Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Архимандрит Зосима (Шевчук): "Концепция педагогического воспитывающего обучения была фактически создана святителем Феофаном Затворником..." 26.11.2012

Архимандрит Зосима (Шевчук): "Концепция педагогического воспитывающего обучения была фактически создана святителем Феофаном Затворником..."

Батюшка, в своем выступлении Вы затронули тему внимания святителя Феофана к проблеме воспитания детей начиная с младшего возраста. В каких произведениях отражена эта тема?

Взять, например, книгу «Письма о духовной жизни», в которой содержится переписка епископа-затворника со всеми, кто просил у него совета, поддержки и разъяснения по различным вопросам жизни. Хотя содержание вошедших в книгу писем очень различно, все они наполнены отеческой любовью к тем, кому адресованы, научают любви и духовно назидают. На протяжении всего своего строгого затвора, то есть после 1872 года, и до самой смерти, в монастыре святителем было написано «Собрание писем», эти письма полностью были изданы только в 1901 году, посвящены они размышлениям о христианской жизни, доступны по содержанию всем возрастам.

И, конечно, «Путь ко спасению» – второе из крупнейших его произведений. Его святитель Феофан написал до своего строгого затвора, это по сути книга лекций о православном образовании и воспитании, в том числе юношества. Книга несёт на себе также печать сугубой аскезы, начавшейся с уединения святителя в Вышенской обители в 1866 году, хотя и написана до ухода епископа в ещё более строгое уединение.

Все эти книги ясно иллюстрируют желание святителя, чтобы воспитание детей соединялось с любовью. Он считал невозможным относиться к ребенку только с педагогической строгостью, без любви. Основное и самое главное – у воспитателя должна быть любовь к ребенку. Концепция педагогического воспитывающего обучения была фактически создана святителем Феофаном Затворником, только не была им так озаглавлена. И она является прологом для современной работы педагогов, и может быть использована в том или ином виде в трудах преподавателей как в начальной, средней, так и в высшей школах. Воспитуемый духовно черствеет, если даже истинные знания просто «вкладываются» в голову, без кропотливого, с любовью воспитания.

В своих произведениях святитель выстраивает некую «лествицу» обретения любви, она может быть применима в современной ситуации? Понятно, что нужно всех любить, воспитывать с любовью, а как обрести эту любовь?

Святитель говорит, что любовь должна быть соединена со строгостью. Всё, что сказано святителем тогда, относится и к нашему времени. России сейчас потенциально грозит введение ювенальных технологий, при которых строгость вообще никак не подразумевается. Предполагается, что нужно потворствовать практически всем без разбору запросам подрастающего поколения, выполнять прихоти воспитуемых, давать им без рассуждения все, что они требуют и просят. Конечно, это совершенно не согласуется с учением Феофана Затворника, который был настоящим православным педагогом. Строгость не подразумевает, естественно, насилия. Важно умение педагога и родителя расположить ребенка, если он в чем-то прегрешил, к раскаянию, то есть к изменению образа мыслей. И самому педагогу необходимо воспитывать себя, занимаясь воспитанием своих подопечных. Учитель не может действовать плодотворно, если сам оставил своё самообразование. Так и в духовной жизни: невозможно научить тому, чего сам не имеешь. И любовь обрести педагогу возможно, лишь пройдя самому через все ступени христианского совершенства, чтобы получить через это опытную возможность воздействовать и на воспитуемых. И немалую толику в этой работе святитель отводит сверхъестественному: воздействию Божией благодати на душу педагога, приступающего к Богу в Таинствах Церкви, которые просвещают сердце и ум воспитателя, а затем и через него – его воспитуемых. Бог есть любовь. Совершенная любовь изгоняет страх. Боящийся же – несовершен в любви. Надо не страшиться обратить своё упование на Бога, воспитывать себя, освящать свою душу в следовании заповедям Христовым, и тогда по слову преподобного Серафима: тысячи (учеников) спасутся… И это всё с любовию, без насилия.

В чем разница между строгостью и насилием? Как может быть строгость без насилия?

Насилие – это грубое принуждение, понуждение без любви. Если выстроить систему координат и с одной стороны расположить любовь, а с другой строгость, где-то посередине будет то, что мы называем воспитывающим обучением. Сегодняшняя школа, к сожалению, далеко не христианская. И Церковь призвана не воцерковить современную школу, но помочь возвратить школе воспитательную миссию, которая зиждется на фундаменте исторического православия и имеет христианские корни. Воспитывающее обучение должно быть и в школах, и в семье, но особенно в семье. Настоящая любовь, родительская любовь обретается в Таинствах Церкви. Церковь – наша мать, а Бог – наш Отец. И через православно-нравственное воспитание в семье, под воздействием Церкви и Её Святых Таинств, происходит и возрастание, и подлинное становление человеческой личности, имеющей просвещённый ум и воспитанное сердце. Как подчёркивал святой Феофан Затворник, истинная доброта, любовь не чуждается и строгого слова. Но основой созидания является любовь между воспитателем, педагогом и воспитанниками, учащимися, между родителями и ребёнком. Святитель заключал: полюбите детей, и они вас полюбят. А если полюбят, то по любви добровольно подчинятся справедливым требованиям, а если в чём заблуждаются, то поверят авторитетному слову воспитателя, склоняющему их к раскаянию. Позитивный настрой родителей, совестливость преподавателей и научение ими воспитуемого сознательному восприятию правды Божией сформируют ребёнка духовно богатым без всякого насилия. Строгость не подразумевает насилия. Её уравновешивает любовь.


Беседовал Сергей Буянов




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru