Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Мне кажется, что совершенно невозможно лишить ребенка удовольствия перелистывать страницы печатной книги... 04.10.2011

Мне кажется, что совершенно невозможно лишить ребенка удовольствия перелистывать страницы печатной книги...

Меня часто спрашивают, давно ли я пишу стихи. С самого детства. До сих пор у меня сохранилась общая тетрадь, в которую я аккуратно и очень старательно, в меру своих тогдашних возможностей, записывала сочиненные мною стихи. Рядом с каждым стихотворением – рисунок, как в настоящей книжке, а обложка у тетради – картонная, тоже как у настоящей книжки. Я до сих пор помню волнение, с которым заполняла эту тетрадь. Мне было тогда от семи до девяти лет.

Еще немного истории. Читать я научилась, когда мне было пять лет, главным образом благодаря моей бабушке, которая очень любила русскую литературу, знала наизусть много стихов. Её любимым поэтом был М.Ю. Лермонтов, его стихи она часто читала мне, в том числе наизусть. Моим же любимым занятием было слушать, как бабушка читает мне сказки А.С. Пушкина, особенно запомнилось, как она читала «Руслана и Людмилу».

Научившись читать, я стала читать детские стихи. Моей любимой книгой был сборник стихов С.Я. Маршака. Я перечитывала эту книгу по много раз, некоторые стихи знала наизусть. Стихотворения казались мне настоящим чудом. С тех пор во мне зародилась мечта приобщиться к этому чуду – не только читать, но и сочинять свои стихи.

Прошло много лет, но я по-прежнему отношусь к стихам как к чуду и испытываю огромную благодарность за то, что мне дана такая возможность – сочинять стихи. Встречая на книжных полках магазинов книги наших замечательных детских поэтов (С.Я. Маршака, Агнии Барто, С. Михалкова, К. Чуковского и других мастеров детской литературы), я испытываю по-прежнему восторг. Прекрасно, что сейчас их издают, да еще с великолепным оформлением.

Русские народные сказки и сказки других народов мира также обогащают ребенка, развивают фантазию, участвуют в формировании представлений о добре и зле.

Огромное значение имеют также картины, посещение выставок. Лично на меня в детстве огромное впечатление произвели впервые увиденные мною картины В.М. Васнецова, написанные на сказочные сюжеты. Для меня волшебным образом вдруг ожила знакомая сказка и заиграла неожиданными новыми красками и подробностями, так мастерски переданными замечательным художником. Сильнейшее впечатление с детских лет производили на меня изделия мастеров народных ремесел, роспись, вышивка, резьба по дереву.

Очень важна также завораживающая красота родной окружающей природы, ее богатство, ее неисчерпаемость.

Старинные здания, дышащие историей, богатство архитектуры родного города служили для меня мостом между днем сегодняшним и теми далекими, представлявшимися мне тогда сказочными временами, которые оживали на страницах книг любимых писателей.

Общение с людьми старшего поколения очень много дало мне, передавался дух прошедших лет, было понятно, чем жили наши дедушки и бабушки, когда были молодыми или даже детьми, что им было интересно, что их волновало, и неизбежно в их рассказы вливался бесценный жизненный опыт предыдущих поколений.

Детские впечатления очень яркие и остаются на всю жизнь, участвуя в формировании нашего характера и определяя наши жизненные ориентиры и цели.

У нас есть огромное богатство – наша литература. Это богатство доступно всем. Мы делимся этим богатством с детьми, принимая его от предыдущих поколений. Одно из моих заветных желаний состоит в том, чтобы в меру своих скромных возможностей стать мостиком между поколениями и передать детям интерес к богатству – к литературе.

Большую роль в детской литературе играет познавательная составляющая. В наши дни дети уже с самого раннего возраста приобщаются к знаниям. Требования к поступающему в первый класс сегодня намного выше, чем они были тридцать или двадцать лет назад. Это отражает приметы времени, ускоряющийся научно-технический прогресс. В связи с этим и детские книги даже для младших дошкольников, как я замечала, вызывают больший интерес и желание их купить у родителей, если содержат познавательную составляющую, пусть даже не очень значительную. Таким образом, они больше помогают развивать ребенка, а не только развлекать его.

Помню по себе, что в детстве хочется отразить в своем рисунке прочитанное в книгах, особенно то, что произвело сильное впечатление. Иногда иллюстрация в книге не отражала моего собственного представления об образах, о ситуации. Если иллюстрация черно-белая, то очень хотелось раскрасить ее по своему усмотрению. Это желание вступает в серьезное противоречие с тем важнейшим постулатом, что книги нельзя портить, к ним относиться надо очень бережно, рисовать в них тоже нельзя. Я подумала, что было бы неплохо дать детям такие книги, которые они могли бы иллюстрировать сами, не боясь их испортить, просто предупредив их об этом во вступительном слове и, конечно, лишний раз напомнив им о необходимости бережного отношения к книгам.

Конечно, также необходимо, чтобы ребенок видел в книгах прекрасные иллюстрации наших современных художников, так как это приобщает его к художественной культуре, формирует его художественный вкус. Нужны и такие и такие книги.

Не могу также не поделиться своим мнением по поводу значения бумажных детских книг. Вне всякого сомнения, развитие техники идет в направлении развития электронной книги. Мне очень нравится идея электронных учебников, которая во многом облегчает для ребенка «техническую» сторону учебного процесса, так как ему не придется носить большие тяжести ежедневно в своем портфеле, он будет тратить меньше времени на поиски необходимой учебной информации благодаря электронной системе поиска, будет приобщаться к современным техническим информационным средствам. Но значение бумажной книги все же не уменьшается, ее ценность остаётся прежней, она необходима для формирования у ребенка чувства прекрасного, она необходима для преемственности между поколениями, о которой я говорила ранее. Мне кажется, что совершенно невозможно лишить ребенка удовольствия перелистывать страницы печатной книги, вместе с ним рассматривать иллюстрации, вместе с ним читать книгу, попутно обсуждая прочитанное и делясь с ребенком своими соображениями об очень важных в жизни вещах. По-моему, чтение книги вместе с ребенком – это очень важная и одна из наиболее приятных составляющих воспитательного процесса, также как и совместный просмотр фильмов, спектаклей, совместные экскурсии и просто прогулки.


М.А. Лубяная




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru