Из "Пасхального приложения"

Из "Пасхального приложения" 13.04.2012

Из "Пасхального приложения"

Из дневника мирянина

«Христос Воскресе!»

Это – победный возглас торжествующей истины… Воскрес Христос – Солнце Правды, вместе с Ним воскресла и эта правда, воскресло учение любви, братства, всепрощения… Как Человек, Он был на земле побежден тьмой и ложью; она, вооруженная злобой, боязнью и клеветой – осудила Человека и пригвоздила Его на кресте, упиваясь Его позором. Как Бог – Он воскрес, поправ смертию смерть, поправ тьму и неправду… Свет Христов – победил, рассеял мрак и просветил весь мир… Учение Распятаго восторжествовало…

Христос воскресе!

Слаба и малочисленна была «церковь» Христова в день Его крестной смерти. Она состояла из ограниченного числа робких учеников, из которых отважнейший отрекся от своего Учителя, а другие покинули и убежали в час печали… Что ждало их – последователей распятого Назорея? Уделом их была безысходная нищета и лишения, без всяких надежд на будущее. Для них закрыта была синагога, у них отнято всякое оружие… Но что же видим мы? Эти люди восторжествовали, «овладели царями и царствами», без оружия – покорили вселенную. Что же сделало их сильными и непобедимыми? Что? Победа жизни над смертью, воскресение их Учителя…

Лукаво преданный своим учеником,

Он был позорному подвергнут поруганью:

Увенчан тернием и предан бичеванью,

И осужден на смерть неправедным судом.

И был он на кресте позорно пригвожден,

Обагрена земля Божественною кровью…

Тьма думала, тьма в своем злобном торжестве решила, что она навсегда покончила с ненавистным ей учением истины и любви, предавшей смерти его Провозвестника… Он распят на кресте, Он кончил земное существование позорной смертью… Что же может быть дальше? Тьма не знала, что вознесение на кресте Богочеловека было – вознесением Его к славе.

Свершилось чудо из чудес:

Христос распят – Христос воскрес!

Христос воскрес – и «церковь» Его возросла и окрепла… Небесное учение любви, запечатленное Божественною кровью – крепло и росло кровью мучеников… Тьма не хотела смириться и, полная злобы, воздвигла гонения на последователей Распятого, надеясь уничтожить, вырвать с корнем ненавистное учение.

Но что же вышло?

Распят Христос, замучены врагами

Его ученики – глашатаи добра,

А слово истины сияет над веками,

Непобежденное позорными крестами,

Ни пыткою, ни пламенем костра!..

«Солнце было на краю горизонта и приближалась суббота – великий день».

С этого великого дня – протекли столетия… И каждый год, на пространстве всего земного шара, в Святую ночь, раздается победный возглас торжествующей Божественной истины:

Христос Воскресе!

Этим возгласом как бы наполнен весь воздух.

Под солнцем вьются жаворонки,

Поют: Христос воскресе!

По всем кустам малиновки

Поют: Христос воскресе!

Во все окошки ласточки

Кричат: Христос воскресе!

Сердца у дев и юношей

Поют: Христос воскресе!

И всем в ответ могилушки:

Воистину воскресе!

Эта новогреческая песня, в переводе А.Н. Майкова – необыкновенно хороша и знаменательно закончена… Здешний мир, живущее – говорит: Христос воскресе! А могилы, как бы тот, загробный мир, как бы сама попранная смерть, отвечают убежденно: Воистину воскресе!

В мире нет звуков более победных, более волнующих и потрясающих душу!.. И жалок тот, чьему сердцу эти звуки ничего не говорят, чье сердце не испытывает от них сладкого трепета!

Я с детства любил святую пасхальную ночь… На севере она холоднее, но от этого она не менее торжественна! Впрочем, как бы рано ни была Пасха – она все же весенний праздник, и это дыхание весны невольно чувствуется в природе…

В заботах, суете, в приготовлении к празднику, последний день Страстной недели – проходит незаметно… Вот спустился на землю вечер… Потянуло холодком… Бодрым, весенним холодком, у которого на севере свой, какой-то особенный, неизвестный южанам, запах – если только так можно выразиться.

С каждой минутой все тише, тише… Суета смолкает… Приближается тот торжественный миг, когда с высоты соборной колокольни воздух огласится первым звуком колокола… Он пробудит тишину… Загудят колокола других церквей и все сольется в одну могучую торжественную мелодию… Проснутся встревоженные звуками и светом птицы – и с криком начнут кружиться в воздухе, сливая свои голоса с гулом колоколов…

Через несколько минут то там, то здесь – из церквей потянутся процессии, и ночной воздух огласится торжественным пением чудной стихиры: «Воскресение Твое, Христе, Спасе, ангели поют на небесах, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!»

Медленно движется процессия вокруг храма… Ленты огней… Гулко звучат голоса в ночной тиши. Святым умилением наполняется душа… Как-то особенно начинают бить нервы. Дрожь охватывает вас… И вы чувствуете, что эта дрожь не от того, что свежо. Эта дрожь идет изнутри вас. Пение смолкает… Процессия приближается к крыльцу. Вот уже голова ее поднимается на крыльцо. Священник в своей белой ризе, с радостным лицом. Дверь, отделяющая церковь от паперти, наглухо закрыта… Но она отворится через несколько минут, процессия вступит в храм, священник, подняв крест со свечами, громко воскликнет: Христос Воскресе! И вся церковь, все оставшиеся в ней как один человек ответят ему: Воистину воскресе!

Чудная, не поддающаяся описанию минута! Ее надо самому пережить, перечувствовать. Здесь слабо человеческое слово, и бледны земные краски! Но в эту чудную минуту сердцем понимаешь все великое, высоко-нравственное значение праздника праздников… Только в эту минуту доступно сердцу понимание Божественной жертвы, чувство сладостной веры в то, что нет более смерти, нет могилы, и это понимание делает «праздник бессмертия» сильным и неотразимым в глубине светлых радостных впечатлений. Нет более смерти, жизнь победила ее! Нет более тьмы – свет восторжествовал над нею! Нет более вражды – любовь все простила: «ненавидящим нас – простим все» – и возопием: Христос воскресе! И все обычаи, связанные с Пасхой, являются символами возрождения победной радости. Христосование – символ примирения, символ братства. Красный цвет яиц – радость. Самое яйцо – символ возрождения. В нем заключена чудесная животворная сила. Согрейте его теплом, дыханием любви – и новая жизнь загорится в нем.

О, какая могучая сила – эта человеческая любовь!

Можно смело сказать: «сим победиши!»

Сим – т.е. любовью.

Мы говорим о всемирном счастии… Но только любовь, она одна может нам дать это счастье. Мир его достигнет.

Но только – знай, через любовь!

Любовь, готовую на жертвы и страданье

И величавую в смиренной правоте,

Любовь, сносящую беззлобно бичеванье,

Распятую за правду на кресте!

Нет ничего выше и могучее в мире любви… Ее власти все доступно. Все через нее идет в мир – всякое благо, всякий свет. Без любви мир обратился бы в пустыню… «Возлюбим друг друга»… И только возлюбя ближнего, как себя, мы можем жить так, как учил Распятый и затем Воскресший Богочеловек! Оглянитесь в прошлое, разверните историю, всмотритесь в жизнь. Что кроме любви может заставлять людей идти на страдание, отказываться от блеска и довольства – во имя блага ближнего? Говорят: христианский идеал недостижим. Но потому он недостижим, что он высок, что он идеал… Но он как маяк светит во тьме, и к нему, к этому идеалу, мы можем приближаться… И верь, что настанет иная пора, что идеал правды не погибнет, а победит. Победит через любовь, которая даст счастье тоскующему человечеству. И видя брата, потерявшего веру в свое счастье, в жизнь, чуть не на заре своей жизни, уже устремляющего взоры во мглу могилы, хочется крикнуть ему вместе с певцом:

О, подними свое чело!

Не верь тяжелым сновиденьям;

Не предавайся сожаленьям,

О том, что было и прошло…

Зачем так рано погребать

Невозмужалые надежды?

Не бойся душу предавать

Потоку чувств и мыслей новых,

Своим стремлением готовых

Тебя невольно увлекать

Туда, где впереди так много

Сокровищ спрятано у Бога!

Без веры нельзя жить. И если наша жизнь темна, если она «скучна» – то это потому, что мы теряем веру. Вера светлая, горячая вера в правду дает бодрость духу, силы на борьбу со злом во имя правды, дает жажду жить и наполняет наш внутренний мир светом и радостью. Без веры в небо не шли бы на крест христианские мученики. Без веры не умер бы за правду спокойно и бестрепетно печальник земли русской св. митрополит Филипп. Без веры в грядущее родины – не поднял бы на борьбу с врагом своим сограждан и Козьма Минин. Нельзя жить без веры в победу света над тьмою. А когда же и проникнуться этой верой, как не сегодня? Когда же и почуять сердцем и уверовать им в победу добра, как не сегодня – в день победы бессмертия над смертью, в день воскресения истины, распятой ложью.

Не все одинаково встретят этот великий день. Горе не знает времени и даже сегодня не обойдет оно иные дома, иные семьи. Но пусть же вера даст силы для встречи временной скорби! И пусть те, чей праздник не омрачен слезою и печатью, сумеют облегчить бремя брата, постигнутого горем.

У Я.П. Полонского есть чудное стихотворение, называется «Опасение»:

Я праздника боюсь, мне страшен поздний час

И этот город полусонный.

Здесь каждый ждет беды, здесь каждый запер дверь.

Здесь невидимкой между нами

Блуждает нищета, косматая, как зверь,

Дрожит и шарит за дверями…

О, заключает поэт –

О, я б не ждал тебя с тревогой и тоской,

Об этом б не было и речи,

Когда б у каждого в семье его родной,

Горели праздничные свечи!

А кто может зажечь эти свечи?

Опять-таки одна любовь, которая и теперь зажигает «эти свечи» если не в каждой семье, то там, где может. Она, эта любовь, обувает и кормит озябших и голодных; она светских женщин посылает из шумной столицы в глухие деревни, где они, эти женщины являются «светом», сестрами больных и нуждающихся… Больше любви… Чем больше ее, тем больше будет и праздничных свечей и тем ярче будут гореть эти свечи… Тем торжественнее будут звучать эти победные клики: «Христос воскресе! Воистину воскресе!»

Александр Круглов

Христос воскресе! О, просветимся

Сим светоносным торжеством

И к Жизнодавцу обратимся

Всем нашим сердцем и умом,

Раскроем ближнему объятья,

Поможем бедным и больным,

Врагам с любовью скажем: братья!

А все обиды их простим.

И вместе с ангельским собором,

Что славит Господа с небес,

Воскликнем радостно все хором:

«Христос воистину воскрес!»

А.Д.

Источник: журнал «Приходская жизнь» 1900 год, апрель («Пасхальное приложение»)




© 2010 Издательский Совет Русской Православной Церкви, Официальный сайт