Читатель на Московском международном книжном фестивале

Читатель на Московском международном книжном фестивале 13.06.2012

Читатель на Московском международном книжном фестивале

Седьмой Московский международный открытый книжный фестиваль. Книги, прилавки, мероприятия. В этом году было много букинистов. Книги они привезли самые разные: и такие, которые на сегодняшний день действительно редкость и историческая ценность, и такие, которые ещё сохранились во многих семьях. Эти издания не раз заставляли посетителей остановиться и вспомнить: «Вот такая книжка была у меня в детстве; вот такую подарили моей подруге, когда мы учились в младшей школе…» Книги как некие рубежи. Кажется, совсем недавно эта тоненькая книжечка для детей, вышедшая огромным тиражом, была почти у всех. И вот она продается только у букинистов… Оказывается, прошло уже много лет…

По моим наблюдениям, в этом году больше издательств продавали не только свои книги, но и те, которые выпущены другими. Иногда это немного мешало ориентироваться, особенно когда речь шла о самых любимых издательствах.

Снова порадовали книготорговцы, которые привезли «старые запасы»: замечательные книги российских и зарубежных авторов, изданные с конца 90-х до нашего времени, по очень доступным ценам. Здесь и классика, и исследовательские работы, и тематические сборники. Многое из этого не переиздавалось в последние годы. Вообще, все чаще на книжных фестивалях, выставках, в книжных магазинах ловлю себя на мысли, что найти и купить можно далеко не все, что хотелось бы.

Прилавки с детскими книгами. При подходе к ним почти мгновенно вопрос продавца: «Вам на какой возраст?» Вопрос этот немного озадачивал: большинство покупателей выбирает книги «на возраст»? Не по автору, названию, тематике, а «на возраст»? Но что тогда будет критерием того, что по возрасту книга подойдет? Мы же понимаем, что кто-то способен читать/слушать «Руслана и Людмилу» в дошкольном возрасте, «Трех мушкетеров» в начальной школе прочтет и т.д., а кто-то гораздо позже. Покупать «на возраст» - значит не учитывать многие критерии, в первую очередь особенности самого ребенка и семьи, где он растет.

Остановилась, дотронулась до обложки книги, собираясь её открыть… «Вам на какой возраст?» Только хотела сказать, что мне не на возраст, я с удовольствием приобрела бы сказки этого автора с иллюстрациями вот такого художника… но продавец, услышав слово «иллюстрации», на остальное не обратил внимание и радостно сказал, что «издательство ориентировано как раз на иллюстрации.». Возникают сомнения: как издание настоящего художественного произведения может быть ориентировано на иллюстрации? Если все внимание иллюстрациям, то как же текст? Ведь он важнее в художественной литературе. И в последнее время встречались книжки, где замечательные иллюстрации сопровождали далеко не самый удачный текст или вариант/пересказ/перевод известного произведения… Конечно, роль иллюстраций в детской книги переоценить трудно. Идеальная детская книга – это талантливо написанный по-настоящему художественный текст и подходящие к нему иллюстрации, выполненные художником с учетом особенностей детской психологии и детского восприятия. Конечно, есть произведения, которые иллюстрировали разные художники – и невозможно сделать выбор между ними, настолько хорошо. Тогда и появляются в домашней библиотеке (по мере возможности) одно и то же произведение, но по-разному иллюстрированное. И юные читатели могут выбирать, с какими иллюстрациями читать книжку в этот раз. Но всё же текст никак не может и не должен быть обделен вниманием и выбран или подготовлен небрежно, именно у него основная роль в книге.

На книжный фестиваль пришли люди всех возрастов. Пришли посмотреть, приобрести, посетить мероприятия. Были пожилые люди, молодые, средних лет, дети.

В стране, «в которой читают все меньше» (как регулярно утверждают СМИ на основании некоторых опросов) хорошие книги нередко расходятся очень быстро… И речь идет не о развлекательной литературе. Хотела купить книгу исторической тематики в подарок – нет её, тираж уже закончился. А книга вышла совсем недавно. Оставалось только порадоваться, что себе её купить успела раньше, и в очередной раз удивиться: если люди «не читают, не интересуются и т.п.», то кто же хорошие книги раскупает? Та же история с ещё несколькими книгами: тираж раскуплен очень быстро. А значит – читают, и книги востребованы.


Валентина Курицина





© 2010 Издательский Совет Русской Православной Церкви, Официальный сайт