек не получает от него ожидаемой радости, а результатом падения становятся угрызения совести и опустошенность. По определению апостола Иоанна Богослова, грех является беззаконием (см. 1Ин. 3:4) — отступлением от Бога, нарушением Его воли, запечатленной в евангельских заповедях. Человек же по сущности своей не является природой замкнутой, а постоянно нуждающейся в Боге. С первых времен истории человека смысл бытия заключается в единстве с Творцом, Его постижении, а это возможно лишь при соблюдении Закона Божия (см. Ин.14:23). Пустота, потеря истинной цели, одиночество, глубокая апатия — это ощутимые последствия богоотступничества. Нарушение связи с Творцом заканчивается для человека духовным разложением, деградацией его личности, нарушением соподчинения духа, души и тела. А. А. Блок, чьи строки «Живите, сны, в душе моей…» были приведены выше, несмотря на увлеченность мечтой, также осознавал действие на собственную душу греха, поскольку дал стихотворению название: «Мой путь страстями затемнен» — то есть душа лишилась Божественного света, и жизнь стала унылой и тусклой. Безуспешно стремясь найти радость в жизни, человек увлекается «игрушкой» тленного мира: алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, погоней за модой, властью, материальным успехом и другими развлечениями. Но, как отмечается в другом стихотворении А. А. Блока, мимолетная радость проходит, и согрешивший еще больше сожалеет о своих поступках: «Я пригвожден к трактирной стойке. Я пьян давно. Мне всё — равно. Вон счастие мое — на тройке В сребристый дым унесено…» Разлучая себя с Богом нарушением заповеди, человек начинает ощущать в себе то «небытие», из которого был создан этот мир. По словам святителя Афанасия, это состояние своей смертельной энергией увлекает человека в бездну вечного небытия, бесконечной тьмы безбожия. Поскольку в основе отношений человека с его Создателем лежит действие свободной воли, то через ее проявление осуществляется и разрыв с Ним. В тот момент, когда она выходит за пределы воли Божественной, совершается духовный катаклизм — человек самостоятельно рвет жизненно необходимую связь и подвергается духовной смерти. По сравнению Григория Паламы, если душа разлучается с телом, это означает, что тело подверглось смерти, а «отделение Бога от души есть смерть души». Человек, ощущающий такое состояние, доходит до крайней точки и желает себе смерти. Это состояние на себе испытал В. Ф. Раевский, о чем свидетельствуют его строки: Так ложною мечтой доселе ослепленный, Напрасно мыслил я о счастливых часах. Тебе ль знать радости? Твой разум заблужденный Не мог предузнавать о будущих бедах, Давно назначенных губительной судьбою; Лишь смерть желанная спасительной рукою Тебя освободит от горестей твоих! Подобные мысли зарождаются под действием злых сил, поскольку им известно, что, по величайшей милости Божией, в этой жизни любому грешнику дана возможность покаяния. Через осознание собственных грехов человек восстанавливает нарушенное единство с Богом. Об этом говорил преподобный Симеон Новый Богослов. Поскольку тело составлено из многих элементов, оно нуждается в различных лекарствах, а душа, простая по составу, может восстать от болезни лишь одним средством — благодатью Святого Духа. Первый шаг к исправлению — исповедь. А. С. Пушкин в своих стихотворениях описывает, как необходимо приступать к этому таинству. Первая важная составляющая — это сокрушение сердечное: Так отрок библии, безумный расточитель, До капли истощив раскаянья фиал, Увидев наконец родимую обитель, Главой поник и зарыдал. …О, много расточил сокровищ я сердечных За недоступные мечты. Другой чертой искреннего покаяния является смирение собственной гордыни и упование на милость Божию: И страшуся и надеюсь, Казни вечныя страшуся, Милосердия надеюсь: Успокой меня, Творец. Но Твоя да будет воля, Не моя. После разрешения грехов человек чувствует облегчение, внутренний свет, наполняющий душу. Сердце загорается стремлением ко Христу. В стихотворении «Исповедь» М. А. Дмитриев так описывает чудо возрождения собственной души: Я исповедался Тебе, Владыко Душ и телес, Царь неба и земли, Тебе, о Боже и духов и плоти! Ты мне послал источник слез обильный, И Твой служитель разрешил меня, И стало так легко мне и свободно! Чтобы не дать возможности продолжать греху действовать в душе, необходимо внутренне стремление отторгнуть от себя беззаконие, как писал преподобный Варсонофий Оптинский, «Все связи с миром суетным прервать, Иную жизнь – жизнь подвига начать» и никогда не возвращаться к прежней греховной жизни. Это относится не только к тем, кто желает уйти в монастырь, но и ко всем, кто несет подвиг в миру (см. Иоан.17:14). Зачастую, путая грех с собственной природой, человек не стремится бороться с ним, потому что убежден — «себя не переделаешь». Между тем, по замечанию святителя Феофана Затворника, побеждающий страсть «не естество побеждает, а порчу естества уничтожает и возводит его в свой естественный чин». Подобно раковым клеткам, грех живет лишь за счет организма, пораженного им, постепенно приводя его к истощению и смерти. Поэтому борьба с грехом жизненно необходима, тем более, что цена ее не жизнь преходящая, временная, но жизнь бесконечная. На пути духовного возрастания возможны падения и разочарования. «Напрасно я бегу к Сионским высотам, Грех алчный гонится за мною по пятам…», — в порыве отчаяния пишет А.С. Пушкин. Но не стоит забывать, что без помощи Божией не может совершиться не одно дело (см. Ин.15:5, см. Фил.4:13). Поэтому следует с молитвой устремиться ко Христу, возлюбить Его и Божественный закон всем сердцем, и усердно потрудиться. Тогда, как учит преподобный Варсонофий Оптинский, силою Божией грех будет побежден: И час пробьет, настанет время, Духовная твоя умолкнет брань – Страстям невольная, мучительная дань, И с радостию ты поднимешь бремя Напастей, бед, гонений и скорбей. В душе твоей, свободной от страстей, Исчезнут тяжкие сомненья и тревога, И свет духовный воссияет в ней – Наследнице Небесного Чертога. «Вечерняя Москва» |
|