Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Иерей Марк Рассадин: "Письма святителя Феофана важны и полезны для нашего духовенства, перед которым встает вопрос проповеди на современном языке современному миру, когда как раз актуален короткий, образный язык..." 22.10.2012

Иерей Марк Рассадин: "Письма святителя Феофана важны и полезны для нашего духовенства, перед которым встает вопрос проповеди на современном языке современному миру, когда как раз актуален короткий, образный язык..."

Председатель епархиального отдела образования и катехизации Скопинской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата иерей Марк Рассадин выступил на VI Феофановских чтениях с докладом «”Письма о христианской жизни” святителя Феофана Затворника как основа пастырской проповеди на приходе».


Отец Марк, в своем докладе Вы затронули очень интересную тему исследования писем святителя Феофана Затворника как практики его удаленного душепопечения, душепопечения по переписке. Эта тема сейчас особенно актуальна в связи с развитием информационных технологий, Интернета и деятельностью священников, миссионеров в этой области. Насколько письма Феофана Затворника актуальны в этом аспекте, насколько они могут помочь пастырям и простым христианам, которые выходят в Интернет для миссии, проведи, катехизации? Чему мы можем научиться у святителя Феофана?

Творчество святителя Феофана чрезвычайно многообразно. В моей жизни так сложилось, что в предыдущие годы я больше обращал внимание на его богословские работы, толкования. Полагаю, Вы знаете, что то, что вышло под названием «Письма о духовной жизни», было не столько эпистолярное наследие, сколько тексты, подготовленные и стилизованные под письма, составленные по поводу писем графа М.М. Сперанского. Проект 40-томного научного издания наследия святителя Феофана с самого начала показался мне чрезвычайно интересным и уникальным. И вот, благодаря электронной версии издания, выставленной на официальном сайте проекта, во 2–3 томе я ознакомился с письмами, обращенными к разным частным лицам. Стало сразу заметно и очевидно, как резко в них меняется повествовательный стиль. И это очень важно.

В каком-то смысле огромная сокровищница святоотеческой мудрости лежит под спудом, недоступна и неизвестна людям, потому что сложен язык богословия. К сожалению, низкий образовательный уровень современного читателя, его неумение работать пространными и многоуровневыми текстами делают невостребованными многие замечательные произведения Святоотеческой письменности. Тем более если мы говорим о современной мультимедийной среде, самые распространённые форматы Интернета: блог, форум, запись в твиттере не позволяют автору длительно и поэтапно развивать свои мысли. Правда, всегда существовали инструменты преодоления для таких преград. Одним из самых действенных в этой ситуации является метод изложения мысли средствами ярко образного повествования через притчу. Автор находит чрезвычайно емкое и точное краткое слово, которое создает словообраз, и этот словообраз легко запоминается и быстро тиражируется.

Именно под таким углом зрения письма святителя Феофана важны и полезны для нашего духовенства, перед которым встает вопрос проповеди на современном языке современному миру, когда как раз актуален короткий, образный язык. Этот метод крайне удобен для современных средств коммуникации с их ограниченным объемом передаваемой информации. Понятно, что написать можно сколько угодно длинные тексты, но в Интернете мало кто читает пространные размышления, очевидно, что в нескольких предложениях нужно уметь выразить быстро и точно выразить свою мысль.

Поэтому сегодня как никогда становится актуальным эпистолярный жанр Святителя. Он пришел к нему в результате собственной практики. Мы знаем по воспоминания современников, что Владыка писал до 40 писем в день. Вы попробуйте сейчас хотя бы 4 написать. Плюс каждодневная Литургия, плюс поминальные записки, плюс Правило, да и много всего другого.

Мы видим проявление элементов стиля. В некоторых письмах одна и та же тема то развивается, то повторяется, то обыгрывается, обрастает деталями, находит продолжение. С некоторыми людьми Святитель состоит в длительной переписке, и мы видим, как один и тот же образ, который он уже использовал раньше, срабатывает, если на него только намекнуть, только слегка подвинуть мысль читателя к воспоминанию, потому что он в сознании запечатлелся. Такой способ повествования чрезвычайно полезен. Это не совсем то же, что и проповедь. Проповедь священника с амвона – это некая целостная вещь, целостное произведение. Речь же на форуме, речь в блоге – это «рваная» речь, она рвется временными отрезками. Способ запечатлеть яркий образ, а потом его использовать позволяет сократить пространство и сделать из «рваной» речи целостное повествование.

Батюшка, могли бы Вы привести примеры наиболее удачных, выразительных с Вашей точки зрения текстов?

Лучше всего самим читать письма святителя. Они доступны на сайте Феофановского проекта. Тексты сами по себе очень небольшие. Некоторые письма буквально несколько строчек. Пусть люди читают самостоятельно. Это возможность прикоснуться к творчеству святителя Феофана для читателя, не освоившего, подчас не простой, богословский язык. А к письмам может обратиться очень широкая аудитория. В них простота, яркость речи.

Аналогичный пример – это книга отца Тихона Шевкунова «Несвятые святые», вы видите, насколько она популярна сегодня. В ней мы видим то же самое: простота, ясность образов, доступность повествования. Миллионные тиражи показывают, что такая проповедь сейчас очень востребована.

Интернет-коммуникация предполагает взаимоудаленность собеседников друг от друга. Это неполное, урезанное общение. Сталкивался ли с этой проблемой святитель Феофан в письмах и как он ее преодолевает?

Насколько видно по текстам, проблема эта решается двояким образом. С одной стороны общение, хоть и эпизодично, но довольно длительно. Что создает пространство узнавания собеседника. Если мы поставим перед собой задачу с двух-трех фраз в Интернете понять, почувствовать человека, то эта задача явно невыполнимая. Но если мы говорим про человека, поставившего себе задачу неустанной проповеди Христа, то для него проблема времени – не проблема. Можно по капле, понемногу узнавать человека, который тебе пишет, и тогда советы со временем станут более конкретными.

С другой стороны, использование продуманных и тщательно сконструированных словообразов и притч дает возможность обратиться как бы ко всем и сразу, не изучая конкретного человека. Таким является чаще всего стиль проповеди Спасителя. Он выходит и обращается к тысячам незнакомых ему людей. Разного уровня образованности, из разных сословий, по разным причинам пришедшим Его слушать. Нужно рассказать что-то такое, смысл чего дойдет до любого человека, кем бы он ни был, но в чем будет и более глубинный уровень понимания для умеющего слышать. Притча говорит о человеке как таковом, о самом исконном его бытие. Мы все дети Адама и Евы, мы наследники их природы, и, сколько бы тысячелетий ни прошло, предательство есть предательство, ненависть есть ненависть, а любовь есть любовь.

Возвращаясь к письмам святителя Феофана, мы видим, сколь многому мы можем научиться у этого великого пастыря, хоть и прожившего многие годы в затворе, но сумевшего и на расстоянии быть близким отцом и наставником для сотен и сотен пространственно разделенным с ним но духовно близких ему людей.


Беседовал Сергей Буянов




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru