Издательский Совет Русской Православной Церкви: Воспоминания о детстве в поэзии новомученицы Татианы Гримблит

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Воспоминания о детстве в поэзии новомученицы Татианы Гримблит 18.05.2011

Воспоминания о детстве в поэзии новомученицы Татианы Гримблит

Автор - Федор Мелентьев, студент 3 курса исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

ХХ век был одним из самых трагических периодов в истории России. Череда революций, разорительные войны, репрессии, социальные и экономические потрясения – вот неполный перечень бедствий, обрушившихся на нашу страну. Отдельной страницей в этом страшном списке можно назвать гонения безбожной власти на верующих.

Пострадавшие за Христа в годы советской власти ныне прославлены Церковью в лике новомучеников и исповедников российских. Среди канонизированных святых есть и мученица Татиана Гримблит – одаренная поэтесса, посвятившая свою жизнь служению Богу и ближним. Обращаясь в стихотворениях к Господу, пытаясь осмыслить свой жизненный путь, она неизменно вспоминала и свое детство. Именно в детские годы складывается характер человека, формулируются его нравственные ориентиры и жизненные ценности.

Татьяна Николаевна родилась 14 декабря 1903 г. в Томске в многодетной семье. Ее дедушка протоиерей Антонин Мисюрев был законоучителем в гимназии. Он умер, когда его любимой внучке было 12 лет. В 1920 г. умер от тифа отец Татьяны. В том же году девушка окончила гимназию и стала воспитательницей в детской колонии. Тогда же она начала помогать заключенным, тратя на это большую часть зарабатываемых ею средств. В 1923 г. Татьяну впервые арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности и продержали в тюрьме четыре месяца. В 1925 г. ее арестовывали дважды и отправили на три года в ссылку: сначала в Усть-Сысольск, а потом в Туркестан. Весной 1931 г. Татьяну в очередной раз арестовали и отправили в Вишерский лагерь в Пермской области, заключение в котором длилось до 1932 г. Здесь она изучила основы медицины и с тех пор беззаветно служила ближним на этом поприще. Освободившись, Татьяна при первой возможности возобновляла свои заботы о заключенных. Оказываемая ею помощь была неоценимой: вещи и продукты были нужны узникам так же, как и теплые слова в письмах, которые она посылала. В 1937 г. Татьяна была снова арестована и 23 сентября расстреляна на Бутовском полигоне.

Жизнь Татьяны Гримблит, как и жизни многих ее современников, была разделена на две части. Таким рубежом для нее явились революция, Гражданская война, смерть отца, решение помогать заключенным. Это наложило отпечаток на идеализацию поэтессой своего детства, вследствие чего предметом изображения в творчестве Татьяны Гримблит стало не прошлое само по себе, а былое в связи со становлением внутреннего мира автора. Обращение к ее стихотворениям позволяет изучить восприятие Татьяной Гримблит своих детских лет и приблизиться к пониманию ее мировоззрения.

Важной чертой восприятия детства мученицей Татианой является его противопоставление взрослой жизни, ощущение отсутствия зла, невозможности злых сил воздействовать на дитя в детские годы. Сердце ребенка, по словам Татьяны, не знает тревог порочного мира, его душа не болит, и единственный, кто муку во всей наготе не видал – младенец, лишь начавший жить.

Уже в 16 лет детские годы были для Татьяны отрадною думушкой милой, она говорила о них: «Всегда помяну вас добром». В 1932 г., отбывая заключение в Вишерском лагере, она писала: «Чудится детство в приятном бреду».

Среди воспоминаний о детстве можно выделить тему сна. О прошлом Татьяне шептали сны тихого детства, она видела, что дети спят, а во сне-то смеются. Укладывал спать маленькую Таню, очевидно, и дедушка, так как в стихотворении, посвященном ему, она писала: «Баюкай родными словами».

Тему сна продолжает и развивает мысль о спокойствии и тишине как атмосфере детства. Сны ребенка спокойны, и не зря Татьяна неоднократно называла детство тихим. Безмятежность детского сна в ее представлениях связана с темой противопоставления детства и взрослой жизни. Уподобляя взрослую жизнь снежной буре, противополагая ей спокойные детские годы, Татьяна Гримблит писала:

Шумно метель ликовала, –

Только покоем, теплом

Кровля родная дышала

В детстве далеком моем.

Но не только спокойствие было важным для Татьяны в детстве. Среди чувств, испытанных в детские годы, она вспоминала радость. В ссылке поэтесса писала, что ей не вернуть радости былые. Оглядываясь на пройденный путь, Татьяна вспоминала:

Детство улыбается

Миром и теплом,

Сердце загорается

Радостным огнем.

Как и всякий ребенок, она любила порезвиться и пошалить. Вместе с другими детьми Татьяна играла и пела песни у костра. Игры юной Тани проходили большей частью на свежем воздухе, поэтому ее восприятие детства неразрывно связано с любовью к природе:

Томь так же прозрачно и быстро струилась, –

И вновь я душой на ее берегу,

И сердце тревожно и больно забилось, –

С пеленок люблю и забыть не могу.

Природу она считала своей колыбелью, сравнивала детство с природными явлениями: называла его своей зарей и золотой весной; а «оправой» своего детства именовала лес.

Но не только мирские радости манили душу Татьяны Гримблит. Она писала, обращаясь к Богу:

И в шалости детской веселой игрой

Я сердце унять не могла:

Тебя призывала невинной душой.

Это чувство тоски о Господе святая называла своей неразлучной подругой с детства. В стихотворениях она обращалась к Богу, говоря: «Я с детских лет Тебя звала».

С этими воспоминаниями связано понятие чистоты детской души. За три года до мученической кончины Татьяна молилась, чтоб совесть осталась чиста, а вера – как веруют дети. Чистые детски, невинно-святые слезы катились из глаз девочки во время ночных молитв. С чистотой связывала она и святость. Она писала, что в детстве имела невинные детски и детски святые мечты без порока и зла. Связь понятий «чистота» и «святость» подтверждается повторением эпитетов, относящихся к детским слезам и мечтаниям в вышеприведенных стихотворениях «Ласточка» и «В тюрьме».

Глубокое религиозное чувство привил Татьяне ее дедушка. Дети собирались в комнате у дедушки, играли под его присмотром. Произведения «Вопрос» и «Ответ», написанные в 1934 г., посвящены молитвенному общению с умершим в 1915 г. дедушкой:

И все же никогда не забывала

Тебя в молитве грешной поминать:

Как в детстве, и теперь тепло сияли

Мне веры луч и истины печать.

Особое место в творчестве мученицы Татианы занимал образ матери. «На суше и на море молитва матери звучит», – писала поэтесса. Вспоминала она и улыбку кроткую матери родной, видела в ней защиту от бурь, от зависти, от зла. Но отношение Татьяны к образу матери было более сложным, так как та не смогла понять свою дочь и благословить ее на подвиг служения ближним ради Христа. Татьяна писала о матери:

Ей жизнь моя кажется горем большим,

И благословить никогда не хотела –

Осталась тяжелым укором моим.

Большую часть своей жизни она все слезы матери несла душою, тяжело переживая этот разрыв. Поэтому образ материнства привносится ею в природу: она обновила фольклорное клише «мать сыра-земля», сделав его авторским. Лишенная родительской ласки и поддержки, она просила землю: «Родная, будь матерью мне», называла ее мать дорогая.

Детские годы были самым счастливым временем для Татьяны, и она смогла сохранить детскую чистоту на протяжении всей своей жизни, следуя словам Христа: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). В начале 1930-х гг. окружающие, по признанию Татьяны, называли ее «дитя».

Образ детства в поэтическом наследии новомученицы Татианы Гримблит соответствовал ее представлениям о рае. Ощущение присутствия Бога в ее жизни, возможность в любой момент обратиться к Нему, чистая вера, отсутствие зла, спокойствие, тишина, радость, наслаждение красотой окружающего мира, любовь дорогих людей складываются в единую картину неземной идиллии. Именно к воспоминаниям об этом самом счастливом времени она постоянно возвращалась мыслями. С раннего детства в ее душу запала проповедь о Христе, она всем своим существом тянулась к Богу. С чувством тоски о Господе у нее были связаны понятия чистоты и святости. О христианской вере юной Татьяне рассказывал ее дедушка – протоиерей Антонин Мисюрев.Особое место занимал образ матери: с одной стороны, он являлся воплощением идеальных черт, с другой – воспоминания о матери, не благословившей дочь на подвиг служения ближним ради Христа, приносили мученице страдания. Возможно, по этой причине Татьяна Николаевна нашла связь образа матери и родной природы.

Сохранение присущей детским годам сердечной чистоты она считала необходимым условием вхождения в вечные обители. Пример мученицы Татианы Гримблит показывает, что сохранение детского религиозного настроя, детской веры – это путь к святости. 


01.jpg


Тюремная фотография

04.jpg

Семья Гримблит (слева направо): Вера Антониновна (мать), Татьяна, Николай Иванович (отец), Георгий, Борис, София

05.jpg

Слева направо: Борис, Татьяна, Георгий и София Гримблит

06.jpg

Протоиерей Антонин Мисюрев, дедушка Татьяны





Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru