Издательский Совет Русской Православной Церкви: Надежда Злобина: "Буслаев изучал не язык, не литературу, не искусство. Буслаев изучал идею: нравственную, духовную, которая в проявляется в литературе, в искусстве"

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Надежда Злобина: "Буслаев изучал не язык, не литературу, не искусство. Буслаев изучал идею: нравственную, духовную, которая в проявляется в литературе, в искусстве" 04.05.2011

Надежда Злобина: "Буслаев изучал не язык, не литературу, не искусство. Буслаев изучал идею: нравственную, духовную, которая в проявляется в литературе, в искусстве"

Уже более двух лет специалисты работают над проектом «Творческое наследие Федора Ивановича Буслаева в истории филологии и искусствознания» по подготовке концепции полного собрания сочинений. Руководитель проекта кандидат филологических наук Надежда Федоровна Злобина ответила на вопросы редактора сайта Издательского Совета РПЦ.

Надежда Федоровна, расскажите, пожалуйста, о начале работы над проектом.

Мы выиграли грант, который называется «Творческое наследие Федора Ивановича Буслаева в истории филологии и искусствознания». Перед этим 8 лет велась предварительная работа. Одна из наших задач – собрать все материалы, собрать будущие тома. Конечно, для этого нужна была концепция. Мы выбрали в качестве концепции проблему историзма в творчестве Буслаева. Но это не тот историзм, как мы его сегодня понимаем. Это не просто отражение действительности, не только изучение отражения действительности в художественном произведении. В его понимании историзма большую роль играет религия.

Кто готовит собрание сочинений?

Временный творческий коллектив. Значительная часть работы выполнена молодыми специалистами, аспирантами, студентами.

Все специалисты из одного вуза?

Нет. Есть специалисты из разных вузов, из библиотек. Проректор Московского педагогического государственного университета в проекте участвует.

Это будет полное собрание сочинений?

Существует три вида собраний: академическое (в него должно быть включено всё), научное и популярное. У нас будет полное научное собрание сочинений. Мы все архивы тщательно изучили.

Сколько томов предполагается?

12 томов, некоторые тома мы собираемся делать в нескольких книгах, потому что чрезвычайно большой объём материала.

Когда выйдет это собрание?

Для того чтобы оно вышло, нужны значительные средства, спонсоры.

У нас огромное количество страниц. Много текстов на древнерусском языке. Набирать их должен, конечно, специалист. Должна быть не одна корректорская проверка. Это очень кропотливая высоконаучная текстологическая работа.

В коллективной монографии мы собираемся обратить внимание на разные аспекты деятельности Федора Ивановича Буслаева: и на лингвистические, и на литературоведческие, и на искусствоведческие. Концепция какая? Буслаев изучал не язык, не литературу, не искусство. Буслаев изучал идею: нравственную, духовную, которая в проявляется в литературе, в искусстве. Схожие формы литературы, искусства он объяснял одинаковой духовной составляющей. Положительная составляющая для него – духовная, православная.

Почему так получилось, что значительная часть наследия именно Федора Ивановича Буслаева актуальна до сих пор и до сих пор преподаётся?

В советское время изучалось только лингвистическое наследие, потом и фольклористическое. Про Буслаева говорили, что он мифолог. Но почему он занимался мифологией? По его представлениям, эпос это не язычество, и коллективность он понимал в фольклоре совсем не как бессознательность. Коллективность он понимал как соборность. Это совсем иное. Его литературоведческие работы долго не переиздавались. Когда мы начинаем их изучать, во всей полноте предстает концепция Федора Ивановича, очевидна духовная составляющая его концепции.




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru