Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
"Я очень люблю жанр сатиры. Мой любимый писатель Салтыков-Щедрин," - из выступления священника Алексея Плужникова на презентации книги "Иллюзии духовной жизни" в Издательском Совете Русской Православной Церкви 13.04.2011

"Я очень люблю жанр сатиры. Мой любимый писатель Салтыков-Щедрин," - из выступления священника Алексея Плужникова на презентации книги "Иллюзии духовной жизни" в Издательском Совете Русской Православной Церкви

Часто спрашивают, почему я начал писать критические статьи. В 19 лет, будучи студентом философского факультета, я решил покритиковать философские работы своего декана о «светской теологии», в которых он пытался объяснить Бога по-своему. Я написал небольшую работу и отдал ему в надежде, что человек прочитает, а потом мы поспорим, поговорим… В результате я потерял возможность поступить в аспирантуру. А потом понял, что это очень интересное занятие – создавать себе таким образом неприятности, и у меня появилось такое хобби: писать критические статьи.

Меня нередко обвиняют в категоричности. Ощущение категоричности возникает из-за того, что мои работы краткие, написаны тезисно. Я всегда пишу кратко. Не люблю писать длинно, потому что тогда каждая статья превращается в бесконечный подстрочник самого себя. Становится скучно читать. Надеюсь, что читатели правильно поймут меня. Что касается жанра, очень люблю жанр сатиры. Мой любимый писатель Салтыков-Щедрин.

Почему я пишу о псевдоправославной литературе? Псевдоправославные книги стали попадаться мне в руки случайно: на епархиальном складе, в церковных лавках. И невозможно было про эти книги не написать. Со временем это вылилось в устойчивую традицию писать о таких делах. Есть ли от этого толк? Не знаю. Статьи положительно влияют на тех людей, которые и сами, своим умом могут дойти до правильного понимания сути книги. А статья помогает человеку немножко определиться в понятиях, создать четкое восприятие.

Люди, увлеченные псевдоправославной литературой всерьёз, очень редко воспринимают критику таких книг положительно. К сожалению, они не реагируют на мои работы. Когда я начал писать статьи и публиковать их в епархиальной газете, я всё надеялся, что газета распространяется по приходам, что её будут читать настоятели, и настоятель, как человек грамотный, образованный и ответственный за прихожан, будет обращать внимание на литературу, которая продаётся в храмах. Мои надежды оказались тщетными. Не вижу результата. Главным критерием при выборе книги для приходской лавки оказывается то, что она быстро продаётся, пользуется спросом у прихожан. И статьи о псевдоправославных изданиях на ассортимент книг в церковных лавках почти не влияют.

Имеет смысл показывать людям, чем не является Православие. Для этого я и пишу свои статьи. Необходимо проводить беседы с прихожанами. Многие из них не разбираются в книгах. Для них достаточно того, что книга куплена в церковной лавке: значит, она православная, её можно читать. И человек совершенно не критически воспринимает то, что там написано. Когда пытаюсь объяснить, что не каждая книга, попавшая в церковную лавку, является православной, многих людей это очень удивляет.

Есть люди, которые способны воспринимать критические статьи и делать выводы. Мои прихожане в шутку жалуются: «Батюшка, Вы сделали нас скептиками. Когда мы берем книгу, мы тоже сначала на неё скептически смотрим, насколько она православна».

В последнее время пошла волна псевдомедицинских изданий. Огромное количество православных женщин с увлечением меняются книгами, где предлагается бросить официальное лечение и использовать мази, притирки, настойки… Многие рецепты откровенно опасны. Такое «лечение» может кончиться печально, люди себя в гроб загоняют. Я пишу статьи о псевдомедицинской литературе, публикую их. Но псевдомедицинские книги продолжают продаваться: на них есть спрос.

Ситуация осложняется тем, что подбор литературы в церковную лавку и приходскую библиотеку нередко осуществляет не настоятель. Выбирает кладовщица или продавщица свечной лавки. А их знания, образование не позволяют сделать правильный выбор.

Значительная ответственность за распространение псевдоправославных книг через церковные лавки лежит именно на настоятелях. В их власти пресечь распространение такой литературы. Но, к сожалению, нередко настоятели не уделяют этому внимания. Если бы настоятели хотя бы внимательно пролистывали книги…

Должна быть проверка приходов: соблюдают ли настоятели правила, согласно которым в лавках должна быть литература, прошедшая Издательский Совет Русской Православной Церкви.




Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru