Издательский Совет Русской Православной Церкви: Обучение церковнославянскому языку 150 лет назад

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Обучение церковнославянскому языку 150 лет назад 07.02.2012

Обучение церковнославянскому языку 150 лет назад

Сегодня предлагаются различные варианты обучения церковнославянскому языку, а вот так церковнославянский изучали в церковно-приходских школах во второй половине XIX века:

Программа церковно-славянской грамоты

А. Программа одноклассной церковно-приходской школы

Год первый (4 урока в неделю).

Изучение церковно-славянской азбуки. Особенности церковно-славянской азбуки сравнительно с русским алфавитом.

Чтение употребительнейших молитв по стенным таблицам издания Святейшего Синода. Практическое ознакомление с надстрочными знаками и титлами. Упражнение в чтении по букварю.

Год второй (4 урока в неделю).

Чтение избранных мест из Евангелия по книге Ильминского «Обучение церковно-славянской грамоте».

Чтение по Часослову и Псалтири.

Славянские числа. Практическое ознакомление с церковным месяцесловом.

Б. Программа двуклассной школы

Год 1 и 2 – по программе одноклассной школы.

Год третий (4 урока в неделю).

Продолжение чтения Часослова и Псалтири и Евангелия от Матфея.

Год четвертый (4 урока в неделю).

Чтение остальных трех евангелистов. Из учебного Октоиха, по возможности, служба гласа предстоящего воскресного дня. Приготовление к пению и чтению в церкви по богослужебным книгам.

Учебные руководства и пособия для учеников: изданные Святейшим Синодом стенные таблицы букв и молитвословий и молитвы Господней. Букварь, издание Святейшего Синода. Учебный часослов. Учебная псалтирь. Учебный октоих. Евангелие на славянском языке. Книга Н. Ильменского «Обучение церковно-славянской грамоте в начальных народных училищах».

Для домашнего чтения учеников: жития святых из Четьи-минеи святителя Димитрия Ростовского.

Объяснительная записка к программе церковно-славянской грамоты в церковно-приходских школах

Церковно-славянская грамота в церковно-приходских школах должна составлять отдельный от русского языка предмет; для обучения ей должны быть назначены особые часы в течение всего курса учения. По своей задаче и духу преподавания церковно-славянская грамота должна примыкать к закону Божию, как ближайшее пособие для него, и иметь значение непосредственно после него.

В церковно-приходской школе желательно бы начинать обучение прямо с церковно-славянской азбуки. Но ввиду затруднений, какие может вызвать употребление при этом старинного способа, отличного от современных, привычных для большинства учителей методов обучения чтению и известного им только в своем механизме, с другой стороны по многим неудобствам приложения к церковно-славянской грамоте общеупотребительного в настоящее время звукового способа, предоставляется обучать церковно-славянской грамоте после русской, и именно непосредственно после того, как дети ознакомятся с механизмом русского чтения, т.е. в конце первой или в начале второй половины первого года учения. Изучение церковно-славянской азбуки удобно начинать по напечатанным по распоряжению Святейшего Синода таблицам славянских письмен, которые должны быть развешены на стенах в школе. При этом учащиеся должны быть ознакомлены со строчными и надстрочными знаками и сокращениями слов. Затем следует ознакомить детей с подлинными названиями букв в порядке церковной азбуки.

Для начального упражнения детей в церковно-славянском чтении могут служить стенные таблицы кратких употребительнейших молитв, уже прежде заученных наизусть со слов законоучителя. При разъяснении учащимся отличительных букв славянской азбуки сравнительно с русскою, надстрочных знаков (ударений и титл), славянских чисел и некоторых самонужнейших форм славянского языка учитель руководствуется книжкою г. Ильминского «Обучение церковно-славянской грамоте. Казань, 1885 г.». Учение первого года оканчивается чтением по порядку букваря, изданного Святейшим Синодом.

Лицам убежденным и опытным отнюдь не возбраняется начинать обучение с церковно-славянской азбуки в древле уложенном порядке и с подлинными названиями букв. Такие опыты даже желательны: они дадут ценный материал для более верного и положительного решения вопроса об обучении церковно-славянскому чтению в церковно-приходских школах.

Во второй год учащиеся читают избранные места из Евангелия, а затем Часослов и Псалтирь по порядку. Учитель тщательно приучает при этом детей к чтению правильному, раздельному и внятному, с точным произношением славянских букв, без всякого уклонения их звука и также с соблюдением ударений и знаков препинания; наипаче всего славянское чтение должно быть благоговейное и молитвенное. Учитель должен при этом руководить учащихся собственным своим образцовым чтением.

При чтении обращается внимание на значение простейших слов и выражений, чтобы предотвратить чисто механическое чтение без всякого понимания, но не требуется при этом понимание всего содержания читаемого. Уразумение церковных текстов достигается учащимися постепенно, по мере приобретения знания Священной истории и истин веры, а также по мере умственного развития. Главная забота должна быть посвящена религиозно-воспитательной задаче, и посему главною целью церковно-славянского чтения поставляется духовное назидание и воспитание в детях молитвенного духа и вообще молитвенного настроения. Поучительно в этом отношении следующее наставление в предисловии к часослову: «Юже книгу вы, родители благочестивые, яко началоположение жития христианского стяжуще, чадам вашим вручаете ко учению, увещающе я неусыпно прилежати навыкновению в ней содержимых: вы же, чада христоименитая, радостно приемлюще ю, тщитеся чести и разумети напечатанная: да и чтуще молитеся и молящеся чтете, и тако чтите Бога, да тако вы с Богом глаголете и Бог с вами собеседует». Чтение псалтири должно производиться по изданиям церковного состава, т.е. с разделением на кафизмы и с положенными после каждой кафизмы тропарями и молитвами. Одновременно с чтением по Евангелию, Часослову и Псалтири учащиеся во второй год обучения должны быть практически ознакомлены со славянским счислением и с церковным месяцесловом.

В третьем году должно продолжать чтение по порядку Часослова и Псалтири и прочитать все Евангелие от Матфея. К этому можно присоединить практическое, посредством пения, изучение тропарей воскресных, на двунадесятые праздники и тропарей дневных.

В четвертом году продолжается чтение Евангелий от Марка, Луки и Иоанна. В то же время постепенно прочитываются из учебного Октоиха воскресные службы предстоящих гласов, примерно так: в первый оборот (столп) 8-ми гласов стихиры на Господи воззвах и стиховны, во второй оборот – седальны и антифоны, в третий оборот – каноны, по крайней мере, воскресные, в четвертый – хвалитны и блаженны.

В двуклассных школах к чтению в церкви допускаются все ученики IV и частию III учебного года; в одноклассных, по возможности, допускаются учащиеся на второй год; но во всяком случае к чтению в церкви нужно допускать не иначе, как после тщательного приготовления под руководством учителя или даже священника.

Для усиления упражнения в церковно-славянском чтении полезно доставлять учащимся жития святых, избранные из Четьи-минеи св. Дмитрия Ростовского, для домашнего чтения в семействах своих.


Источник: Тверские епархиальные ведомости за 1886 год

Особенности орфографии источника частично сохранены.




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru