|
||||
|
28.12.2010
О ходе подготовки издания полного собрания творений святителя ФеофанаВ 2015 году исполняется 200 лет со дня рождения святого отца и учителя Русской Церкви, богослова и экзегета, подвижника веры и благочестия - святителя Феофана, Затворника Вышенского. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла этот юбилей будет праздноваться на обще-церковном уровне. В августе 2010 года был образован Оргкомитет по подготовке к празднованию, который возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.Одной из главных задач обще-церковного празднования юбилея святителя является научное издание «Полного собрания творений святителя Феофана Затворника», подготовка к которому проводится по благословению Его Святейшества особым Научно-редакционным советом под руководством Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополита Калужского и Боровского Климента. Насущная потребность настоящего времени - научно подготовленные издания в области патристики, в особенности русской патристики. Это в полной мере относится и к творчеству святителя Феофана. Святитель Феофан Затворник - один из наиболее ярких представителей русской патристики XIX века, эпохи ее позднего расцвета. В нем соединились лучшие стороны русской академической богословской науки и святоотеческий опыт, христианская философия и тонкий психологизм, глубокое знание духовных проблем современного ему человека и общества. В своем творчестве он объединял духовно-нравственное и догматическое учение Церкви. Принципиальной отличительной особенностью его богословия стало, как освобождение от схоластики, так и неприятие наукообразия и формализма, господствовавших тогда в протестантской науке, в особенности в библеистике. Воззрения Древней Церкви, в соответствии с которыми, богослов — тот, кто правильно молится, святитель в полной мере воплотил в своей жизни. Творения святителя Феофана отражают дух и характер аскетических воззрений древних отцов, которые были предметом его всестороннего изучения и постоянного внимания. По словам известного историка отечественной богословской школы протоиерея Георгия Флоровского, епископ Феофан был «верным продолжателем святоотеческой традиции в аскетике и богословии». Немалую ценность представляют многочисленные труды святителя по христианской нравственности, в которых он подробно осветил все этапы духовного развития христианина. В основе учения святителя Феофана лежит идея Богообщения, которая составляет сущность христианской жизни. Его творения не только побуждают человека к покаянию и благодатному обновлению во Христе, но и показывают высокий путь живого общения с Богом, благодатного соединения человека со своим Творцом. Отдельной, весьма важной частью духовного наследия святителя являются его экзегетические работы, которые стали ценным вкладом в русскую библеистику. И здесь, как и в других областях богословского творчества, владыка Феофан следовал путем великих экзегетов Вселенской Церкви — святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого. В его трудах содержится не только все необходимое для полного и ясного понимания священного текста, но и разъяснение различных сторон духовной жизни христианина, в соотнесении со словом Священного Писания, в первую очередь Нового Завета. Неотделима от богословских трудов и переводческая деятельность святителя. Особую ценность представляет перевод на русский язык величайшего памятника аскетической письменности — «Добротолюбия», сделанный святителем Феофаном с греческого оригинала. Православное книжное обозрение №1(001) ноябрь 2010 |
|