|
||||
|
25.08.2014
Без руля, без ветрилВ журнале «Православное книжное обозрение» опубликована статья Варвары Кашириной, рассказывающая об отношении святителя Феофана Затворника ко Льву Толстому.
Святитель Феофан Затворник, признавая художественные дарования Л.Н. Толстого, писал о разрушительном влиянии, которое оказало его религиозно-философское учение на умы современников, ибо, по слову святителя, «у него нет ни Бога, ни души, и ничего святого»...
Отзывы духовных авторов о творчестве Л.Н. Толстого были собраны в книге «Духовная трагедия Льва Толстого», в которой был опубликован только один отзыв святителя Феофана о творчестве Л. Н. Толстого, перепечатанный из «Тамбовских епархиальных ведомостей» [1]. Более обстоятельные мнения святителя о религиозно-философских сочинениях писателя, прежде всего о «Евангелии» Толстого, «Исследовании догматического богословия» и о статье «В чем моя вера?», содержатся в его письмах начала 1880-х гг. В 1885 году Феофан Затворник, к которому на Вышу, попали статьи Л. Н. Толстого, писал: «Слыхали ли Вы про статьи графа Льва Толстого? Они все разрушительного свойства – для веры, Церкви и отечества. Они секретно распространяются, литографированные за границей. У меня теперь – его Евангелие и статья «В чем моя вера». Первое – есть полное искажение настоящего Евангелия. А вторая – ужас! Отрицание всех догматов, – и все во имя учения Христа, кривотолком искаженного. Все догматы, говорит, выдумала Церковь, испортив учение Христа. А у него и Христос – не истинный наш – Господь Спаситель, а что-то туманное. Ни Троицы, ни воплощенья, ни воскресенья, ни бессмертия. Жизнь наша здесь начинается и здесь кончается. Не понимаю, как властям в руки не попадет. А у него есть против государственного строя: например, присяга беззаконна, – войска не нужны и война богопротивна. И суды – противны учению Христа. Между тем учит: бьют, режут, грабят – терпи и молчи. В сем, говорит, сущность христианства. Ужас! Пишут мне: “студенты Московского Университета наперехват читают все сие и начитаться не могут”. Не страшно ли это?!» [2] Как пишет святитель, за написание нового евангелия, содержащего хулу на св. Церковь, писатель подлежит церковной анафеме: «Этот бесов сын дерзнул написать новое евангелие, которое есть искажение Евангелия истинного. И за это он есть проклятый апостольским проклятием. Апостол святый Павел написал: кто новое евангелие будет проповедать, да будет проклят (анафема: Гал. 1, 8). И чтобы все затвердили это добре, в другой раз это подтвердил (ст. 9). В евангелии богохульника сего цитаты похожи на наши <…>, а самый текст другой. Посему он есть подделыватель бесчестнейший, лгун и обманщик» [3]. «Исследование догматического богословия» Л.Н. Толстого было составлено писателем на основе «Православно-догматического богословия» митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), автора знаменитой многотомной «Истории Русской Церкви». Известно, что Л. Н. Толстой перед написанием своего сочинения встречался с владыкой [4]. Мнение святителя об этом сочинении: «Из всех статей Т<олст>ого эта самая ничтожная. Он бежит по Догматике, как вагоны по чугунке, и заметки его самые беглые и неверные от быстроты полета» [5]. В 1885 году святитель сообщает, что один рязанский помещик прислал ему из Санкт-Петербурга рукопись статьи «В чем моя вера?». И вот его первый отзыв: «Он осчастливить хочет человечество. Вот проект счастливой жизни: 1) не противься злу, пусть бьют, режут, грабят, – терпи, но молчи, не защищайся. 2) Суды не нужны, ни полиция, ни войско. 3) Присяга – преступна. 4) Воевать богопротивно. 5) Разводить не следует, даже и при прелюбодеянии супругов. Доказывает, криво толкуя слова Господа в нагорной беседе, – Мф. 5, 21–48, с большими натяжками. В тоне речи – непрестанно изрыгаются хулы на Церковь, которая у него иначе не называется, как извратительницею учения Христова» [6]. По распоряжению Главного управления по делам печати в России эти сочинения были запрещены. В начале 1884 года московский духовный цензор протоиерей М. Боголюбский дал заключение, что книга Т<олтого> «В чем моя вера?» содержит мысли, «явно противные духу и учению христианства, разрушающие начала нравственного учения его, устройство и тишину Церкви и государства» [7]. Подобные сочинения святитель считает «бреднями», которые, как зло, распространяется по России тайком: «Лев Толстой где-то нахватался, как чаду, злых мыслей – и распространяет украдкою, в рукописях. Но в сих рукописях только бредни его содержатся без всяких доказательств. Как у нас молодежь веры не знает, то легко увлекается сими бреднями по одному предположению, что-де такой писатель, верно, имеет основание так говорить. А у него самого в голове-то галки ночевали» [8]. «Вы помянули, что многие переходят в иную веру, начитавшись сочинения Толстого. Диво! У этого Льва никакой веры нет. У него нет Бога, нет души, нет будущей жизни…»[9] С июля 1883 г. религиозно-философские сочинения Толстого стали выходить за границей. В парижском журнале «La nouvelle Revue» был опубликован перевод «Краткого изложения евангелия». Статье было предпослано предисловие издательницы Juliette Lamber (Adan) о том, что «Лев Толстой в ортодоксальной стране охвачен смелостью Лютера, Ивана Гуса и Кальвина» [10]. Первоначально святитель Феофан собирал рукописные списки сочинений Толстого, желая написать критическую статью с разбором и критикой сочинений писателя, однако, по его собственному признанию: «Я думаю написать что-нибудь против, но никак не разберу, кто он по своей системе» [11]. Однако вскоре святитель отмечает отсутствие у писателя стройной системы взглядов, которую можно было бы оппонировать: «Против Т<олст>ого я не силен, потому что он слишком лукав или глуп, в его речах всюду страшная путаница, то одно говорит, то совсем другое об одном и том же. Бесы его учат лукавству» [12]. «Вступать в споры так противно! К тому же ярость берет, – и бывает искушение махнуть крупною речью [13]. В апреле 1886 года замечает, что хотя против публицистических сочинений писателя выступают многие, но «…пишут очень протяжно <…>. Мне и приходит в голову: выбрать измышления Толстого – все, и потом против них поставить исповедание веры св. Церкви, и пустить в ход. Это будет краткое обозрение вражеского стана и православного воинства. В предостережение, а то зло потихоньку распространяется, а оклика: берегись, не слышно» [14], ибо эти сочинения – «яд настоящий для молодежи» [15] В своих письмах Феофан Затворник несколько раз называет Л. Н. Толстого «башибузуком» [16], что в дословном переводе с турецкого означает: «с неисправной головой», а в более вольном – «больной на голову», «безбашенный»; или же Львом, «рыкающем, кого поглотить» [17], что прямо связано с апостольскими словами: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Петр. 5, 8). В феврале 1892 года святитель Феофан дает следующую характеристику самого писателя: «Атеисты, толстовщина! Где же это? Неужели около вас теперь в деревне? Господи помилуй! Этот Толстой, у которого в писаниях один бред – имеет последователей?! Верно, Русь православная совсем оглупела. У него души нет, Бога нет, нет и другой жизни. Он, не стыдясь, изрыгает хулы на Божию Матерь, на Спасителя и всю веру православную. Дерзнул и новое евангелие составить, не согласное с настоящим, и чрез то подпал под анафему Апостольскую. Тексты цитируются по истинному Евангелию, а самые тексты иное говорят, подделыватель. Из всех наших пустосмех, он самый пустой и зловредный. Настоящий сын сатанин» [18]. Этот отзыв напрямую перекликается и со словами преп. Варсонофия Оптинского, ездившего по поручению Святейшего Синода к умирающему писателю на станцию Астапово: «Граф Толстой был человек всесторонне образованный, но не имел Христа – и погиб. Земные знания не помогли ему. Отверг он святую Церковь – и сам был отвергнут» [19].
[1] Письма в Бозе почившего епископа Феофана затворника Вышенской пустыни // Тамбовские епархиальные ведомости. 1895. № 32. 12 августа 1895. Неоф. С. 802–809. [2] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем. Изд. Свято-Успенского-Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. 5. С. 78. [3] Там же. Вып. 2. С. 237–238. Письмо № 367. [4] Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828–1890. М., 1958. С. 515. [5] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем. Изд. Свято-Успенского-Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. 2. С. 137. Письмо № 285. [6] Там же. Вып. 7. С. 185. Письмо № 1169 от 14 мая 1885 г. Подобный отзыв см.: Вып. 2. С. 27–28. Письмо № 224 от 1 июня 1885 г. [7] Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828–1890. М., 1958. С. 571. [8] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем. Изд. Свято-Успенского-Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. 8. С. 111. Письмо № 1359. [9] Там же. Вып. 2. С. 42. Письмо № 228. [10] Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828–1890. М., 1958. С. 560. [11] Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем. Изд. Свято-Успенского-Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994. Вып. 2. С. 134. Письмо № 282. [12] Там же. Вып. 2. С. 136. Письмо № 284. [13] Там же. Вып. 7. С. 188. Письмо № 1171 от 22 сентября 1885 г. [14] Там же. Вып. 7. С. 194. Письмо № 1175 от 30 марта–3 апреля 1886 г [15] Там же. Вып. 8. С. 112. Письмо № 1360. [16] Там же. Вып. 7. С. 185. Письмо № 1169. [17] Там же. Вып. 8. С. 152. Письмо № 1413. [18] Там же. Вып. 7. С. 251. Письмо № 1212. [19] Варсонофий Оптинский, преп. Духовное наследие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005. С. 174. |
|