Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
О ходе подготовки издания полного собрания творений святителя Феофана 28.12.2010

О ходе подготовки издания полного собрания творений святителя Феофана

В 2015 году исполняется 200 лет со дня рождения святого отца и учителя Русской Церкви, богослова и экзегета, подвижника веры и благочестия - святителя Феофана, Затворника Вышенского. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла этот юбилей будет праздноваться на обще-церковном уровне. В августе 2010 года был образован Оргкомитет по подготовке к празднованию, который возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Одной из главных задач обще-церковного празднования юбилея святителя является научное издание «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника», подготовка к которому проводится по благословению Его Святейшества особым Научно-редакционным советом под руководством Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополита Калужского и Боровского Климента.
Насущная потребность настоящего времени - научно подготовленные издания в области патристики, в особенности русской патристики. Это в полной мере относится и к творчеству святителя Феофана.

Святитель Феофан Затворник - один из наиболее ярких представителей русской патристики XIX века, эпохи ее позднего расцвета. В нем соединились лучшие стороны русской академической богословской науки и святоотеческий опыт, христианская философия и тонкий психологизм, глубокое знание духовных проблем современного ему человека и общества. В своем творчестве он объединял духовно-нравственное и догматическое учение Церкви.

Принципиальной отличительной особенностью его богословия стало, как освобождение от схоластики, так и неприятие наукообразия и формализма, господствовавших тогда в протестантской науке, в особенности в библеистике. Воззрения Древней Церкви, в соответствии с которыми, богослов — тот, кто правильно молится, святитель в полной мере воплотил в своей жизни.

Творения святителя Феофана отражают дух и характер аскетических воззрений древних отцов, которые были предметом его всестороннего изучения и постоянного внимания. По словам известного историка отечественной богословской школы протоиерея Георгия Флоровского, епископ Феофан был «верным продолжателем святоотеческой традиции в аскетике и богословии».

Немалую ценность представляют многочисленные труды святителя по христианской нравственности, в которых он подробно осветил все этапы духовного развития христианина. В основе учения святителя Феофана лежит идея Богообщения, которая составляет сущность христианской жизни. Его творения не только побуждают человека к покаянию и благодатному обновлению во Христе, но и показывают высокий путь живого общения с Богом, благодатного соединения человека со своим Творцом.

Отдельной, весьма важной частью духовного наследия святителя являются его экзегетические работы, которые стали ценным вкладом в русскую библеистику. И здесь, как и в других областях богословского творчества, владыка Феофан следовал путем великих экзегетов Вселенской Церкви — святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. В его трудах содержится не только все необходимое для полного и ясного понимания священного текста, но и разъяснение различных сторон духовной жизни христианина, в соотнесении со словом Священного Писания, в первую очередь Нового Завета.

Неотделима от богословских трудов и переводческая деятельность святителя. Особую ценность представляет перевод на русский язык величайшего памятника аскетической письменности — «Добротолюбия», сделанный святителем Феофаном с греческого оригинала.

Православное книжное обозрение №1(001) ноябрь 2010



Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru