Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Малотиражное книгоиздание: Пути преодоления организационных и правовых препятствий для печати по требованию 28.12.2010

Малотиражное книгоиздание: Пути преодоления организационных и правовых препятствий для печати по требованию

Главная возможность цифровой печати - это возможность печати из электронного файла. До попадания непосредственно в печатную машину файл может обрабатываться по определенным сценариям. И на выходе мы получаем готовый экземпляр книги в разных исполнениях. Это может быть полностью полноцветная книга, это может быть черно-белая книга с цветной обложкой, это могут быть книги в мягком переплете, это могут быть брошюры, сфальцованные и сшитые «внакидку». Процесс может быть полностью или частично автоматизирован: все зависит от конкретных задач.

В цифровом производстве есть три главных параметра. Первый - процесс подготовки к печати практически не занимает времени. Второй - это то, что подборка страниц, полос осуществляется электронным способом. Это значит, что, для того что бы получить первый экземпляр книги, не нужно печатать сначала весь тираж обложек, затем весь тираж полос и т.д.

Каждый экземпляр книги печатается сразу, один за другим, подборка всех страниц выполняется автоматически.
Третье - это себестоимость непосредственно отпечатка. У цифровой печати она, безусловно, выше, чем у офсета, если говорить о прямых расходах на отпечаток. И это определяет наш выбор - где мы используем цифровую печать, а где мы используем офсет.

Есть два типа цифрового производства. Первый - малотиражный, когда нет необходимости печатать большие тиражи. Когда такие задачи возникают? Например, для печати пробного тиража, допустим, если это учебник, который проходит проверку в отдельном учебном заведении. Или если само по себе издание имеет ограниченную целевую аудиторию - и поэтому оно, само по себе, печатается короткими тиражами. Повторное издание какой-то книги, после того как спрос уже падает и нет смысла печатать тысячи экземпляров. Вот это типовые задачи для малотиражной цифровой печати. Есть еще другие задачи, которые связаны, по сути, с единичным производством. Когда речь идет о старых изданиях, которые уже не предполагается переиздавать каким-то тиражом, но у которых остается потенциальная аудитория читателей. Если появляется человек, который хочет найти и заказать эту книгу, то, как правило, речь идет о единичном производстве. Это совершенно другая модель с совершенно другими параметрами. Поэтому мы разделяем малотиражную печать и то, что мы называем индивидуальным книгоизданием. Собственно, о втором мы и попробуем поговорить.

Вокруг индивидуального книгоиздания на сегодняшний день идут большие дебаты. Все понимают, что это можно делать, что технология это позволяет, что изготовить одну книжку цифровым способом можно, все ожидают, что вот, сейчас произойдет какой-то бум, взрыв, но, тем не менее, эти разговоры уже идут примерно около десяти лет. Почему же этот бум никак не может начаться?

Мы считаем, что есть несколько основных барьеров, которые надо преодолеть. Во-первых, дело в том, что сам по себе электронный контент рассредоточен. Электронные издания есть в отдельных издательствах (ограниченное количество), есть в библиотеках, есть так называемые агрегаторы контента, есть авторы, владеющие рукописями. И весь этот контент существует как бы независимо. Для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, должна возникнуть критическая масса электронных книг, готовых к печати.

Вторая причина - отсутствие стандартизации и многообразие форматов книг. Книги бывают в твердом переплете, в мягком переплете, разных размеров, разной толщины и т. д. Для того чтобы произвести книги в разном исполнении, необходима не только перестройка, перенастройка оборудования, но часто и разное оборудование. Соответственно, если мы допускаем, что все заказы будут получены на разные книги, то у нас имеются определенные проблемы.

Следующая большая область проблем, связана с учетом интересов правообладателей. Каким образом правообладатель будет знать, сколько его книг в конечном итоге напечаталось? При стандартном процессе производства, сбыта и дистрибуции книг это понятно - в типографии напечатано такое-то количество книг, они ушли в сбытовую организацию, автор знает, каков его гонорар.

Издательство, которое заключило договор с автором, тоже контролирует этот процесс. Когда же речь заходит о единичных заказах, которые приходят не прогнозируемо, то оказывается, что механизмов для отслеживания продаж на сегодняшний день не существует.

Для решения этих задач, для преодоления этих барьеров мы разработали специальное решение. Называется оно «Интернет-сервис индивидуального книгоиздания». Оно представляет собой веб-платформу, программный продукт, который объединяет работу нескольких потенциальных участников издательского процесса.

Какие участники этого процесса могут быть?

Правообладатели, то есть те, кто владеет правами на электронное издание. Это могут быть библиотеки, это могут быть издательства, это могут быть отдельные авторы. Опять же мы знаем, что есть достаточно большой объем так называемых неохраняемых фондов, на которые срок авторских прав давно истек, но тем не менее они доступны, и многие библиотеки их переводят в электронный вид.

Типографии, то есть собственно те, кто имеет технологии и оборудование для производства книг цифровым способом. Таких типографий может быть несколько, потому что трудно представить себе цифровую типографию, которая владела бы всем спектром технологий для того, чтобы производить любые книги. Одной типографии в системе достаточно сложно, особенно в условиях России оперативно производить книги для разных регионов, а такая задача возникает. Поэтому система предусматривает возможность подключения к ней нескольких территориально распределенных типографий.

Наконец, еще одна категория, это продавцы книг, которые непосредственно общаются с потребителями. К ним можно отнести интернет-магазины и розничные сети; библиотеки, в этом смысле, тоже могут попадать в эту же категорию.

И наконец, потребители, то есть те читатели, которым эти книги в конечном итоге нужны.
В каждую категорию может попадать много потенциальных участников (много правообладателей, много типографий, много продавцов и, конечно, хотелось бы, чтобы категория потребителей была самой многочисленной.

Сначала, для того чтобы вся эта система заработала, нужно создать архив, наполнить систему электронным контентом. Этим занимаются правообладатели - они подключаются, регистрируются в системе, загружают электронные образы книг, задают либо импортируют из каких-то каталогов их описание, объявляют сумму вознаграждения, которую правообладатель хотел бы получать за каждый факт продажи книги.

Типография тоже регистрируется в системе, объявляет, какие виды книг, и какие варианты их исполнения она может производить, и загружает инструмент, благодаря которому участники системы имеют возможность автоматически рассчитать стоимость изготовления книги.

Продавец тоже имеет возможность, зарегистрироваться в этой системе, просмотреть все коллекции, которые выложили правообладатели, выбрать те книги, которые ему интересны, возможно не все, и выставить их у себя на продажу. Зная сумму вознаграждения правообладателей и стоимость изготовления книги продавец может, добавив свою надбавку, определить цену книги для конечного потребителя.

Соответственно, потребитель, размещая заказ, оплачивая книгу, передает деньги продавцу, а продавец рассчитывается дальше с типографией и с правообладателем.

Как происходит обработка заказов?

Потребитель через интерфейс продавца - будь то интернет-магазин, будь то терминал-киоск в обычном розничном магазине - заказывает книгу и подтверждает оплату. Как только оплата подтверждена, заказ автоматически попадает в систему и оттуда перенаправляется в типографию, которую выбирает продавец. Как только заказ попал в систему, он тут же регистрируется, его видят все - его видит правообладатель, его видит типография, его видит продавец и каждый факт продажи книги там фиксируется. Типография подтверждает, что она принимает этот заказ, и, как только это происходит, в специальный буфер выкладывается электронный файл, который типография может загрузить и дальше, обработав, выполнить заказ и оправить книгу либо продавцу, либо напрямую потребителю.

В то же время, правообладатель имеет полную информацию о том, что происходило с теми книгами, которые он выложил в эту систему - от каких точек продажи поступили эти заказы, может ознакомиться с результатами продаж каждого наименования у любого продавца.

В рамках этой системы обеспечивается утверждение единых вариантов исполнения книг. Понятно, что заложить туда неограниченные возможности исполнения всевозможных вариантов достаточно сложно, потому что для типографий это будет тяжело. Поэтому есть необходимость договоренности между производящими и продающими участниками системы об определенных стандартах производства и исполнения книг.

Как возможна схема реализации такого сервиса? Рассмотрим несколько обезличенную модель... Например, есть центральная головная организация, которая разворачивает у себя такой сервис, которая может организовывать дистрибуцию, то есть продажу, сбыт этой продукции. К этому сервису могут подключаться региональные организации. Допустим, в случае вузов головной организацией может быть некий межвузовский центр, а в регионах есть свои вузы, у которых есть и свои библиотеки, и свои издательства, и свои типографии, которые все могут подключиться к этой системе и выложить туда электронные издания. После чего вся эта электронная система будет функционировать так, как это описано. То есть рассредоточенный контент централизуется, а печать, производство, наоборот, выполняется регионально, максимально приближено к потребителю.

В. Кузьмич, руководитель подразделения отраслевых решений и маркетинга компанииXerox Россия


Православное книжное обозрение №1(001) ноябрь 2010



Лицензия Creative Commons 2010-2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru