Обучение церковнославянскому языку 150 лет назад

Обучение церковнославянскому языку 150 лет назад 07.02.2012

Обучение церковнославянскому языку 150 лет назад

Сегодня предлагаются различные варианты обучения церковнославянскому языку, а вот так церковнославянский изучали в церковно-приходских школах во второй половине XIX века:

Программа церковно-славянской грамоты

А. Программа одноклассной церковно-приходской школы

Год первый (4 урока в неделю).

Изучение церковно-славянской азбуки. Особенности церковно-славянской азбуки сравнительно с русским алфавитом.

Чтение употребительнейших молитв по стенным таблицам издания Святейшего Синода. Практическое ознакомление с надстрочными знаками и титлами. Упражнение в чтении по букварю.

Год второй (4 урока в неделю).

Чтение избранных мест из Евангелия по книге Ильминского «Обучение церковно-славянской грамоте».

Чтение по Часослову и Псалтири.

Славянские числа. Практическое ознакомление с церковным месяцесловом.

Б. Программа двуклассной школы

Год 1 и 2 – по программе одноклассной школы.

Год третий (4 урока в неделю).

Продолжение чтения Часослова и Псалтири и Евангелия от Матфея.

Год четвертый (4 урока в неделю).

Чтение остальных трех евангелистов. Из учебного Октоиха, по возможности, служба гласа предстоящего воскресного дня. Приготовление к пению и чтению в церкви по богослужебным книгам.

Учебные руководства и пособия для учеников: изданные Святейшим Синодом стенные таблицы букв и молитвословий и молитвы Господней. Букварь, издание Святейшего Синода. Учебный часослов. Учебная псалтирь. Учебный октоих. Евангелие на славянском языке. Книга Н. Ильменского «Обучение церковно-славянской грамоте в начальных народных училищах».

Для домашнего чтения учеников: жития святых из Четьи-минеи святителя Димитрия Ростовского.

Объяснительная записка к программе церковно-славянской грамоты в церковно-приходских школах

Церковно-славянская грамота в церковно-приходских школах должна составлять отдельный от русского языка предмет; для обучения ей должны быть назначены особые часы в течение всего курса учения. По своей задаче и духу преподавания церковно-славянская грамота должна примыкать к закону Божию, как ближайшее пособие для него, и иметь значение непосредственно после него.

В церковно-приходской школе желательно бы начинать обучение прямо с церковно-славянской азбуки. Но ввиду затруднений, какие может вызвать употребление при этом старинного способа, отличного от современных, привычных для большинства учителей методов обучения чтению и известного им только в своем механизме, с другой стороны по многим неудобствам приложения к церковно-славянской грамоте общеупотребительного в настоящее время звукового способа, предоставляется обучать церковно-славянской грамоте после русской, и именно непосредственно после того, как дети ознакомятся с механизмом русского чтения, т.е. в конце первой или в начале второй половины первого года учения. Изучение церковно-славянской азбуки удобно начинать по напечатанным по распоряжению Святейшего Синода таблицам славянских письмен, которые должны быть развешены на стенах в школе. При этом учащиеся должны быть ознакомлены со строчными и надстрочными знаками и сокращениями слов. Затем следует ознакомить детей с подлинными названиями букв в порядке церковной азбуки.

Для начального упражнения детей в церковно-славянском чтении могут служить стенные таблицы кратких употребительнейших молитв, уже прежде заученных наизусть со слов законоучителя. При разъяснении учащимся отличительных букв славянской азбуки сравнительно с русскою, надстрочных знаков (ударений и титл), славянских чисел и некоторых самонужнейших форм славянского языка учитель руководствуется книжкою г. Ильминского «Обучение церковно-славянской грамоте. Казань, 1885 г.». Учение первого года оканчивается чтением по порядку букваря, изданного Святейшим Синодом.

Лицам убежденным и опытным отнюдь не возбраняется начинать обучение с церковно-славянской азбуки в древле уложенном порядке и с подлинными названиями букв. Такие опыты даже желательны: они дадут ценный материал для более верного и положительного решения вопроса об обучении церковно-славянскому чтению в церковно-приходских школах.

Во второй год учащиеся читают избранные места из Евангелия, а затем Часослов и Псалтирь по порядку. Учитель тщательно приучает при этом детей к чтению правильному, раздельному и внятному, с точным произношением славянских букв, без всякого уклонения их звука и также с соблюдением ударений и знаков препинания; наипаче всего славянское чтение должно быть благоговейное и молитвенное. Учитель должен при этом руководить учащихся собственным своим образцовым чтением.

При чтении обращается внимание на значение простейших слов и выражений, чтобы предотвратить чисто механическое чтение без всякого понимания, но не требуется при этом понимание всего содержания читаемого. Уразумение церковных текстов достигается учащимися постепенно, по мере приобретения знания Священной истории и истин веры, а также по мере умственного развития. Главная забота должна быть посвящена религиозно-воспитательной задаче, и посему главною целью церковно-славянского чтения поставляется духовное назидание и воспитание в детях молитвенного духа и вообще молитвенного настроения. Поучительно в этом отношении следующее наставление в предисловии к часослову: «Юже книгу вы, родители благочестивые, яко началоположение жития христианского стяжуще, чадам вашим вручаете ко учению, увещающе я неусыпно прилежати навыкновению в ней содержимых: вы же, чада христоименитая, радостно приемлюще ю, тщитеся чести и разумети напечатанная: да и чтуще молитеся и молящеся чтете, и тако чтите Бога, да тако вы с Богом глаголете и Бог с вами собеседует». Чтение псалтири должно производиться по изданиям церковного состава, т.е. с разделением на кафизмы и с положенными после каждой кафизмы тропарями и молитвами. Одновременно с чтением по Евангелию, Часослову и Псалтири учащиеся во второй год обучения должны быть практически ознакомлены со славянским счислением и с церковным месяцесловом.

В третьем году должно продолжать чтение по порядку Часослова и Псалтири и прочитать все Евангелие от Матфея. К этому можно присоединить практическое, посредством пения, изучение тропарей воскресных, на двунадесятые праздники и тропарей дневных.

В четвертом году продолжается чтение Евангелий от Марка, Луки и Иоанна. В то же время постепенно прочитываются из учебного Октоиха воскресные службы предстоящих гласов, примерно так: в первый оборот (столп) 8-ми гласов стихиры на Господи воззвах и стиховны, во второй оборот – седальны и антифоны, в третий оборот – каноны, по крайней мере, воскресные, в четвертый – хвалитны и блаженны.

В двуклассных школах к чтению в церкви допускаются все ученики IV и частию III учебного года; в одноклассных, по возможности, допускаются учащиеся на второй год; но во всяком случае к чтению в церкви нужно допускать не иначе, как после тщательного приготовления под руководством учителя или даже священника.

Для усиления упражнения в церковно-славянском чтении полезно доставлять учащимся жития святых, избранные из Четьи-минеи св. Дмитрия Ростовского, для домашнего чтения в семействах своих.


Источник: Тверские епархиальные ведомости за 1886 год

Особенности орфографии источника частично сохранены.





© 2010 Издательский Совет Русской Православной Церкви, Официальный сайт