Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
История изучения имиджа библиотек в ХХ в.: зарубежный опыт 05.07.2012

История изучения имиджа библиотек в ХХ в.: зарубежный опыт

Предлагаем нашим читателям цикл статей М.Ю. Матвеева, посвященных изучению имиджа библиотек. 

Статья 6

В зарубежном библиотековедении проблема имиджа библиотек неоднократно оказывалась в центре внимания. Исследования, посвященные этой проблеме, можно проанализировать по нескольким основным признакам: виду публикаций, затрагиваемым вопросам, хронологии выхода в свет, мотивации их авторов и концепции, положенной в их основу.

По видам публикации делятся на следующие группы.

1. Библиографические списки литературы.

1.1. Перечни книг, статей и сайтов Интернета, посвященных имиджу библиотек. Здесь следует назвать немецкую «Bibliographie Berufsbild Bibliothekarin»[1], итальянскую «L'immagine del bibliotecario» (раздел сайта Итальянской библиотечной ассоциации)[2], австралийскую «Further reading on challenging stereotypes»[3] и две американские — «Resources on image and librarians» и «A look at the image and status of the librarian»[4].

1.2. Библиографические списки романов[5], фильмов[6], комиксов[7], карикатур[8] и других материалов, содержащих образы библиотек и библиотекарей.

2. Отсылочные сайты в Интернете, касающиеся библиотечного дела, в том числе и имиджа библиотек[9].

3. Проблемные статьи различных авторов, публикуемые в профессиональной периодике и нередко представленные в Интернете[10].

4. Отдельные исследования или статьи по материалам исследований[11].

5. Отдельные сайты в Интернете, посвященные имиджу библиотек[12]. Заодно можно упомянуть и сайты, содержащие подборки так называемого «библиотечного» юмора, поскольку подобные материалы часто касаются проблем восприятия деятельности библиотек как обществом, так и самими библиотекарями[13].

Что касается отдельных вопросов и тем, рассматриваемых различными авторами, то в данном случае можно выделить следующие группы публикаций.

1. Имидж в контексте общих проблем библиотечного дела. В пределах данной группы рассматриваются различные вопросы: является ли библиотечное дело просто работой или самостоятельной профессией[14]; насколько правомерно суждение о библиотечной профессии как о «полупрофессии» (наряду с воспитательницами и учителями)[15]; являются ли библиотекари «информационными менеджерами» или же они относятся к «обслуживающему персоналу»[16]; что влияет на выбор профессии[17]; удовлетворены ли библиотекари своей работой[18] и т. д. Несколько особняком стоят работы, рассматривающие противоречия «женской» профессии, которой, безусловно, является профессия библиотекаря. Чаще всего это феминистские исследования, затрагивающие как общие вопросы (оплата труда, охрана здоровья, кадровая политика и др.), так и вопросы имиджа (преобладание в «женской» профессии руководителей-мужчин, наличие множества мифов, основанных на дискриминации по половому признаку и др.)[19].

2. Обобщающие работы, посвященные имиджу библиотек (взаимосвязь имиджа со статусом и престижем профессии, выявление факторов, влияющих на имидж библиотеки, сравнительный анализ мнений различных авторов и др.). Как правило, это теоретические статьи или отдельные исследования[20].

3. Исследования, посвященные изучению образов библиотеки и библиотекаря в художественной литературе, фильмах, СМИ и т. д.[21] Художественная литература анализируется как в целом, так и по отдельным жанрам: детективам[22], любовным романам[23], научной фантастике[24], детской литературе[25] и т. д.

4. Социологические исследования, касающиеся имиджа. Подобные исследования могут проводиться и среди населения[26], и среди библиотекарей[27].

5. Исследования, посвященные развитию PR, разработке маркетинговых стратегий, имиджу отдельных типов библиотек и отдельных категорий библиотекарей[28]. Наибольшее внимание организации PR уделяют британские, немецкие, и, в особенности, американские специалисты, которые первыми столкнулись с сокращением государственных ассигнований на библиотечное дело и с необходимостью отстаивания интересов библиотеки.

6. Дискуссионные статьи, посвященные развитию библиотек в эпоху Интернета и проблемам трансформации библиотечной профессии[29]. Спектр мнений здесь очень широк — от оптимистических прогнозов на будущее[30] до крайнего пессимизма[31]. Хотя обсуждаемые проблемы в данном случае шире проблем, связанных с имиджем библиотек, вопросы восприятия библиотечной профессии обществом занимают важное место в большинстве материалов.

По хронологическому признаку публикации можно разделить на следующие группы:

1. «Предыстория» имиджа, относящаяся к концу XIX — первой половине ХХ в. (первые попытки анализа образа библиотек и библиотечной профессии в прессе и художественной литературе, изучение общественного мнения).

2. 1950—1970-е гг. (проведение социологических исследований, появление крупных работ, посвященных восприятию библиотек обществом).

3. 1980-е гг. (время наиболее активного изучения феномена имиджа, в особенности в США).

4. 1990-е гг. — начало XXI в. (своеобразное «подведение итогов» прошедшего столетия и размышления над перспективами развития библиотечной профессии в XXI в.).

Для большей точности можно использовать мотивационно-хронологический признак, учитывающий не только время появления тех или иных работ, но и мотивацию их авторов. Следуя этому признаку, исследования имиджа (в том числе и труды, появившиеся до возникновения самого термина «имидж», но по сути относящиеся именно к этой теме) можно разделить на работы, появившиеся во время:

а) массового открытия публичных библиотек и первых попыток выявления отношения общества к их деятельности;

б) становления профессионального самосознания, создания библиотечных обществ и ассоциаций;

в) появления и/или укрепления устойчивых негативных представлений о библиотеках и библиотекарях;

г) периодических всплесков интереса к проблемам имиджа (имидж выступает в качестве вечно актуальной, а порой и модной темы);

д) длительного застоя или кризиса в библиотечной науке;

е) обострившейся проблемы выживания библиотек в условиях рынка (многие публикации 1980-х гг. — начала XXI в.).

И, наконец, следует сказать и об обобщающих концепциях имиджа библиотек, относящихся к возможностям его улучшения.

1. «Организационно-управленческая» («рациональная») концепция сводится к тому, что надо совершенствовать обслуживание читателей, улучшать комплектование, разрабатывать маркетинговые программы, развивать PR и т. д.[32] В таком ракурсе имидж библиотеки представляет собой обобщающее представление населения о ее деятельности, которое складывается на протяжении многих лет и в то же время зависит от ее каждодневной работы. Преимущество данной концепции заключается в ее оптимистичности: библиотечные работники «не складывают руки» и имеют план действий. В то же время полной уверенности в том, что организационно-управленческие мероприятия действительно помогут библиотекам, все же не существует.

2. Согласно «психологической» концепции, прежде всего необходимо измениться самим библиотекарям. Они сами ответственны за тот образ библиотечной профессии, который сложился в СМИ, книгах и фильмах и сами поддерживают негативные представления о своем труде[33]. Соответственно, положение изменится к лучшему только тогда, когда каждый библиотекарь поверит в себя и будет знать себе цену. На практике же получается так, что библиотекари скорее склонны порицать других людей за то, что они высмеивают «книжных червей» и создают негативный имидж библиотечной профессии, чем предпринимать конкретные шаги по улучшению этого самого имиджа. Люди любят подшучивать друг над другом, и оспаривание шуток — это признак отсутствия чувства юмора, в чем как раз и упрекают библиотекарей[34].

По мнению П. Вильсон, библиотекари сами ассоциируют себя со стереотипным образом — так, как если бы они были «маргинальной группой» или «притесняемым национальным меньшинством»[35]. «Многие библиотечные работники, реагируя на “интернациональное притеснение и осмеяние библиотекарей”, ведут себя так, как будто множество их коллег как раз и олицетворяют стереотип библиотечного работника и, следовательно, достойны лишь презрения.

Почему же возникло это самопрезрение и сомнение в собственных силах? Это стало результатом рассмотрения библиотечной профессии и ее представителей только через призму общественного мнения, только с позиций “большинства”, только глазами “других”, в данном случае — глазами небиблиотечных работников, которые как раз и создают стереотипные портреты библиотекарей. В результате человек начинает стыдиться своей профессии и не хочет афишировать свою принадлежность к ней. Являются ли приписываемые данной профессии характеристики правдой или нет, уже не имеет значения»[36].

Похожего мнения придерживается и Д. Дюпре: «При чтении профессиональной библиотечной периодики больше всего изумляет тот факт, что библиотекари сами не верят, что окружающие воспринимают их как состоявшихся профессионалов. Библиотекари очень опасаются за будущее своей профессии — опасаются настолько, что эта тревога пронизывает буквально всю их деятельность…

Хотя негативные стереотипы и имеют хождение в обществе, и это, безусловно, сказывается на имидже профессии, главным виновником оказывается профессиональная литература, поскольку именно она пестрит материалами о серьезном кризисе профессии и в конечном счете утверждает, что работа библиотекарей не ценится обществом. Еще более усугубляет ситуацию то, что пришедшие в библиотечную профессию новички узнают о кризисе именно из профессиональной литературы, и получается замкнутый круг…

Большинство исследователей анализирует негативные образы. Их “зацикленность” на стереотипах как раз и приводит к тому, что библиотекари начинают сомневаться в своей профессии. Исследование библиотекарями собственного имиджа часто бывает контрпродуктивным и ведет к самообесцениванию библиотечной профессии»[37].

В данной концепции есть рациональное зерно: библиотечной профессии действительно присуща болезненная рефлексия, и повышение самооценки библиотекарям, возможно, и не помешает. В то же время призывы к отказу от исследований имиджа похожи на «капитуляцию» перед имеющимися проблемами: «Тезис о том, что библиотекари могут еще более ухудшить свой имидж, рассуждая о нем, представляется совершенно нелепым. Неужели они всерьез могут состязаться в распространении стереотипов с масс-медиа? Что же получается — если человек стал библиотекарем, то он уже и сказать ничего не может?»[38]. Нельзя преувеличивать и «деморализующее» воздействие профессиональной прессы, посвященной проблемам имиджа: перечисление непривлекательных моментов может оказать влияние разве что на тех людей, которые попали в профессию случайно. Можно, впрочем, усомниться и в том, что профессиональная литература вообще активно читается или, тем более, принимается «близко к сердцу».

В целом, в отличие от первой концепции, ставшей в России преобладающей, «психологическая» концепция за редкими исключениями существенного развития в отечественных условиях пока что не получила. Это можно объяснить тем, что в России внутренний мир библиотечных работников исследовался гораздо в меньшей степени, чем за рубежом.

3. Сторонники «иррациональной» концепции имиджа утверждают, что имидж практически не зависит от работы реальных библиотек, и от того, что думают и пишут библиотекари по поводу своей профессии[39]. Что же касается стереотипов, то обычно выражается мнение, что со временем они уйдут сами, и библиотекарям нужно просто признать, что «и такое порою бывает», и спокойно работать дальше. Поскольку библиотеки часто упоминаются в «небиблиотечной» литературе, неподконтрольной самим библиотекарям, и однозначно объяснить существующие в обществе стереотипные образы очень сложно, данная концепция выглядит весьма убедительно. К недостаткам данной концепции относится ее пассивность: ждать «у моря погоды» можно очень долго, поскольку стереотипы меняются крайне медленно[40].

Данную концепцию можно считать интернациональной. Тем не менее до начала ХХI в. эта концепция в России не имела столь широкого распространения, как за рубежом: отечественные библиотекари и библиотековеды либо считали ее малозначимой, либо рассматривали как нечто далекое от библиотечной сферы.

Помимо приведенных концепций, в зарубежной литературе имеется и такая точка зрения, согласно которой библиотекарям так и не удалось приблизиться к проблеме понимания собственного имиджа (ее можно рассматривать и как отдельную «агностическую» концепцию). Как отмечает Р. А. Нил, так и не решен вопрос о том, сами ли библиотекари «воспроизводят» свой негативный имидж или же в самой профессии есть что-то такое, что замечают окружающие, но не видят сами библиотекари[41]. Соответственно, трудно судить и о том, являются ли библиотекари консервативными людьми, а если являются, то правомерно ли выделять среди них «особый тип людей» — молчаливых, робких, незаметных, не желающих идти на конфликты[42].

В 1988 г. один из американских исследователей — Н. Стивенс — написал строки, подходящие и к сегодняшнему дню: «Как профессионалы, сегодня мы не подошли к решению проблемы имиджа — этого наиболее важного и в то же время наиболее досадного и мучительного из всех профессиональных вопросов — ближе, чем мы были в 1876, 1907 или 1962 годах. В течение ближайшего десятилетия или двух проблема нашего имиджа останется актуальной и будет, вне сомнения, не ближе к решению, чем теперь. Мы просто будем располагать более значительным массивом фольклора и литературы для ее изучения»[43].

Данная концепция при всей своей пессимистичности тоже имеет логические основания: а) в ситуации, когда основные концепции имиджа не связаны друг с другом, трудно ожидать каких-либо принципиальных «подвижек» в решении всей проблемы в целом; б) количество «независимых» источников действительно возрастает быстрыми темпами, а единой методики их отбора, изучения и сопоставления так и не выработано; в) социологические исследования не дают точной картины того, каков же имидж библиотек.

«Агностических» мотивов в отечественной библиотечной прессе, разумеется, еще нет, поскольку подобная концепция возможна только при наличии большого массива проведенных исследований (за рубежом о «непознаваемости» проблемы имиджа библиотек стали говорить в качестве «подведения итогов» ХХ в.).

Существующие концепции имиджа, при всем их различии, имеют один общий недостаток, который можно выразить при помощи одного из расхожих представлений о представителях библиотечной профессии: библиотекари бывают категоричны в своих суждениях, а также проявляют склонность к «наклеиванию ярлыков»[44]. Сложившуюся ситуацию можно описать так.

Согласно первой концепции, улучшение имиджа целиком зависит от самих библиотекарей. Образы из художественной литературы, фильмов и СМИ непременно изменятся к лучшему, если лучше будут работать сами библиотеки.

Исходя из второй концепции, исследования имиджа — это очевидная клевета на библиотечную профессию, заставляющая библиотекарей сомневаться в своем профессиональном призвании.

По третьей концепции, стереотипные представления о библиотечной профессии и соответствующие непривлекательные образы абсолютно самодостаточны. PR и реклама могут быть эффективными для отдельных библиотек, но не для улучшения представлений о самой профессии.

И, наконец, четвертая концепция свидетельствует о том, что проблема имиджа выходит за рамки библиотечного дела по причине тяготения к другим наукам — философии, психологии, культурологии, имиджелогии и т. д. Она представляет собой скорее теоретический, чем практический интерес, и единственная польза от ее обсуждения — это активизация профессионального самосознания.

Общий вывод представляется очевидным: спорные моменты можно обнаружить в каждой концепции. На наш взгляд, имидж — настолько сложное понятие, что его трудно свести к какой-то одной теории, и в данном случае необходим учет различных точек зрения. Из всех общих подходов к имиджу такое обобщение возможно при функциональном подходе (см. статью «О подходах к пониманию феномена имиджа»). И действительно, три основные разновидности имиджа, выделяемые в рамках данного подхода применительно к деятельности любой организации — внешний, внутренний и независимый — в точности соответствуют перечисленным выше концепциям: внешний имидж рассматривается с организационных позиций, внутренний — с психологических, а независимый сводится к стереотипам массового сознания.

В целом по поводу исследований имиджа библиотек в зарубежных странах можно отметить следующее:

1. Изучение имиджа имеет длительную историю — начиная от первых попыток осмыслить нелестные отзывы «читающей публики» и малопривлекательные образы из художественной литературы в начале ХХ в. и кончая развернутой системой исследований, сложившейся к началу нового тысячелетия. Тем не менее, два основных направления — изучение текущего имиджа тех или иных библиотек и изучение имиджа как «вечной» проблемы — остаются неизменными.

2. Несмотря на глубокую и разностороннюю разработку проблем имиджа, общая картина представляется противоречивой. Зарубежные исследователи не могут прийти к единому мнению ни по поводу причин существования негативного имиджа, ни по поводу мер, необходимых для его улучшения, ни по поводу того, изменилась ли к лучшему оценка библиотек обществом в начале ХХI в.

Примечания



[1] Bibliographie Berufsbild Bibliothekarin. — URL: http://www.library-mistress.net/berufsbild/berufsbild-allgemein.html

[2] Morriello R. L'immagine del bibliotecario; Biblioteche e bibliotecari nel cinema italiano; Biblioteche e bibliotecari nella letteratura straniera: la letteratura europea; Biblioteche e bibliotecari nella letteratura nordamericana, etc. / Associazione italiana biblioteche. — URL: http://www.aib.it/aib/clm/lett1.htm

[3] Husan B. Further reading on challenging stereotypes. — URL: http://warriorlibrarian.com/IMHO/readthese.html

[4] Marinelli S., Baker Т. Image and the librarian: an exploration of a changing profession. — URL: http://home.earthlink.net/~cyberresearcher/ImageHomepage.htm ; Meyer M. C. A look at the image and status of the librarian. — URL: http://www.slais.ubc.ca/courses/libr500/03-04-wt1/assignments/www/M_Meyer/index.htm

[5] Cobrinik L. Librarians as characters in fiction: biographies, poetry and the history of libraries, including textbooks for library studies. — URL: http://sis-webspace.mcgill.ca/marginal/mar7-3/Librarians%20As%20Characters%20In%20Fiction.htm; Libraries and librarians // The Reader. 2006. Vol. 16, № 1 (Feb. — Apr.). — URL: http://www.jclc.org/reader/2006/2006spring/page6.html ; McCurley M., Schwartz С., Bartner S. D. Bibliomysteries. — URL: http://www.bibliomysteries.com

[6] Die graue Maus. Bibliothekar in Literatur und Film. — URL: http://www.bui.fh-hamburg.de/projekte/gmaus/index.html ; Raish M. Librarians in the movies: an annotated filmography. — URL: http://emp.byui.edu/RAISHM/films/introduction.html

[7] Bergson S. Librarians in comics. — URL: http://www.ibiblio.org/librariesfaq/comstrp/comstrp.htm

[8] Plourde D. Library Cartoons: an annot. bibliogr. — URL: http://www.libraryhumor.com/cartoons.html

[9] Wilson A. Librarians FAQ: frequently asked questions. — URL: http://www.ibiblio.org/librariesfaq/faqidx.htm

[10] Лайн М. Б. Проблемы журналов по библиотечно-информационной тематике: точка зрения читателя // Библ. дело. 2007. № 4. С. 20—22; Adams K. C. Loveless frump as hip and sexy Party Girl: a re-evaluation of the old maid stereotype // Libr. Quarterly. 2000. Vol. 70, № 3. P. 287—301; Brown-Syed C., Sands C. B. Librarian in fiction: a discussion // Education Libraries. 1997. Vol. 21(1); Ibid // http://www.valinor.ca/el3.htm; Cram J. Selflove and joy and satisfaction in librarianship // Aust. Pub. Libr. Inf. Serv. 1991. Vol. 4, № 2. Р. 75—81 и др.

[11] Принс Х., де Гир В. Облик, статус и репутация библиотечного дела и информационной деятельности // Науч. и техн. б-ки. 1993. № 11. С. 10—25; Bobrobitz J., Griebel R. If the (sensible) shoe fits: the image of the librarian. — URL: http://www.sla.org/chapter/cwcn/wwest/v4n4/jbimage.htm ; Chaintreau A.-M., Lemaitre R. Fanny Libraries // The Image of the library: studies and views from several countries: collection of papers / ed. by V. D. Stelmakh. Haifa, 1994. P. 40—56; Dilevko J., Gottlieb L. Theportrayaloflibrariansinobituariesattheendofthetwentiethcentury // Libr. Quarterly. 2004. Vol. 74, № 2 (apr.). P. 152—180 и др.

[12] Absher L. The Lipstick librarian. — URL: http://www.lipsticklibrarian.com/index.html; Weaver E. The Bellydancing librarian. — URL: http://www.sonic.net/~erisw/bdlib.html

[13] Friedman J. Library humor. — URL: http://www.gflower.org/Pieces.htm; Humor for Library Employees. — URL: http://librarysupportstaff.com/libhumor.html и др.

[14] Abbott A. Professionalism and the future of librarianship // Libr. Trends. 1998. Vol. 46, № 3. Р. 430—443.

[15] Burke C. Nursing accreditation: what's a librarian got to do with it?. — URL: http://findarticles.com/p/articles/mi_m0MJT/is_2_14/ai_101943867/pg_2/; Ivy B. A. Identity, power, and hiring in a feminized profession // Library Trends. 1985. Vol. 34, № 2: Women and leadership in the library profession. P. 291—307; White H. S. Respect for librarians and lbrarians self-respect // Libr. Jour. 1986. Vol. 11, № 2 (Feb.). P. 58—59.

[16] Sever I. The Librarian. Drillmaster or change agent? // The Image of the library: studies and views from several countries: collection of papers / ed. by V. D. Stelmakh. Haifa, 1994. P. 23—29; Williams H., Zald А. Redefining roles: librarians as partners in information literacy education. — URL: http://informationr.net/ir/3-1/paper24.html

[17] Finlay K., Finlay Т. The relative roles of knowledge and innovativeness in determining librarians' attitudes toward and use of the Internet: a structural equation modeling approach // Libr. Quarterly. 1996. Vol. 66(1). P. 59—83.

[18] Reenen J. van. Librarians at work: are we as satisfied as other workers? — URL: http://repository.unm.edu/handle/1928/1738

[19] Hannigan J. A., Crew Н. Feminist paradigm for library and Information science // Wilson Libr. Bull. 1993. Vol. 67 (Oct.). P. 28—32; Pritchard S. M. Feminist thinking and librarianship in the 1990s: issues and challenges: backlash, backwater, or back to the drawing board? // Wilson Libr. Bul. 1994. Vol. 68, № 10 (June). P. 42—46.

[20] Bloomfield B. Seeing ourselves as others see us: the image of libraries and librarians // Libr. history. 1995. Vol. 11. P. 63—75; Cram J. Указ. соч.; Radford G. P., Radford M. L. Libraries, librarians, and the discourse of fear // Libr. Quarterly. 2001. Vol. 71, № 3. Р. 299—329; Schuman P. The image of librarians: substance or shadow? // Jour. of Acad. Libr. 1990. Vol. 16, № 2. Р. 86—89; Stevens N. D. The last librarian: in the twilight of our profession a stereotype dies but her bun lives on // Am. Libr. 2001. Vol. 32, № 9. P. 60—64 и др.

[21] Barnhart L. The librarian's stereotyped image in mystery novels, 1980—1990: has the image changed?: masters thesis. Kent: Kent State University, 1991. 13 p.; Brown-Syed C., Sands C. B. Указ. соч. Carle D. O., Anthes S. N. Gender images in library publications: is a picture worth a thousand words? // Jour. of Acad. Librarianship. 1999. Vol. 25, Issue 2 (March). P. 105—110; Chaintreau A.-M., Lemaitre R. Указ. соч. Cullen J. Rupert Giles, the professional Image Slayer // Am. Libr. 2000. Vol. 31, № 5. P. 42; DeCandido G. A. Bibliographic Good vs. Evil in Buffy the Vampire Slayer // Am. Libr. 1999. V. 30, № 8. P. 44—51; Frylinck J. Image from the shelves. How librarians stack up in literature // The Image of the library: studies and views from several countries: collection of papers / ed. by V. D. Stelmakh. Haifa, 1994. P. 57—67 и др.

[22] Filstrup J. M. The Shattered calm: libraries in detective fiction, parts I and II // Wilson Libr. Bull. 1978. Vol. 53, № 4 (dec.). Р. 320—327; 1979. Vol. 53, № 5 (Jan.). P. 392—398.

[23] Wolfe J. Library career romances. — URL: http://www.jenw.org/home.htm

[24] Gunn J. E. Dreams written out: libraries in science fiction // Wilson Libr. Bull. 1995. Vol. 69, № 2. P. 26—29.

[25] Heintzelman M. Z. Children's picture books with librarians and libraries: an annotated bibliography. — URL: http://mingo.info-science.uiowa.edu/~heintzelman/foundations/mainpage.htm

[26] Gereben F. The Librarian’s image in Hungarian society // The Image of the library: studies and views from several countries: collection of papers / еd. by V. D. Stelmakh. Haifa, 1994. P. 106—125; The Library in society: a study of the public library in an urban setting / B. Luckham. London: The Libr. Assoc., 1971. 181 p.

[27] Houdyshell M., etc. What were you thinking? If you could choose librarianship again, would you?: survey on career satisfaction // Inform. Outlook. 1999. July. P. 19—23; Kneale R. A. You don’t look like a librarian!: Librarians’ views of public perception in Internet age. — URL: http://www.librarian-image.net ; Lynch B., Verdin J. A. Job satisfaction in libraries: relationships of the work itself, age, sex, occupational group, tenure, supervisory level, career commitment, and library department // Libr. Quarterly. 1983. Vol. 53, № 4 (Oct.) P. 434—447.

[28] Бейкуэлл К. Управление библиотечными и информационными службами, ориентированными на пользователя / РГБ. М., 1997. 118 с.; Борхард П., Флодель Ш., Мильц М. и др. Концепция маркетинга для публичных библиотек / Науч.-внедренческий центр «БиблиоМаркет». М., 1993. 144 с.; Либергер, Б. А. Развитие и поддержание связей с общественностью // Маркетинг — современная концепция управления библиотекой / РГБ. М., 1994. С. 51—62 и др.

[29] Abbas J. The Library profession and the Internet: implications and scenarios for change. — URL: http://mirrored.ukoln.ac.uk/lis-journals/review/review/5/abbas.html ; Danner R. A. Redefining a profession // Law Library Journal. 1998. Vol. 90(3). P. 315—356; Finlay K., Finlay T. The relative roles of knowledge and innovativeness in determining librarians' attitudes toward and use of the Internet: a structural equation modeling approach // Libr. Quarterly. 1996. Vol. 66(1). P. 59—83 и др.

[30] Scherdin M. J., Beaubien A. K. Shattering our stereotype: librarian’s new image // Libr. jour. 1995. № 120, issue 12. Р. 35—39.

[31] Wisner W. Librarianship enter the twilight // Libr. Jour. 2001. Vol. 126, № 1 (Jan.). Р. 68.

[32] Shamel C. L. Building a Brand: got librarian? // Searcher: The Magazine for database professionals. 2002. Vol. 10, № 7. Р. 60—75.

[33] Adams K. C. Указ. соч.

[34] Cram J. Указ. соч. Р. 77—78.

[35] Wilson P. Stereotype and status: librarians in the United States. Westport, 1982. Р. 31.

[36] Там же. Р. 36.

[37] Dupré D. The Perception of image and status in the library profession. — URL: http://charro1010.wordpress.com/2009/11/29/the-perception-of-image-and-status-in-the-library-profession-deirdre-dupre/

[38] MacDonald B. The public image of libraries and librarians as potential barrier to rural access // Rural Libr. 1995. Vol. 15(1). P. 40.

[39] Bobrobitz J., Griebel R. Указ. соч.; Frylinck J. Указ. соч. Р. 93; Gerard D. The fictional librarian // The Image of the library: studies and views from several countries: collection of papers / ed. by V. D. Stelmakh. Haifa, 1994. P. 79.

[40] Shamel C. L. Указ. соч.

[41] Kneale R. A. Указ. соч.

[42] Morrisey L. J., Case D. O. There goes my image: The Perception of male librarians by colleague, student and self // College & Research Libr. 1988. Vol. 49, № 5 (Sept.). Р. 453—464.

[43] Stevens N. D. Our image in the 1980s. // Libr. trends. 1987/1988. Vol. 36, № 4. P. 849.

[44] Frylinck J. Указ. соч.




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru