Издательский Совет Русской Православной Церкви: "Я очень люблю жанр сатиры. Мой любимый писатель Салтыков-Щедрин," - из выступления священника Алексея Плужникова на презентации книги "Иллюзии духовной жизни" в Издательском Совете Русской Православной Церкви

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
"Я очень люблю жанр сатиры. Мой любимый писатель Салтыков-Щедрин," - из выступления священника Алексея Плужникова на презентации книги "Иллюзии духовной жизни" в Издательском Совете Русской Православной Церкви 13.04.2011

"Я очень люблю жанр сатиры. Мой любимый писатель Салтыков-Щедрин," - из выступления священника Алексея Плужникова на презентации книги "Иллюзии духовной жизни" в Издательском Совете Русской Православной Церкви

Часто спрашивают, почему я начал писать критические статьи. В 19 лет, будучи студентом философского факультета, я решил покритиковать философские работы своего декана о «светской теологии», в которых он пытался объяснить Бога по-своему. Я написал небольшую работу и отдал ему в надежде, что человек прочитает, а потом мы поспорим, поговорим… В результате я потерял возможность поступить в аспирантуру. А потом понял, что это очень интересное занятие – создавать себе таким образом неприятности, и у меня появилось такое хобби: писать критические статьи.

Меня нередко обвиняют в категоричности. Ощущение категоричности возникает из-за того, что мои работы краткие, написаны тезисно. Я всегда пишу кратко. Не люблю писать длинно, потому что тогда каждая статья превращается в бесконечный подстрочник самого себя. Становится скучно читать. Надеюсь, что читатели правильно поймут меня. Что касается жанра, очень люблю жанр сатиры. Мой любимый писатель Салтыков-Щедрин.

Почему я пишу о псевдоправославной литературе? Псевдоправославные книги стали попадаться мне в руки случайно: на епархиальном складе, в церковных лавках. И невозможно было про эти книги не написать. Со временем это вылилось в устойчивую традицию писать о таких делах. Есть ли от этого толк? Не знаю. Статьи положительно влияют на тех людей, которые и сами, своим умом могут дойти до правильного понимания сути книги. А статья помогает человеку немножко определиться в понятиях, создать четкое восприятие.

Люди, увлеченные псевдоправославной литературой всерьёз, очень редко воспринимают критику таких книг положительно. К сожалению, они не реагируют на мои работы. Когда я начал писать статьи и публиковать их в епархиальной газете, я всё надеялся, что газета распространяется по приходам, что её будут читать настоятели, и настоятель, как человек грамотный, образованный и ответственный за прихожан, будет обращать внимание на литературу, которая продаётся в храмах. Мои надежды оказались тщетными. Не вижу результата. Главным критерием при выборе книги для приходской лавки оказывается то, что она быстро продаётся, пользуется спросом у прихожан. И статьи о псевдоправославных изданиях на ассортимент книг в церковных лавках почти не влияют.

Имеет смысл показывать людям, чем не является Православие. Для этого я и пишу свои статьи. Необходимо проводить беседы с прихожанами. Многие из них не разбираются в книгах. Для них достаточно того, что книга куплена в церковной лавке: значит, она православная, её можно читать. И человек совершенно не критически воспринимает то, что там написано. Когда пытаюсь объяснить, что не каждая книга, попавшая в церковную лавку, является православной, многих людей это очень удивляет.

Есть люди, которые способны воспринимать критические статьи и делать выводы. Мои прихожане в шутку жалуются: «Батюшка, Вы сделали нас скептиками. Когда мы берем книгу, мы тоже сначала на неё скептически смотрим, насколько она православна».

В последнее время пошла волна псевдомедицинских изданий. Огромное количество православных женщин с увлечением меняются книгами, где предлагается бросить официальное лечение и использовать мази, притирки, настойки… Многие рецепты откровенно опасны. Такое «лечение» может кончиться печально, люди себя в гроб загоняют. Я пишу статьи о псевдомедицинской литературе, публикую их. Но псевдомедицинские книги продолжают продаваться: на них есть спрос.

Ситуация осложняется тем, что подбор литературы в церковную лавку и приходскую библиотеку нередко осуществляет не настоятель. Выбирает кладовщица или продавщица свечной лавки. А их знания, образование не позволяют сделать правильный выбор.

Значительная ответственность за распространение псевдоправославных книг через церковные лавки лежит именно на настоятелях. В их власти пресечь распространение такой литературы. Но, к сожалению, нередко настоятели не уделяют этому внимания. Если бы настоятели хотя бы внимательно пролистывали книги…

Должна быть проверка приходов: соблюдают ли настоятели правила, согласно которым в лавках должна быть литература, прошедшая Издательский Совет Русской Православной Церкви.




Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru