21.06.2011
Северный подвижник св. Кирилл Белозерский
Будущий северный подвижник святой Кирилл Белозерский был родом из не слишком богатой боярской семьи, жившей в Москве, где в то время правил великий князь Иван Калита. В крещении будущего подвижника назвали Козьмой. О его жизни до пострига мы почти ничего не знаем. Козьма рано потерял родителей, до сорокалетнего возраста жил в доме своего родственника Тимофея Васильевича Вельяминова. В 1377 г. он поступил в иноки Симонова монастыря, основанного Федором, племянником преподобного Сергия Радонежского, и был пострижен с именем Кирилл. Монастырская жизнь шла в непростых трудах на хлебне, на поварне, куда побеседовать с подвижником заходил пришедший в обитель к племяннику преподобный Сергий. После назначения Федора архиепископом Ростова преподобный Кирилл был поставлен новым настоятелем монастыря. Недолго он пробыл на этой должности: не угодил братии строгостью устава и предпочел удалиться безмолвствовать в уединенную келью, но и туда к святому за советом приходили многочисленные паломники.
Жаждущий тишины и уединения, желавший избежать любых распрей, святой Кирилл усиленно молился Богородице, надеясь получить ответ, нужно ли ему уйти в пустынножители. Согласно житию преподобного Кирилла Белозерского, однажды при чтении акафиста он услышал голос Божией Матери, обращенный к нему: «Кирилле, изыди отсюду, иди на Белоозеро, тамо бо уготовах ти место, в нем же можеши спастися». Преподобному в видении были показаны окрестности, в которых он должен был основать монастырь.
Вскоре из Белозерского края вернулся инок Симонова монастыря Ферапонт, посланный туда по монастырским делам. От него преподобный Кирилл узнал о том, что в белозерских землях есть немало мест, подходящих для пустынножительства. Договорившись, два шестидесятилетних монаха пешком отправились искать место, указанное Пресвятой Богородицей прп. Кириллу как подходящее для его монашеского подвига… И они нашли его. Небольшой пригорок, покрытый лесом и вдававшийся полуостровом в Сиверское озеро был узнан преподобным: именно он был показан ему в видении. А дальше пошли новые труды: строительство земляной, затем деревянной кельи, часовни. А через год преподобный Ферапонт пожелал уединиться и, с благословения святого Кирилла, удалился на 20 верст, основав другую обитель.
Постепенно к святому Кириллу приходили ученики, монастырь расширялся, строилась большая церковь в честь Успения Божией Матери. Братия нового монастыря святого Кирилла послушно подчинялась введенному им строгому уставу. Так, настоятель отказал княгине Агриппине, которая хотела угостить монашествующих рыбой в пост. Интересно, что эта строгость сохранялась в монастыре и после преставления преподобного Кирилла. Царь Иван Грозный рассказывал, как он приехал в Кирилло-Белозерский монастырь еще юношей, опоздал к ужину, позвал подкеларника и требовал для себя стерлядей и другой рыбы, но услышал в ответ: «Мне о том приказу не было, а о чем был приказ, то я приготовил к ужину. Государя боюся, а Бога надо бояться еще больше».
Одним из обычных и любимых занятий монастырской братии было писание книг, необходимых для церковного богослужения, келейной молитвы и духовного просвещения, а также чтение их. Эту любовь к книжному делу вдохнул в них сам преподобный Кирилл, бывший не только знатоком Священного писания, но и сведущим в мирских науках. Сам он также списывал книги, которые хранились сперва в ризнице монастыря, а теперь в музеях. Занимался преподобный и составлением посланий к сыновьям Дмитрия Донского: великому князю Василию, Звенигородскому князю Юрию, Можайскому и Белозерскому князю Андрею.
Во времена преподобного Кирилла обучением отроков грамоте в монастыре занимался мирской дьяк Алеша Павлов.
Среди первых знаменитых и прославленных учеников преподобного Кирилла были преподобные Савватий Соловецкий и Мартиниан Белозерский. Первый из них вместе с иноком Германом положил основание Соловецкому монастырю, второй был игуменом Ферапонтова монастыря, а также основал Вожеозерскую обитель. Среди прославленных в лике святых пострижеников Кирилло-Белозерского монастыря Игнатий Ломский, Нил Сорский, его ученик Иннокентий, Корнилий Комельский, Александр Ошевенский.
И каждая обитель становилась центром не только духовности, но и образования, занималась переписыванием священных книг, воспитывала новых проповедников и просветителей.
Библиотека Кирилло-Белозерского монастыря впоследствии была одной из самых значительных монастырских библиотек. Её особую ценность составляли рукописи.
Вера Пташенчук