Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Инновационные процессы в библиотеках (Обзор профессиональной литературы) 28.09.2011

Инновационные процессы в библиотеках (Обзор профессиональной литературы)

В дополнение к методическим рекомендациям, опубликованным ранее под рубрикой «Приходская библиотека», сотрудникам православных библиотек предлагается ознакомиться с обзором библиотековедческой литературы, затрагивающей актуальную на сегодняшний день проблему внедрения инноваций в библиотечную практику. Составитель обзора попытался некоторым образом спроецировать его на деятельность православных библиотек.

Проблема модернизации в настоящий момент является весьма актуальной в связи с задачами, поставленными главой нашего государства, по разработке фундаментальной и прикладной наукой инноваций и внедрению таковых в экономику и производство. Именно инноватика, по мнению специалистов, может способствовать модернизации различных отраслей общественной деятельности. Несомненно, инновационные процессы должны затронуть и такие направления, как образование и библиотечное дело.

Если говорить о понятии «инновации в библиотечном деле», то оно появилось ещё в 80-е годы прошлого века. До этого в практике библиотечного дела применялись такие понятия, как «оптимизация библиотечных процессов», «механизация и автоматизация работы в библиотеках». В крупных библиотеках страны, включая областные, использовались, к примеру, всевозможные аппараты для чтения микрофильмов, а затем микрофиш, применялись различные подъёмники, транспортёры, лифты для перемещения книг и доставки их в читальные залы, а для доставки читательских требований в книгохранение использовалась пневмопочта1.

С развитием компьютерных технологий в практике библиотек появились автоматизированные процессы, оптимизирующие комплектование документов, их обработку, ускоряющие подготовку библиографической информации, а также предоставляющие дистанционный доступ к различным видам информации, находящимся в отдалённых книгохранилищах. 90-е годы задали новый виток в использовании электронных технологий в библиотеках. Была задействована программа «Память России», которая предполагала перенести на современные носители информации рукописные, старопечатные и наиболее ценные документы. За десять последних лет электронные технологии сделали громадный шаг вперёд. И теперь речь идёт об оцифровке таких документов. В настоящее время имеются бесконтактные методы оцифровки документов, которые не повреждают красочный слой рукописных книг, не дают возможности редким книгам утратить цвет буквиц и заставок. Сейчас работа современной библиотеки немыслима без создания своего электронного каталога, без взаимодействия с электронными каталогами других библиотек, без подключения к различным базам данных и всевозможным электронным библиотекам через Интернет. Интернет используется в работе как научных, так и муниципальных публичных библиотек.

К сожалению, в православных библиотеках дела пока обстоят не столь блестяще. Во-первых, православные библиотеки как явление в библиотечном мире новой России достаточно молоды. Их возрождение началось только в 90-е годы XX века. Во-вторых, развитие таких библиотек шло и продолжает идти весьма неравномерно. Если даже в семинариях отдельных епархий нашей Церкви, как отмечалось на одном из заседаний Издательского совета, отсутствуют специальные помещения для библиотек, то о состоянии многих приходских библиотек приходится лишь догадываться2.

Конечно, есть епархии, как например, Екатеринбургская, где библиотечному делу уделяют серьёзное внимание. К сожалению, и в Москве остаются ещё так называемые «библиотеки на подоконнике», которые по сути являются всего лишь пунктами обмена книгами между прихожанами. В связи с этим в настоящий момент, как считает ряд библиотекарей, серьёзно говорить о модернизации православных библиотек можно лишь с большой натяжкой. Прежде всего, необходимо создание самой системы православных библиотек. К тому же прежде чем приступать к внедрению существующих проектов создания единой электронной библиотеки, «репринтное издание по заказу», и применению в православных библиотеках «ридеров», «планшетников» и других новинок современной электроники, в какой-то мере подменяющих традиционную книгу, следовало бы провести социологическое исследование как среди библиотекарей, так и читателей православных библиотек с целью получения репрезентативных данных об их отношении к таким инновациям и о финансовых возможностях самих библиотек3. Не секрет, что такие идеи некоторыми библиотекарями оцениваются как нечто ирреальное, т.к. в российской глубинке, где находятся сельские приходы, есть места, где отсутствует не только сотовая, но и обычная телефонная связь. Кроме того, любая модернизация требует значительных финансовых вложений, которые не всякому приходу по силам. Впрочем, как говорят, дорогу осилит идущий...

Рассмотрим, наконец, что же понимается под инновациями в библиотеках и в каких направлениях специалисты-библиотековеды рекомендуют проводить эту работу. Несомненно, эти аспекты библиотечной деятельности могут заинтересовать и специалистов, занимающихся православными библиотеками.

«Библиотечная энциклопедия» определяет инновацию как оригинальную, нестандартную, выходящую за пределы существующих канонов и традиционных форм работы идею, методику, проект, которые отражают новый подход к содержанию и организации библиотечного обслуживания, к технологии и управлению библиотекой4. В учебном пособии Е.Ю. Качановой «Инновационно-методическая работа библиотек» отмечается, что «под «инновациями» в библиотечном деле следует понимать результат изменений. Для библиотек – это реализованные в библиотечной практике результаты библиотековедческих и смежных исследований, передовой практики, связанные с разработкой новых объектов (продуктов, услуг, технологических процессов), качественно совершенствующих библиотечную деятельность и отличающихся от предыдущих аналогов новыми свойствами» (3, с. 37). Е.Н. Гусева предлагает следующее определение: «...это внедрённый образец деятельности, продукции, услуг, имеющий качественной характеристикой абсолютную или относительную новизну; выходящий за пределы усвоенных традиций; выводящий профессиональную деятельность на принципиально улучшенный или качественно новый уровень» (1, с. 5).

Из всего сказанного видно, что инновационные процессы в библиотеках затрагивают научно-методическую, управленческую деятельность библиотеки, её технологические процессы, в которых широко применяются современные информационно-коммуникационные технологии, а также используется среда цифровой информации5.

Однако, для того, чтобы в библиотеках можно было использовать современные информационные технологии, необходимы и новые коммуникационные системы, различные технические средства, которые не были ранее предусмотрены в зданиях, где обычно размещаются библиотеки. Нередко «модернизация» библиотечного здания разрушает его архитектурный ансамбль и изменяет интерьер помещений до неузнаваемости. Новый сборник «Образ храма книги», выпущенный Российской государственной библиотекой, рассматривает важнейшие аспекты проектирования, строительства и реконструкции библиотечных зданий. Проектировщики библиотечных зданий сформулировали десять заповедей, которые должны обеспечивать комфортное, гармоничное сосуществование здания со всей его технологической и коммуникационной «начинкой», с читателями, фондами, сотрудниками и т. д. (4, с. 12). Эти заповеди звучат следующим образом: 1. Понять для чего и для кого строить библиотеку; 2. Гармонизировать архитектуру и технологию; 3. Вписать здание в окружающую среду; 4. Заложить гибкость пространства, приспособляемость к решению возникающих новых задач; 5. Обеспечить безопасность людей и фондов; 6. Соблюдать режим энергосбережения; 7. Решать проблему света; 8. Обеспечить комфорт для читателей; 9. Добиться доступности библиотеки для людей с ограниченными физическими возможностями; 10. Библиотекари, архитекторы, проектировщики, строители должны иметь мужество увидеть свои ошибки, признать их и исправить (4, с. 15–52).

Начиная разговор о модернизации православных библиотек, также целесообразно рассмотреть проблемы, связанные с библиотечными помещениями. При строительстве новых храмов, зданий воскресных школ надо не забывать о библиотеках. И хотя у Церкви пока нет возможности проектировать и строить самостоятельные здания для православных библиотек, всё же в долгосрочных проектах это надо предусматривать, ориентируясь на опыт и имеющиеся разработки проектирования и строительства светских библиотек. А пока библиотекам приходов, учебных заведений для их нормальной деятельности необходимо выделять не худшие помещения, обсуждая с библиотекарями возможные варианты и учитывая их точку зрения.

Инновация и модернизация библиотечной работы невозможна, если она не будет обеспечена соответствующими кадрами. Э.Р. Сукиасян считает, что библиотекарь XXI в. должен быть не просто профессионалом, но отличным профессионалом. «Объём специальных знаний, умений, навыков существенно возрастёт, прежде всего, за счёт расширения границ «библиотечного познания»... Надо переломить сложившийся в обществе стереотип в отношении профессии библиотекаря... Только мы, библиотекари, можем доказать обществу свою ценность, уникальность, незаменимость... Придётся много учиться, спокойно воспринимать новые реалии, постоянные изменения и перестройки» (5, с. 51–52). Он, как и многие специалисты-библиотековеды, утверждает, что библиотечное образование — это только первый шаг в овладении профессией, начало движения к вершинам профессионализма, который продолжится затем на протяжении всей жизни. Работать профессионально — значит владеть алгоритмами решения любой сложной задачи... Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем, что у неё нет границ, которые можно было бы очертить (5, с. 70, 72, 73). И эти моменты также необходимо учитывать при решении вопроса о модернизации православных библиотек. Неподготовленные кадры неспособны к решению проблем, которые перед ними пытаются сегодня поставить. Об этом же пишет и Е.Ю. Качанова: «Необходимым условием успешности перемен представляется всесторонняя подготовка персонала к инновациям» (2, с. 131). Кстати, на семинаре православных библиотекарей, состоявшемся в рамках ХIХ Рождественских чтений, также поднимался вопрос профессиональной подготовки библиотечных кадров церковных библиотек.

Специалисты в области библиотечной инноватики подчёркивают, что инновации в библиотеках — это инновации социально-культурного типа. Как отмечается в сборнике «Инновации в библиотеках», сегодня библиотека ищет пути реализации своих функций в ситуации, когда непрерывное и постоянное увеличение скорости всех экономических и социальных процессов сочетается с непрерывно трансформирующимися традициями и постоянными новациями в сфере культуры. Всё это объективно создаёт новые возможности и направления для развития библиотек (1, с. 6).

Авторы вышеупомянутого сборника не ограничиваются рассмотрением только теоретических аспектов библиотечной инноватики или использованием в библиотечной практике компьютерных технологий, они касаются и нормативного обеспечения инновационных процессов, и развития новых видов услуг, и обучения инновационным процессам специалистов библиотек, и проблемам, связанным с системой управления библиотекой, или менеджментом (1).

Главной задачей информационно-библиотечного менеджмента, как считают И.М.Суслова и Т.Е.Дубенок, стала разработка моделей эффективного планирования, гибких организационных структур, обеспечивающих библиотеке стратегические позиции и высокий уровень адаптации к изменениям. Всё это связано с поиском инновационных типов управления, соответствующих современным задачам и функциям библиотечно-информационной деятельности (6, с.4).

Как видим, библиотековеды и специалисты библиотечного дела весьма озабочены статичным, на их взгляд, состоянием библиотек с устоявшимися, традиционными методами библиотечно-библиографической деятельности. Стремление к инновациям, модернизации, компьютеризации связано как с проблемами привлечения новых читателей в библиотеку, так и удовлетворением всё возрастающих технологических потребностей пользователей библиотечными ресурсами. Специалисты государственных библиотек уверены: инновации — это путь к успешной библиотеке.

В основном всё, на чём заострялось внимание данного обзора, так или иначе касалось государственных научных библиотек. Однако поставленные здесь вопросы модернизации и инновации также актуальны и для крупных научно-богословских библиотек, поэтому в своей работе они могут использовать то, что уже наработано светскими научными библиотеками. Насколько эти проблемы могут быть интересны и важны приходским библиотекарям? Нельзя сказать, что библиотекарям приходских библиотек это неинтересно и непонятно6. Многие из них понимают: жизнь не стоит на месте – то, что вчера было в новинку, сегодня выглядит уже устаревшим. Поэтому-то, ориентируясь на практику светских библиотек, уже обдумывают шаги инновационного развития православных библиотек всех типов, чему, собственно, и был посвящён библиотечный семинар на ХIХ Рождественских чтениях.

Однако, опираясь на всевозможные технологические новации, не стоит забывать о воспитательной роли библиотек. Ведь книга не только просвещает, обучает, но и воспитывает. Если библиотека, как и школа, не будет выполнять свои функции по воспитанию человека, то наших детей ждёт неприглядное будущее: одичавшее общество, играющее в сверхтехнологичные «игрушки», не имеющее нравственных и моральных ограничений. К сожалению, такая тенденция уже существует.

Научить жить по-христиански, показать, что такое Истина и в чём заключается смысл жизни, может только Православная Церковь, а православная библиотека своими опробованными методами должна этому способствовать через духовную, святоотеческую книгу (даже несмотря на временное отсутствие современной техники).

Примечания

1.Эти средства механизации по-прежнему применяются в библиотеках.

2.В 2011 г. библиотечными специалистами, занимающимися проблемами православных библиотек, был подготовлен «Опросный лист» для изучения современного состояния различных видов православных библиотек страны.

3.27.05.2011г. на Межрегиональной книжной выставке-ярмарке «Радость Слова» прошёл круглый стол «Электронная или печатная книга», посвящённый использованию современных мультимедийных и электронных технологий в издательском и библиотечном деле. Организатором мероприятия была компания PoketBook Russia. Однако участники круглого стола не пришли к единому мнению в данном вопросе. Точки зрения представителей компании и практиков библиотечного дела оказались диаметрально противоположными, что опять-таки указывает на необходимость изучения данной проблемы. – См. сайт Издательского совета РПЦ: izdatsovet.ru

4.См.: Библиотечная энциклопедия / РГБ. – М.: Пашков дом, 2007. – С. 409.

5.Давайте вспомним о бытовавшей в доперестроечный период такой форме работы библиотек, как обмен опытом. Библиотекари на совещаниях (конференциях, семинарах) по обмену опытом не просто рассказывали о своей работе, но представляли конкретные находки, наработки как в библиотечной технологии, так и в методике работы (поиски новых форм библиотечной работы). Лучший опыт библиотечной работы рекомендовалось использовать и в других библиотеках. Существовало также понятие «научная организация труда». На мой взгляд, всё это достаточно близко к современной библиотечной инноватике.

6.В Новосибирской епархии с начала 2011 г. проводится конкурс на лучшую приходскую библиотеку, что является показателем профессионального подхода к решению задач развития приходских библиотек. Предполагаю, что результаты конкурса появятся в Интернете. Возможно, приходские библиотеки других регионов страны смогут найти там для себя что-то интересное. А это уже можно считать внедрением нового опыта, или инноваций в родственные библиотеки.

Использованная литература

1.Инновации в библиотеках: Сб. статей / РГБ, НИО библиотековедения; Сост.: Н.Я.Дворкина, Е.Н.Гусева. – М.: Пашков дом, 2010. – 131 с. – (Б-ка: новые возможности).

2.Качанова Е.Ю. Инновации в библиотеках / СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2003. – 317 с.

3.Качанова Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек / ХГИИК. – СПб.: Профессия, 2007. – 335 с.

4.Образ храма книги: Важнейшие аспекты проектирования, строительства и реконструкции библиотек / РГБ; Сост.: Л.Н.Нагаева. – М.: Пашков дом, 2011. – 110 с.: ил.

5.Сукиасян Э.Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование: Сб.статей и докл. / РБА. – М.: Гранд-Фаир, 2004. – 447 с.

6. Суслова И.М., Дубенок Т. Е. Организационное развитие систем управления современной библиотекой: Учеб.пособие. – СПб.: Профессия, 2008. – 191 с.

Дополнительная литература

1.Библиотечный менеджмент: Дидактическое пособие / МГУКИ; Под общ.ред. В.К.Клюева, И.М.Сусловой. – М.: Профиздат, 2001. – 203 с.

В пособие включены программа базового учебного курса, планы семинарских занятий («круглых столов»), ситуационные задачи и деловые игры, тематические и комплексные тесты, перечень возможных учебно-прикладных исследований и другие материалы.

2.Горшков Ю.А. Библиотека в стратегии современного роста книгоиздания: Монография / РГБ. – М.: Пашков дом, 2007. – 327 с. – Библиогр.: С. 273–288. – (Б-ка: Новые возможности).

Рассмотрены условия формирования библиотечно-информационной инфраструктуры экономического роста российского книгоиздания. Дана структурно-функциональная характеристика стратегического сотрудничества библиотек, книгоиздателей и книготорговцев. Представлена модель экономической интеграции библиотек в сферу книжного рынка.

3.Пол Р., Бокхорст П., те. Измерение качества деятельности библиотек / Пер.с англ.: Г.А. Кисловская; РГБ. – М.: Пашков дом, 2008. – 315 с.

В книге представлены показатели деятельности библиотек, используемые в некоторых зарубежных странах, как для традиционных видов работы, так и электронных сервисов. Даны методы вычисления, позволяющие унифицировать сбор информации о работе научных и публичных библиотек и сделать эти результаты измерений сопоставимыми.


С.В. Андрюшина




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru