Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Детское чтение: советы специалиста 15.12.2011

Детское чтение: советы специалиста

Чтение – это тот вид произвольной активности ребёнка, который охватывает все сферы психической деятельности. Задействованы и эмоции, и воля, и интеллект, и память.

Но, как всё в этом мире, это палка о двух концах. Если круг чтения подобран с учётом половозрастных и личностно-индивидуальных особенностей ребёнка, то трудно переоценить его вклад в развитие личности. Развиваются и задействованы такие потенциалы личности, как познавательный, коммуникационный, художественный и, что особенно важно, нравственный (ценностный). Закладывается база, «система координат» на всю жизнь, формируются интеллектуальные предпосылки, формируются познавательные умения, интерес к творчеству, развивается воображение, расширяется кругозор.

Только, как любое питание, «пища» для ума и души должна быть сбалансированной.

Приглашая ребенка на «книжный пир», стоит подумать: а все ли на этом «пиру» ему полезно, все ли он в состоянии переварить? Никто в здравом уме не станет спорить с тем, что различные виды пищи в рацион ребенка вводят не сразу, а постепенно и небольшими порциями, по мере взросления, и только сумасшедший человек станет предлагать грудничкам, например, салаты из морепродуктов, щедро сдобренные соусом! Так почему же эти правила «кормления», столь очевидные, не соблюдаются при выборе пищи для ума – круга чтения для ребенка?

У ребенка еще нет жизненного опыта, чтобы самому сориентироваться в этом море литературы, и родительский долг помочь сделать так, чтобы интеллектуально-духовная пища была «вкусной и полезной» и при этом не слишком «рафинированной», так как она должна подготавливать ребенка к жизни в реальном мире. Не стоит при этом забывать и о том, что «недокормы и перекормы одинаково неполезны для организма».

Каждому периоду развития ребенка (уровни психического реагирования) соответствует свой круг чтения, с учётом особенностей этих периодов. Так, в соматовегетативном периоде (0–3 года) ребёнок живёт непосредственными чувствами и ощущениями, получаемыми от окружающего мира, большую часть которого для него занимает мама. Поэтому и чтение должно содержать в себе маленькие и понятные «инструкции» о самых элементарных вещах: «зайка – серенький, хвостик – беленький» «коза – рогатая, коза – бодатая» – народный фольклор имеет массу тому примеров, т.к. эти коротенькие присказки шлифовались веками.

В психомоторном периоде (4–7 лет) ребёнок выходит «из гнезда» и начинает познавать большой мир. Поэтому разумнее будет дать ему такое чтения, которое содержит в доступной для ребёнка форме информацию об окружающем разнообразном мире, общем мироустройстве, пространстве и времени во всех смыслах. Тут тоже оптимально подходят сказки.

Следующий – аффективный уровень (5–10) лет. Ребёнок уже имеет базовые знания об устройстве мира и опыт контакта с миром, но миром материальным. На этом же этапе начинается активное формирование социальных контактов. Ребёнок уже чётко отделяет себя от остальных, его «Я» достаточно очерчено. Поэтому для развития необходима информация о том, как люди взаимодействуют друг с другом, как преодолевают те или иные ситуации.

И наконец, последний – эмоционально-идеаторный уровень (11–17) лет. Само название говорит о том, что на этом этапе закладываются базовые мировоззренческие блоки и активно развивается эмоционально-чувственная сфера.

Но это общие, среднестатистические, усреднённые периоды, нам же стоить помнить о том, что все дети развиваются по-разному, поэтому невозможно дать общую рекомендацию «в 3 года читайте то, а в 4 вот это». И родители должны всегда понимать, что книги книгами, но осмыслять прочитанное ребенок все равно будет исходя из той системы ценностей, «координат», которую он выстроит из своего реального жизненного опыта. Если мы будем предлагать ему книги, где будут описаны прекрасные герои с хорошими поступками, а в жизни он будет видеть противоположное, то из этого будет неизбежен вывод, что «книги врут», что это чья-то фантазия, которую не стоит принимать всерьез. А эта позиция очень обедняет личность, лишает ее колоссальной поддержки, отстраняет ее от опыта, накопленного человечеством за века и, следовательно, обрекает на путь учения исключительно на своих ошибках.


Врач-психиатр Ирина Уткина




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru