Издательский Совет Русской Православной Церкви: Улучшение имиджа библиотек: иллюзия или насущная необходимость?

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Улучшение имиджа библиотек: иллюзия или насущная необходимость? 27.06.2012

Улучшение имиджа библиотек: иллюзия или насущная необходимость?

Предлагаем нашим читателям цикл статей М.Ю. Матвеева, посвященных изучению имиджа библиотек.
Статья 3

Проблема имиджа библиотек в отечественном библиотековедении, несмотря на эпизодически появляющиеся с начала 1990-х гг. статьи, остается малоизученной. С одной стороны, продолжает сказываться отставание в исследовании этой темы от западных стран, а с другой, большинство публикаций в отечественной библиотечной прессе сводится к практическим рекомендациям в духе паблик рилейшнз (PR) и рекламы. При этом теоретическому осмыслению проблемы имиджа (при наличии значительного количества монографий и диссертационных исследований в рамках общей имиджелогии и еще большего количества исследований в области имиджелогии отраслевой, включая работы по имиджу учителей, психологов и воспитателей) библиотекарями и библиотековедами уделяется крайне незначительное внимание. В то же время в профессиональной печати признается тот факт, что успешное развитие библиотечного дела непосредственно зависит от его восприимчивости к достижениям многих смежных областей — социологии, психологии, педагогики и др.[1]

Конечно, от библиотекарей не следует требовать, чтобы они непременно внесли свой вклад в общую теорию имиджа, однако два принципиально важных момента в данном случае все же необходимо отметить:

· Анализ отечественных и зарубежных публикаций, посвященных имиджу библиотек, свидетельствует об определенной смысловой невнятности и неточности применяемых теми или иными авторами терминов. Рассматривая проблему имиджа библиотек, прежде всего надо определиться, какое же определение понятия «имидж» и какая концепция его построения лучше всего подходит к библиотечному делу. В этом отношении без использования «внебиблиотечных» источников просто не обойтись, равно как не обойтись и без собственных размышлений по этому поводу. Более того, взгляды исследователей должны четко формулироваться практически в каждой статье, иначе соответствующие тексты неизбежно превращаются либо в набор хрестоматийных истин, либо в хаотичный пересказ различных по содержанию и направлению источников, зачастую противоречащих друг другу.

· Проблемы имиджа некоторых профессий (в частности, учителей и психологов) оказываются похожими на те проблемы, что стоят перед библиотекарями. В этом отношении игнорирование уже имеющихся теоретических наработок представляется недальновидным поступком, свидетельствующим об определенной замкнутости библиотечной сферы и ее изолированности от окружающего мира (что, в свою очередь, ничуть не противоречит одному из стереотипов восприятия деятельности библиотек обществом).

Помимо отсутствия в России обобщающих работ по имиджу библиотек, следует отметить и малочисленность исследований «независимых» источников — прессы, художественной литературы, фильмов и т. п. источников, в которых упоминаются библиотеки и библиотекари. Одна из болезненных проблем библиотечной профессии состоит как раз в том, что библиотекарям не удается взглянуть на себя «со стороны», глазами других людей — писателей, журналистов, представителей иных профессий, увидеть библиотеку не только как учреждение с определенными функциями и показателями деятельности, но и как социокультурный феномен, сложно и подчас противоречиво вошедший в жизнь общества, вызывающий различные оценки и суждения, во многих случаях не связанные с непосредственными результатами работы. Подобное упущение уже отмечалось в диссертационных исследованиях, затрагивающих философию библиотеки[2].

В настоящее время необходимость совершенствования индивидуального имиджа, равно как и имиджа организаций, практически не оспаривается ни в работах общего характера, затрагивающих эту проблему, ни в публикациях библиотекарей. Большинство авторов признает, что в сознании современного человека все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от наличия которой зависит жизненный успех, равно как и успешность любой деятельности[3]. Значение данного понятия заключается в том, что при похожем качестве продукции и услуг в разных организациях конкурентная борьба ведется не столько между видами продукции, сколько между их имиджами[4]. Соответственно, «Проблема состоит не в том, чтобы иметь или не иметь имидж, он есть во всяком случае, а в том, чтобы иметь стихийный или управляемый имидж»[5].

Поскольку большинство библиотек зависит от бюджетов местных муниципальных образований, возрастает необходимость подтверждения библиотекой ее значимости для местного сообщества, развития механизмов обратной связи с населением. Эффективность проводимых библиотеками мероприятий, их общественная оценка, возможности лоббирования библиотечных интересов во многом зависят от сложившегося имиджа как социального института «библиотека», так и конкретной библиотеки[6]. Библиотека, пользующаяся авторитетом у читателей, имеет больше шансов получить дополнительные субсидии от местных властей или руководства учреждения, спонсорскую помощь, предложения от издательств[7].

Вопрос об имидже библиотек правомерен и по той причине, что большинство исследователей отмечают существенное рассогласование между взглядами библиотекарей и взглядами общества. В российском обществе образ библиотеки, сложившийся в 1960-е гг., не претерпел существенных изменений, и большинство людей до сих пор не связывает библиотеки с новыми информационными технологиями. Соответственно, возникает и необходимость формирования нового имиджа, соответствующего времени[8]. Кроме того, в условиях трансформации социокультурной сферы российского общества отмечается рассогласование между процессами социальной динамики, в том числе между развитием организации и оценкой ее разными группами общественности. Различные социальные категории людей по-разному понимают изменения в культуре и по-разному к ним относятся, что опять-таки делает актуальной проблему изучения распространенных в обществе образов и представлений[9].

Забота о совершенствовании имиджа — это, безусловно, наглядное доказательство того, что организации небезразличны запросы ее пользователей[10]. С другой стороны, необходимо учитывать и тот факт, что труд библиотекарей остается низкооплачиваемым, и для привлечения творческой молодежи необходимо уметь акцентировать его привлекательные стороны[11]. И, наконец, следует подчеркнуть, что путь к определению статуса, роли и функций библиотек лежит именно через анализ общественного мнения, через впечатление, производимое библиотекарями на пользователей[12].

Почему же библиотекари оказываются порою столь пассивны в отношении возможностей улучшения восприятия своих учреждений в глазах общественности и рассматривают термин «имидж» как некую красивую иллюзию, не имеющую ни малейшего отношения к их непосредственной работе? Вариантов ответов здесь может быть достаточно много, и они могут касаться как внешних условий деятельности библиотек, так и психологии самих библиотечных работников. В данном случае отметим две очень существенные, но практически не упоминающиеся в библиотечной прессе причины, связанные именно с мнимой «иллюзорностью» имиджа.

Первая из них заключается в том, что библиотекари привыкли измерять деятельность своих учреждений через количественные показатели, в то время как имидж — понятие качественное. Отношение читателя к библиотеке — понятие субъективное, основывающееся, в первую очередь, на собственном восприятии и ощущении удовлетворения от приносимой себе пользы или нанесенного вреда (в виде потерянного времени, раздражения, оскорбления или унижения). Соответственно, пользователь оценивает библиотеку не по показателям работы или богатству фондов, а по тому, как он ее видит, и в этом отношении роль имиджа необычайно велика.

Вторая причина имеет отношение к уже упоминавшемуся «разнобою» в понятиях. На протяжении всего ХХ в. (да и вплоть до настоящего времени) библиотекари зачастую уделяли внимание тем понятиям, которые казались им более привлекательными — в частности, «статусу», «престижу», «авторитету» и «репутации» библиотечного дела. При всей близости этих понятий (они не всегда разделяются даже в специальных пособиях, посвященных имиджу человека или организации) их нельзя считать синонимами. Эта тема нуждается в отдельном рассмотрении; здесь же отметим главное отличие имиджа от якобы похожих на него терминов: имидж — понятие первичное, в то время как все другие понятия строятся уже на его основе. Иными словами, сначала в сознании (а также и в подсознании) человека накапливается совокупность эмоционально окрашенных образов, упрощенных до некой наглядной идеи, и только потом с этими образами начинается определенная аналитическая работа, т. е. появляются конкретное мнение и оценка и вырабатывается определенная стратегия поведения (какой канал распространения информации использовать, а какой нет, посещать то или иное учреждение или не посещать, выбрать определенную профессию или не выбрать и т. д.).

Таким образом, изучение и совершенствование имиджа библиотек представляется чрезвычайно актуальной и очень серьезной задачей, требующей как глубокого знания предмета, так и творческого подхода к делу. Как бы библиотекари ни относились к данному понятию, все же не следует забывать о том, что в настоящее время в связи со все большей интеграцией наук появляется множество проблем и вопросов, которые решаются не по отдельности, а именно на стыке нескольких дисциплин. Соответственно, и библиотековедение не может оставаться замкнутым в своей узко профессиональной сфере и игнорировать достижения других наук, какими бы «новомодными» они библиотекарям ни казались.

Примечания



[1] Ловкова Т. Б. Библиотечная конфликтология как учебная дисциплина // Науч. и техн. б-ки. 2000. № 11. С. 10.

[2] Маркова Т. Б. Библиотека как феномен культуры: автореф. дис. … канд. философ. наук / СПбГУ. СПб., 1999. 16 с.; Фалалеева И. А. Социально-философский феномен библиотеки: автореф. дис. … канд. филос. наук / [Омский гос. ун-т]. Омск, 2004. 23 с.

[3] Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: учеб. пособие. М., 2002. С. 3.

[4] Борисенко А. А., Ромашкина Т. А. Фирменный стиль как средство формирования имиджа библиотеки // Библиотечная орбита: сб. науч.-метод. материалов / Дальневост. гос. науч. б-ка. Хабаровск, 2001. Вып. 12. С. 7.

[5] Алексеенко Т. С. Имидж библиотеки (по материалам исследования, проведенного в научной библиотеке ТГУ) // Вузовские библиотеки Западной Сибири. Опыт работы / Том. гос. ун-т. Науч. б-ка. Томск, 1997. Вып. 23. С. 63.

[6] Морева О. Н. Некоторые проблемы современной читательской ситуации // Библиотечное обслуживание в изменившейся системе экономических отношений: сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН. Новосибирск, 1995. С. 29.

[7] Бажутина Г. Имидж публичной библиотеки в социальном пространстве города // АиФ — Новая библиотека. 2003. № 11. С. 12.

[8] Иванова Т. В. Проблема имиджа библиотечной профессии на современном этапе (на примере школьных библиотекарей) // PR в образовании. 2004. № 3. С. 36.

[9] Бобылева Н. В. Библиотековедение: социокультурный подход: моногр. / науч. ред. Э. К. Беспалова. М., 2002. С. 73.

[10] Савар Р. Основы маркетинга для библиотекарей, архивистов и документалистов: рук-во по преподаванию курса в высш. шк. / Науч.-внедренческий центр «БиблиоМаркет»; науч. ред. И. Б. Михнова. М., 1992. Ч. 2: Содержание курса. С. 78.

[11] Минкина В. А., Васильева Н. Корпоративная культура и профессионализация библиотекаря // Петерб. библ. школа. 1999. № 1. С. 26.

[12] Иванова Т. В. Проблема имиджа библиотечной профессии на современном этапе (на примере школьных библиотекарей) // PR в образовании. 2004. № 3. С. 36—38.





Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru