Издательский Совет Русской Православной Церкви: Миссия и книга

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Миссия и книга 11.02.2011

Миссия и книга

В середине ноября в Москве прошел IV Всецерковный съезд епархиальных миссионеров. На последнем в качестве слушателей побывали представители издательства «Никея» Анастасия Гурьянова и Николай Бреев. Они попытались выяснить, что думают о книге участники съезда — известные миссионеры и ответственные за миссионерскую деятельность в епархиях Русской Православной Церкви.

Георгий Иоффе, протоиерей, Санкт-Петербургская и Ладожская епархия:

Христианство – не религия книги

Христианство, конечно, не религия книги, хотя Библия – Книга Книг. Христианство – это религия жизни. Книга входит в него как неотъемлемая и важнейшая часть, но не заменяет собой целое. Если бы не было Библии, осталась бы Литургия. То есть то общее дело, что нас объединяет, та жизнь, которую мы должны вести. С другой стороны, без Библии, без Слова Божия невозможна никакая миссия, потому что это зафиксированное Откровение. Книга как способ передачи мыслей, чувств, мировоззрений безусловно необходима, но сейчас, после третьей информационной революции, ее значение несколько приугасло. Если в XIX веке – в золотом веке российской словесности пишущий человек влиял на умы просто потому, что он выпускал то или иное произведение, и оно обсуждалось, влияло, вызывало реакцию не только читающего сообщества, но и власть предержащих, то сейчас каждый может анонимно печатать все что угодно, или выложить свои мысли – чистые или грязные, неважно – любые, в интернете. Значение книги необходимо возрождать, нужно заинтересовывать книгой. Она должна стать инструментом, который бы объединял, а не разъединял. Есть ряд книг, в которые народ утыкается в метрополитене, и все отдельно существуют друг от друга в своих мирках. Есть же книги, которые объединяют.

Александр Брагар, священник, Владимиро-Суздальская епархия:

У светского читателя от нашей литературы должно остаться ощущение прикосновения к тайне

То, что мы несем через свои книжные лавки, то, что в них продается очень важно.

В наш сельский храм книг мы привозим немного, но то, что привозим, пользуется большим спросом и вниманием. Много литературы, которой в общем то и не хотелось бы давать читать нашим верующим, потому что она или старая, написана древним языком, сложным к усвоению, или же елейно-созерцательная, символического плана. Такие книги современный человек понять не может.

Я считаю, что сейчас должно появляться больше литературы, которую я мог бы назвать «простой». Все-таки уровень человека сегодняшнего снижается, это я замечаю по студентам, которые практически ничего не читают. Да и просто молодежь нынче мало читает. Поэтому сложные вероучительные моменты лучше подбирать в простых вещах. А простая вещь – это удобочитаемая, интересная, такая, чтобы прочитал сам, и дал другому. И, конечно же, наша литература должна быть «безопасной», так как люди до сих пор любят ссылаться на прочитанное, на авторитет книги. Человек прочитал, и священнику говорит: вот, мол, смотри, что написано. И переубедить его почти невозможно.

Что касается светского рынка и православной книги на нем, о нас люди читают, и определенный интерес к Церкви есть. Очень важно то, что делают некоторые церковные писатели священники – не то чтобы упрощение, а перевод нашего слова на язык, удобочитаемый для внешнего мира. Но при этом важно, чтобы человек прочитал, и у него осталось какое-то послевкусие. Такое чувство не должно быть вероучительным или догматическим, это потом, когда человек придет в Церковь, он этому всему научится. У него должно остаться от нашей литературы некое «замирание», ощущение прикосновения к некоей тайне: а что там дальше?

Тигрий Хачатрян, священник, Курская и Рыльская епархия:

Работа с книгой – работа ума и сердца, дающая насыщение

На примере своей дочери, воспитанной сызмальства в книжной культуре, могу сказать о ценности книжного воспитания. На сон грядущий мама всегда читала ей детскую библию, и как-то во время прогулки ей неожиданно захотелось в храм. Я стал объяснять: побудь с родителями, мы так редко гуляем вместе. Она повернулась, и вдруг сказала: а ведь написано – «не препятствуйте детям приходить ко Мне».

Она на удивление не любит телевизор. У меня вообще складывается впечатление, что есть зависимость: чем больше компьютерной и телевизионной культуры, тем меньше книжной культуры. Когда человек читает, он выходит на различные уровни понимания: познает позицию автора, культурный контекст, ретроспективный и т. д. Происходит активная работа мысли. Человек же перед экраном телевизора чаще всего потребляет, не анализируя, уже готовый продукт. Работа с книгой – это интеллектуальное наслаждение. Это работа ума и сердца, дающая насыщение.

Андрей Кураев, протодиакон, профессор МДА:

Книга – предложение всерьез подумать

Вы знаете, мне кажется, всетаки книга не умещается в миссию. Потому что миссия – это скорее «керигма». Это такой технический термин, обозначающий возвещение чего-то главного и почти афористического. Скажем, керигма апостолов – проповедь в день Пятидесятницы апостола Петра, или проповедь апостола Павла в Ареопаге. Керигма хорошо реконструируется по посланиям апостола Павла, по ней хорошо видно кредо раннехристианской Церкви. Миссия – это прежде всего возвещение керигмы.

Отсюда и возникает, может быть неправильное, но оно всетаки есть, в том числе и у меня, представление о том, что миссия – нечто упрощенное, сжатое, «христианство в zip-формате». Это емкий тезис, адресом нацеленный в сознание другого человека, и, наверное, это еще и императив: «прими Христа» и т. д. В то же время книга – явление гораздо более щадящее по отношению к собеседнику, не императив, а предложение всерьез подумать, с разных сторон посмотреть на вещи, собрать аргументы, оценить их доброкачественность, и самому спроецировать в свою жизнь самостоятельно, без помощи собеседника.

Игорь Пчелинцев, протоиерей, Нижегородская Духовная семинария:

Без книги невозможно формирование нравственной и богословской внутренней среды человека

Если вопрос стоит именно так – может ли книга быть инструментом миссии, то мой ответ – да, несомненно. Книга – основной инструмент миссионера. При этом книга не только православных авторов, но и светских, особенно художественная литература, как отечественная, так и лучшие образцы зарубежной. Моя любимая книжная притча звучит так: к одному афонскому старцу приехал паломник, и, увидев у старца на полке книги, попросил какую-нибудь в качестве благословения. Тот посмотрел, и дал ему что-то из Диккенса. Паломник оторопел: как же так, я же хотел что-то духовное! А старец в ответ: «В этой книге говорится о том, как стать порядочным человеком. Нельзя стать христианином, не будучи порядочным человеком».

Я думаю, что в той же английской литературе XIX века, викторианской и пуританской эпохи, очень много поучительно-христианского. Это я к чему? И художественная, и православная книга может формировать человека, его порядочность, его нравственность, его богословскую внутреннюю среду. Без книги это, конечно, невозможно.

Димитрий Карпенко, протоиерей, штаб по проведению съезда:

Книга – определенная инструкция к действию

Книга это прежде всего слово. Слово дает человеку вдохновение, надежду, оно может возвышать, а может убивать, принижать и делать его ничем. Значение слова невозможно свести на нет, оно очень велико, и в положительном, и в отрицательном смысле. Значение книги – сподвигать человека на что-либо. В современном мире роль книги такая же, какая была и всегда, и она не меняется. Потому что слово – это самое сильное оружие, которое есть у людей, и это то, что отличает человека от не человека. Совершенно вычеркнуть из жизни книгу невозможно.

Конечно, можно говорить о неком кризисе современной книжной культуры – культуры написания и издания книг, культуры чтения. Но в то же время, в любом случае качественный продукт существует. Может быть, процент его не такой, какой бы мы хотели увидеть, но это отражение нашего общества. И тут мы должны это осознать как данность, и стараться либо изменять эту данность, либо с ней согласиться. Если мы хотим ее изменять, надо что-то для этого делать. И здесь важно качество наших действий.

Книгоиздатели, безусловно, полноценные участники миссии, и мне хочется пожелать им горения духа, чтобы у них всегда было ясное видение цели – не просто зарабатывать деньги и создавать непонятные проекты, а нести миссию свидетельства о Христе и Его Церкви.


Православное книжное обозрение №2(002) декабрь 2010




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru