Книга в древности и сегодня. К Дню православной книги в школе

Книга в древности и сегодня. К Дню православной книги в школе 22.03.2012

Книга в древности и сегодня. К Дню православной книги в школе

Предлагаемые материалы можно использовать на уроках литературы, истории, МХК, при проведении классного часа или занятий кружка в школе.

Уже несколько десятилетий книга доступна человеку практически с самого начала жизни. Поэтому сегодняшним ученикам трудно представить, чем была книга в древности. Учащиеся видят современные издания, но редко кто их них видел старинные книги. А возможность увидеть в этом случае трудно переоценить. Можно сколько угодно говорить ученикам о книге рукописной, первопечатной, но всё очарование старины они не поймут до конца только с наших слов. Мы водим и возим детей на экскурсии, чтобы они увидели экспозиции музеев, усадьбы, храмы, другие города и села.

Не менее важно дать детям возможность увидеть старые книги. Как быть, если нет возможности посетить выставки, если они слишком далеко?

Во многих краеведческих музеях (даже совсем небольших) есть старые книги. Если они не представлены в экспозиции, можно спросить о них сотрудников, попросить провести для учеников специальную экскурсию.

В библиотеках также могут оказаться старые книги, подаренные кем-то из читателей. В некоторых округах есть библиотеки, «специализацией» которых является как раз хранение необычных книг, в том числе старых.

Конечно, хотелось бы показать ученикам подлинно старинные книги. Когда человек листает такие издания, он не может не проникнуться особым очарованием таких книг. Но и книги, изданные в конце XIX и начале XX веков, несомненно, будут интересны детям. А такие книги можно попытаться найти и в семейных библиотеках.

Как подготовить детей к встрече со старой книгой? Прежде всего стоит детям напомнить события, современницей которых была эта книга, стоит напомнить о количестве веков или десятилетий, в течение которых она существует, о многих поколениях, которые сменились с тех пор. Можно представить, кто из известных людей мог бы брать её в руки. Нужно рассказать детям, каким сокровищем (доступным далеко не всем) была книга в те годы. И важно донести до детей мысль: если книге повредить, восстановить её будет практически невозможно, т.е. память старины погибнет. Восстановить можно ещё одну копию, но не подлинник. И если через столько веков книга пришла к нам, наш долг – не повредить книгу ничем и способствовать тому, чтобы и ещё через много лет кто-то мог так же полистать эту книгу. Книга пришла к нам через века – пусть так же придет и к другим.

IMG_7576IMG_7576.jpg



Когда книга была рукописной, она была подлинным произведением искусства. На этих фотографиях видно, как четко прописывались, прорисовывались каждая деталь, каждый элемент буквы. Посмотрите эти иллюстрации вместе с детьми. Помогите им понять, что создавать такую книгу могли только настоящие мастера, настоящие художники. Если ребята небольшие, акцентируйте внимание на слове «рукописная», объясните, что в этих книга всё создано человеческими руками, без использования возможностей техники, которых тогда просто не было.

IMG_7553IMG_7553.jpg

IMG_7570IMG_7570.jpg

IMG_7596IMG_7596 copy.jpg

Сегодня мы видим рукописные книги. Когда они создавались, стать их владельцами могли только очень богатые люди, т.к. каждая книга стоила очень дорого.

Рукописные книги создают и сейчас. На крупных книжных выставках (ВВЦ, ЦДХ) рукописные книги представлены, в программе выставок можно посмотреть время проведения мастер-классов по изготовлению рукописных книг.

Конечно, детям будет и самим интересно изготовить рукописную книгу. Это даст полный простор фантазии учащихся и педагога: можно попробовать подражать древним образцам в элементах оформления, можно придумать всё самим, быть и автором, и художником, и переплетчиком. Выставку таких авторских рукописных книг, сделанных учащимися, можно провести в классе или в школьной библиотеке.

IMG_7510IMG_7510.jpg

Важно акцентировать внимание учащихся на том, что с появлением книгопечатания книга стала доступной большему количеству людей, хотя и не стала предметом обычным и привычным для всех. Стоимость печатной книги по сравнению с рукописной ниже. Именно появление книгопечатание в огромной степени повлияло на культуру и историю страны. Книги уже могли позволить себе люди не только самые состоятельные.

Важность книгопечатания осознавали всегда. В XIX веке вышел альбом, посвященный трехсотлетию Московского печатного двора, трехсотлетию печатной книги в России. Работая с этим материалов, учитель может предложить детям самим нарисовать/написать и украсить букву или даже целое слово. Из таких работ тоже можно сделать выставку на стенде в классе.

IMG_7646IMG_7646 copy.jpg

IMG_7658IMG_7658.jpg

IMG_7663IMG_7663 copy.jpg

Мы работаем с детьми, поэтому особое внимание стоит уделить детской книге. В начале XIX века детская книга была ещё почти предметом роскоши, немногие могли себе позволить иметь дома детскую библиотеку. К началу XX века ситуация изменилась. В эти годы изданы и недорогие издания, которые могли купить и совсем небогатые люди.

Ученикам можно рассказать, что во второй половине XIX века во многих селах появились церковно-приходские школы и школы грамоты, т.е. число потенциальных читателей дешевых книг для детей увеличилось.

IMG_7689IMG_7689.jpg

(8)(8) copy.jpg

Учащимся будет интересно узнать, что часть книг, изданных в начале XX века, продолжают радовать нас и сейчас: они неоднократно переиздавались полностью или частично. Например, именно в первой половине XX века, в начале его, создавал свои иллюстрации к сказкам Иван Билибин, с тех пор многие поколения юных читателей любуются его иллюстрациями.

С древних времен сохранилось мало книг, некоторые всего в одном экземпляре. Значительная часть этих книг требует особых условий хранения и доступна только специалистам, если им необходимо работать именно с этим источником. Детям будет интересно узнать, что новые технологии приблизили к нам старинные книги. Во-первых, это факсимильные, т.е. выполненные максимально близко к первоисточнику, издания. Развитие современных технологий дает возможности воспроизвести все особенности оригинала. Во-вторых, это сама возможность оцифровывать древние издания, т.е. переводить их в электронный вид. Электронной копией может пользоваться широкий круг людей. Факсимильные издания появляются во всех крупных библиотеках, обычно и в продаже. Т.е. древняя книга становится ближе, доступнее современному читателю.

IMG_7618IMG_7618.jpg

IMG_7628IMG_7628.jpg

Остромирово Евангелие. Факсимильное издание

IMG_7678IMG_7678.jpg

Слуцкое Евангелие. Факсимильное издание

У выставки Святая Русь"  http://www.svyatayarus.ru/ есть свой сайт. Это хорошая возможность показать детям результаты «содружества» старинных книг и новых технологий.

При подготовке публикации использованы следующие книги из библиотеки Издательского Совета Русской Православной Церкви:

1.Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита. Рукопись б/м. и г.

2.Псалтирь с толкованием. Рукопись б/м. и г.

3.Апостол. – М., 1649

4.Трехсотлетие Московского печатного двора 1564–1864. – [М., 1864.]

5.Наглядное изъяснение символических обрядов и песнопений Всенощного бдения и Божественной Литургии. Под редакцией свящ. Н.А. Любимова. Составлено членом Исп.Ком. М.Г. музея наглядных учебных пособий и законоучителем гор.школ свящ.В.О. Сминовым. – М.: Издание т-ва И.Д. Сытина, 1912.

6.Остромирово Евангелие. Факсимильное воспроизведение памятника, хранящегося в Государственной публичной библиотеке имени М.Е. Салтыкова-Щедрина. – Л.: «Аврора», М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1988.

7.Святое Евангелие. Слуцк, 1582. Факсимильное издание. – Минск: Белорусская Православная Церковь. Национальная библиотека Беларуси, 2009.


Валентина Курицина, Светлана Макарина, Галина Матвеева

Фото: Юрий Чаус





© 2010 Издательский Совет Русской Православной Церкви, Официальный сайт