Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Размышления о таланте 27.04.2011

Размышления о таланте

Русская Православная Церковь особое внимание уделяет правильному направлению развития детских способностей, проводит различные конкурсы для детей. Размышлениями о таланте и его роли в жизни школьника поделился читатель нашего сайта прихожанин Свято-Никольского кафедрального собора г. Ейска, автор стихов и песен, отец двоих детей Николай Мартиросов.

Талант – одно из важнейших слов в подростковом и юношеском возрасте.

С одной стороны, взрослеющий человек ищет себя, старается понять, каков он сам, каково его место в жизни, где он может проявить себя. И, конечно, почти каждый подросток и юноша видит свою роль как особую, уникальную. И ему важно понять: каковы его таланты? Важно понять: насколько он талантлив? Важно признание его способностей, его неповторимости.

С другой стороны, взрослеющий человек много раз слышал слово «талант» по отношению к творчеству. И учителя, и родители, и другие взрослые, и ровесники много раз говорили «вот это талантливо, а это бездарно». Но критерии этих «талантливо» и «бездарно» у разных людей не всегда совпадали или вообще были непонятны подростку.

Третий аспект появляется, если в самом ребенке заложен творческий потенциал. Особенно если этот потенциал выше привычного возрастного. Очень важно не пропустить талант юного человека, не зарыть его в землю. В огромной степени это зависит от самого подростка, от его умения правильно отнестись к своим способностям, насколько возможно верно оценивать своё творчество. Но это как раз очень трудно: жизненный опыт у подростка очень небольшой.

Если юный человек не реализует свой талант, он может чувствовать из-за этого дискомфорт всю жизнь. Человек будет ощущать себя чужим почти везде, чувствовать скуку и уныние, потому что он будет заниматься тем, что не интересует его самого.

Почему так получается, почему перед человеком оказывается такой путь? Потому что он по неопытности не понял своего таланта, а рядом не оказалось никого, кто направил бы юного человека в нужном направлении, помог правильно отнестись к своим способностям.

Как понять юному человеку природу таланта? Как понять, что такое талант?

Ни для кого не секрет, что ответы на такие вопросы подросток вряд ли будет искать в словарях, в чётких академических определениях. Ему нужен понятный ответ, который он способен воспринять.

Как помочь взрослеющему человеку понять, талантливо ли произведение, какие критерии можно предложить?

По-настоящему талантливое произведение натуральное, естественное, органичное. Читая его, сам доходишь до смысла, потому что он там есть, заложен. Важно, чтобы в круг чтения взрослеющего человека входили такие книги (например, произведения Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского).

Нередко люди хотят найти тайну искусства. Нет тайны у искусства. Как таковой нет. Это самовыражение души. Душа стремится к целому. И показать это – вопрос умения, мастерства.

Юному человеку важно помнить, что талант бывает разный, что непохожесть на знаменитость (или на признанного классика) вовсе не означает бездарности, что и сами признанные таланты разные, что их произведения не похожи. И важно понять: талант дается в разной степени. По мере сил. Ты видишь неуловимые детали, приносящие рисунку полноту и выпуклость. Но ты видишь и много боли в мире. Не каждое сердце может вместить всю боль, которую увидит в мире взор талантливого человека. Важно, чтобы юный человек помнил, что меньший талант (и другого автора, и свой собственный) не означает бездарности.

Важно помнить и другое: человек по-настоящему талантливый – это человек, и от других его отличает только степень выраженности одаренности, поэтому нет чёткой грани между наличием таланта и его полным отсутствием. Поэт «выуживает» самые тонкие переживания сердца и души, облекаешь их в слова. Другие тоже облекают, только у поэта потерь меньше на «стружку» или чувство сильнее, после того что «сквозь пальцы утекло», осадок «гуще» и чуть больше.

Подростковый и юношеский возраст сложен и тем, что человек выбирает свой жизненный путь. Много опасностей и искушений его подстерегают. Именно поэтому талантливый автор, талантливо написанное произведение должны напоминать юному читателю: какое бы название в конечном итоге ни давали человеческому гению, дарованию, источник у него Любовь. Додумать дальше не трудно: возлюби ближнего как самого себя.

Это очень важно в юношеском и подростковом возрасте. Когда человек повзрослеет, он сможет сам делать выбор, сам делать выводы, а человек совсем юный может поверить чему-то, что используется во зло. Поэтому особенно важно, чтобы юноша осознал: талант должен вести к свету, а не во тьму.

Было бы хорошо, если бы появились книги, которые помогли бы способным творческим детям правильно относиться к своим способностям, своим талантам. Такие книги, которые подсказали бы школьникам, как применить свои способности в реальной жизни, как развить их в нужном направлении, как использовать их во благо, чтобы юный человек не запутался, не сбился с пути. Таких книг не хватает. Важно, чтобы эти книги были написаны квалифицированными специалистами, которые добросовестно относятся к своей работе; и очень важно, чтобы это были книги, написанные на доступном школьникам уровне.




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru