Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
К Дням славянской письменности и культуры в школе 11.05.2011

К Дням славянской письменности и культуры в школе

Автор - Светлана Алексеевна Санкина.  Работает в Правительстве Ульяновской области и преподает в Ульяновском институте повышения квалификации учителей.

В основу формирования содержания духовно-нравственного воспитания должна быть положена традиционная культура, поскольку именно в ней находят реальное воплощение абсолютные духовные ценности и национальный компонент их содержания (в том числе ценности православия). Основу любой национальной культуры, по мнению многих исследователей, составляют язык и религия. Это положение является основным при определении задач и приоритетных направлений деятельности «Общества любителей российской словесности».

Целью деятельности «Общества любителей российской словесности» является духовно-нравственное воспитание школьников на основе ценностей традиционной культуры, находящих выражение в русском языке и православной религии. Его концептуальную основу составляет гуманитарный подход к организации педагогического процесса, предполагающий интеграцию идей православной и светской педагогики.

Содержание деятельности «Общества любителей российской словесности» определяется исходя из того, что наибольшее значение в обогащении духовного мира человека имеет материал языка, в особенности образцовые, литературные тексты, их понимание с точки зрения культурного контекста и богатства русского литературного языка. По словам В.Ю. Троицкого, «литературное произведение – это словесно-образное выражение духовно-эстетического опыта, переданного через художественное воссоздание жизненной реальности. Нигилизм в отношении к духовному содержанию литературы не дает возможности увидеть многое из того, что заложено в ней ее творцами. Художественные же открытия в значительной степени проявляются в том, как через призму духовного опыта передается писателем действительность».

В работах современных лингвистов отмечается, что духовная жизнь человека материализуется не только в его социальной и производственной деятельности, но и в речевых поступках, его языковом поведении, то есть в текстах, им порождаемых. Поэтому формирование и развитие языковой культуры школьников, понимание ими литературных текстов – один из наиболее эффективных путей духовно-нравственного воспитания.

Понимание языка с точки зрения герменевтики предполагает не механическое заучивание и не традиционный «естественнонаучный» анализ текста литературного произведения. В его основе лежат механизмы смыслопорождения, что позволяет ребенку, подростку, юноше благодаря «вживанию», «чувствованию» в текст включить ценности традиционной культуры и абсолютные ценности в свою индивидуальную систему ценностей.

Полноценное понимание текстов русской литературы невозможно без понимания ценностей православия. Именно православие являлось той ценностной и содержательной основой, на которой базировалась русская классическая литература. Библейские мотивы отчетливо просматриваются в произведениях отечественных писателей и поэтов, созданных в контексте православной культуры. Поэтому в содержании деятельности «Общества любителей Российской словесности» интегрированы современный русский литературный язык, церковнославянский язык и основы православной культуры.

Организация и проведение Дней славянской письменности и культуры, посвящённых святым равноапостольным Кириллу и Мефодию

1.В образовательном учреждении создаётся оргкомитет (группа, комиссия), куда входят учителя, ученики, родители. Он утверждает план и график мероприятий, контролирует ход выполнения, подводит итоги конкурсов…

2.Создаётся пресс-центр, который отражает подготовку и ход Дней славянской письменности (проводятся интервью, анкеты, помещаются конкурсные письменные работы, можно вывесить «почтовый ящик», в который дети могли заранее опустить вопросы).

3.Учителя-словесники, историки, классные руководители объединяются в группы по параллелям и готовят вместе с учащимися один доклад по сквозной теме. В помощь себе приглашают «консультантов» из числа старшеклассников, которые помогают работать с классами. Доклад слушает вся параллель, затем можно меняться: 5-е классы идут в 6-е 7-е и т.д.

4.Каждая параллель собирает материал по своей теме, этот материал найдёт отражение в итоговом альбоме. В него помещаются стихи, сочинения, вырезки из газет и журналов, ксерокопии и т.д. Альбом должен быть не столько развлекательным, сколько познавательным, своеобразной копилкой, чтобы им можно было пользоваться на следующий год.

Общешкольные мероприятия

1. Олимпиада по русскому (церковнославянскому) языку, истории Древней Руси, возникновению письменности, жизни просветителей и т.д.

2. Конкурс на лучший имяслов (живописное начертание буквы и словесное описание) церковнославянской азбуки.

3. Конкурс чтецов на соответствующую тематику.

4. Устный журнал «Россия и славянский мир».

5. Викторина «Что дала славянская(русская) культура миру».

6. Турнир знатоков славянских сказок, стихов, песен, кулинарии.

7. Выставка поделок народного костюма, кукол и т.д.

8. Конкурс проектов на лучший памятник слову, языку и т.д. (с обязательной защитой проекта: где должен находиться памятник и почему, в каком месте стоять, как выглядеть, из какого материала, какие строчки могли бы быть начертаны на пьедестале и т.д.)

9. Круглый стол учащихся и учителей «Что для меня значит язык?», «Евангельские мотивы в творчестве…», «Чистое слово и славянская культура».

10. Читательская конференция по книгам.

11. «Проба пера». Уроки словесности, которые могут дать старшеклассники, имеющие склонность к педагогике и филологии, в начальной и средней школе.

12. Итоговая научно-практическая конференция (подведение итогов недели, месячника, года).





Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru