Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Многоформатные издания для незрячих и слабовидящих пользователей – расширяющаяся практика творческого сотрудничества 22.04.2011

Многоформатные издания для незрячих и слабовидящих пользователей – расширяющаяся практика творческого сотрудничества

Автор - Лесневский Юрий Юрьевич, директор Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что человек с нарушениями зрительного восприятия, осваивающий окружающий мир, должен иметь разностороннюю информационную поддержку. Успехи регионального транскрибирования (перевода) информационных материалов в доступные для незрячих и слабовидящих форматы в последние годы существенно расширили возможности адресной социокультурной работы с конкретным человеком. Цифровые технологии предоставили практическую возможность удаленного выпуска и заимствования изданий, одновременно сочетающих в себе аудио, рельефно-графический, рельефно-точечный и крупно-шрифтовой форматы. Главным достоинством такого подхода является возможность их изготовления с точным учетом информационных интересов незрячих и слабовидящих, проживающих в конкретном регионе.. Высокая востребованность уже созданных многоформатных изданий требует методического обеспечения практики их использования. 

В этом случае особую ценность приобретают методические рекомендации, связывающие содержание отдельного издания с тематическим мероприятием на его основе. В условиях деятельности специальной библиотеки каждое из многоформатных изданий может использоваться как содержательная основа адресной социокультурной услуги для пользователей с нарушениями зрительного восприятия.. В числе уже освоенных НОСБ услуг – посещение историко-культурного мемориала, изучение археологической экспозиции краеведческого музея, экскурсия по центральной части города, знакомство с архитектурой конфессиональных зданий, формирование понятий и представлений о современной жилой среде, знакомство незрячих и слабовидящих детей с атрибутами различных профессий. 

Процесс получения новых знаний с использованием многоформатного издания, как правило, включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Овладение новыми понятиями и представлениями в процессе освоения аудиоинформации, рельефно-графических изображений и трёхмерных моделей приобщает незрячих или слабовидящих читателей к культуре современного общества. Для многих детальное знакомство с ранее недоступными объектами окружающей среды усиливает их познавательную активность.

Распознавание рельефно-графических изображений, натурное обследование объектов и их масштабированных копий в значительной мере обогащают текстовый компонент комплексного издания. В этих условиях происходит усвоение новых знаний о реальных и условных барьерах окружающей среды. Запоминая информацию, человек получает возможность реконструировать уже имеющиеся у него знания. Так, постижение границы передвижения для посетителя храма, воображение размера здания, скрытого его фасадом, понимание уникальной формы увеличенного музейного экспоната повышает способность пользователя к прогнозированию познавательной ситуации. Это формирует его стремление к новым знаниям, в том числе максимально полному изучению аудиотактильного комплекса как способу их приобретения. Таким образом, новое поколение многоформатных изданий устанавливает дополнительные связи незрячего человека с картиной мира зрячих людей и тем самым включает его в систему общих ценностей.

В многоформатном издании аудиорассказ сочетается с информацией, представленной укрупнённым и рельефно-точечным шрифтами, а также часто иллюстрируется рельефно-графическими изображениями. Последний формат технологически связан с компьютерной обработкой фотографий, рисунков или чертежей. С их помощью читателю предоставляется уникальная возможность для понимания замысла художника или архитектора, постижения внутренних пропорций помещений, соотнесения своего жизненного опыта с планами различных территорий. Использование высококачественных цветных иллюстраций в сочетании со специальной полиграфией создает для него возможность обсуждения деталей рельефно-графического образа со зрячими людьми. Обмениваясь мнениями, они могут находить общие ценностные критерии для обсуждаемых тем. Это повышает интерес к чтению и размышлению над прочитанным даже у тех, кто неохотно читает сам. Такое взаимодействие всегда остаётся в памяти пользователя неповторимым эмоционально окрашенным впечатлением.

Освоение окружающей среды для человека с ограничениями зрительного восприятия должно опираться на все имеющиеся у него сохранные анализаторы. Именно поэтому наряду с использованием тактильно-осязательного восприятия в методические рекомендации включаются ситуации, в которых информационное содержание подкрепляется мышечно-суставным (кинестетическим) освоением объекта. Измерение расстояния собственными шагами, прикосновение к глубоко или высоко размещенному элементу объекта с помощью вытянутой руки, реакция на растяжение или сжатие предмета и ряд иных приемов становятся конкретными методическими решениями.

Следующим  этапом,  к выполнению которого уже приступили специалисты НОСБ, стала организация просвещения и дополнительной подготовки широкого круга профессионалов из различных сфер деятельности. Это в конечном итоге обеспечит продвижение в широкое профессиональное и общественное сознание ценности участия в создании социально-ориентированных продуктов и услуг. Реальным полем для такого созидательного партнерства сегодня становятся многоформатные издания и другие составляющие аудиотактильных комплексов. 




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru