Издательский Совет Русской Православной Церкви: Книга как музей или Жизненная правда русской исторической живописи

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Книга как музей или Жизненная правда русской исторической живописи 24.11.2022

Книга как музей или Жизненная правда русской исторической живописи

О книге «Галерея русской исторической живописи». Издание общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска». Автор - Большаков В.И., художник - Лукьянов И.Е.

Создатели книги «Галерея русской исторической живописи» решают сложную задачу – не только рассмотреть периоды развития русского живописного искусства, показать творческие достижения и судьбы русских художников, но раскрыть значение русской культуры прошлых веков как явления, обладающего непреходящей ценностью. Книга учит зрителя-читателя «правильно видеть». Как говорил известный педагог прошлого, учитель В.И.Сурикова П.П.Чистяков, смотреть и видеть, это разные вещи. Смысловым контрапунктом «история России – русское искусство» создается целостная реалистическая картина бытия нашего Отечества на протяжении веков.
Задуманное и выпущенное в Сибири, объединившее в творческую команду профессионалов из разных городов России, это красивое, тяжеловесное издание большей частью посвящено выдающемуся сибиряку Василию Ивановичу Сурикову, который этапами своей творческой судьбы связал разные края России. Он родился в Сибири, учился в Санкт-Петербурге, работал и достиг вершин своего творчества в Москве. В картинах В.И.Сурикова реализм проявлен во всей своей созидательной силе и подлинной правде. Для того, чтобы читатель в полной мере смог осознать и оценить достижения выдающегося художника, создатели книги «Галерея русской исторической живописи» делают ее, действительно, галереей, что достигается за счет обширного, углубленного размышления о реалистической живописи в неразрывной связи ее с русской историей.
Не будучи сибиряком, автор текстов книги Владимир Ильич Большаков с любовью пишет о Сибири, ее величии и промыслительном значении для России. Он отмечает, что благодаря исследованиям русских ученых конца XIX ‒ начала XX века прошлое Сибири предстает в древних культурах и цивилизациях, неизвестных европейским историкам. В этом особая роль принадлежит Томскому университету и его создателю В.М. Флоринскому, который утверждал, что, если раскопки древней Помпеи явили миру еще одну яркую грань античной культуры, то раскопки курганов Южной Сибири перевернули бы наше представление об истории мировой культуры. Его гипотеза отчасти подтвердилась, когда несколько десятилетий назад на Южном Урале был обнаружен древнеарийский город Аркаим, важное звено в истории малоизвестных древних цивилизаций.
Сложна композиция книги, как сложна и парадоксальна история самой Сибири, где строились новые города и в это же время в глухих местах по законам древнего благочестия жили старообрядцы, где гудела казацкая вольница и звенели кандалы каторжников, где проходили пути первопроходцев и проводились археологические раскопки.
Родной город В.И.Сурикова – Красноярск, который, как и многие сибирские города, возник на месте деревянной крепости-острога Красный Яр, заложенной еще в XVII веке. В числе имен основателей города упомянуты и Суриковы, предки художника. Дом-музей Сурикова стоит за небольшой оградой, на одной из тихих центральных улиц. В этом двухэтажном, по-сибирски прочном доме с крылечком, построенном еще дедом Сурикова, и родился великий русский художник, по своему мировоззрению – наш современник.

Рассматривающий произведение искусства человек, мысленно и зрительно контактирующий с ним, впечатление от картины погружает в свое настоящее и сам включается в историю. Не искажает, не осовременивает, но начинает ее понимать настоящим. История становится неотъемлемой частью его личности. Это удается в большей степени, если, как предупреждал Гегель, рассматривая факты и события, не допускать априорных вымыслов. Чтобы получить истинные знания, разум должен постоянно размышлять, а не бездействовать. Именно размышлять о смысле жизни, о Божием Промысле, о мировой значимости России, о фактах ее истории, отмеченной многими повторяющимися смутными временами, заставляет книга «Галерея русской исторической живописи», являющаяся и просветительским, и художественным изданием высокого содержательного и художественно-полиграфического уровня.
Выпущенный, уже 12-й той серии «Сибирский художественный музей», свидетельствует о насущной необходимости в современной жизни этого нового уникального издательского проекта общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска». По словам руководителя фонда Аркадия Елфимова, идея создания за Уралом общесибирского художественного музея существовала давно. «Сейчас мы пытаемся воплотить ее в серии книг, посвященных творчеству сибирских художников и скульпторов и показать их вклад в культуру России. Это будет “Сибирский художественный музей” в серии книг». В серию входят издания, рассказывающие о ялуторовском скульпторе Владимире Шарапове, о творчестве тобольского художника Николая Боцмана, о художественных работах знаменитого путешественника Федора Конюхова, издан альбом репродукций Заслуженного художника России графика Александра Бакулевского и мн. др. Уникальные книги фонда издаются небольшими тиражами и по традиции передаются в библиотеки и музеи Сибири. Так, наследуя меценатские традиции Российской империи, создается своеобразный современный общественный сибирский музей, рассказывающий об исторической и современной культуре региона. Музей – для максимально широкого посещения.
Художественное оформление издания о выдающихся русских живописцах поставило перед ее художником-оформителем соответственно высокую задачу. Известный художник, дизайнер, фотограф Иван Евгеньевич Лукьянов, много лет сотрудничающий с фондом «Возрождение Тобольска», с ней в полной мере справился. Хотя требовалось найти не только современное художественно-дизайнерское оформительское решение, но и отразить главные непреходящие смыслы текстового содержания книги. Как известно, внешний облик книги во многом предопределяет интерес к ней.
На первых страницах издания мощным вступительным аккордом даны образы духовных святынь нашего Отечества – представлены репродукции титульных страниц старинных русских книг. Можно увидеть и полюбоваться дивным собранием вневременной русской мудрости. Это древнейшее, 1117 г. «Мстиславово Евангелие» и «Гуслицкая певческая книга» кон. XVII– нач. XVIII в.в.; «Андрониково Евангелие» нач. XV в. и «Апостол» конца XVIII в. и другие, дошедшие до наших времен священные труды. В книге «Галерея русской исторической живописи», как свидетельства подлинной истории представлены также фотографии таких древних памятников и археологических находок, как золотые монеты, культовые и обиходные предметы скифов, знамена стрельцов, гравюры из «Дневника путешествия в Московию» немецкого дипломата Георга Корба, другие старинные гравюры.
Сложно, символично цветовое решение издания. Для обложки и начальных страниц художник выбирает яркие, густые цвета, доминирует сквозной киноварно-красный драматичного, как и сама русская история, звучания. Достигается это звучание также репродукциями укрупненных фрагментов картины В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни». Эти живописные цитаты заставляют зрителя присмотреться к частностям и понять важность каждой отдельной детали картины, каждой человеческой личности в истории, каждого времени и каждой минуты. Сложен совокупный символ – полыхающая большая церковная свеча в крепко сжатом со следами пыток кулаке стрельца в белой смертной рубахе. Мы не видим его лица, не можем по этому фрагменту определить возраст героя, его местонахождение. Но отчетливо понимаем – это образ непреклонного стояния за свои идеи русского человека, не жалеющего живота за правду жизни и за Правду Христову. Это образ силы духа.
При беглом просмотре более чем пятисотстраничного издания с семьюстами иллюстрациями сквозное художественно-оформительское решение кажется похожим на структуру многослойного современного сайта с заметной изобразительной сложностью, насыщенностью информацией. Но при внимательном прочтении выявляются исторические аналогии с самой глубинной сложной русской историей, становятся понятными смысловые связи, целесообразность разновеликих форматов репродукций, стилевое разнообразие шрифтов. В художественном решении в полной мере проявляется замысел автора текста, заключающийся в обобщающем, широкоохватном и многогранном, в том числе и религиозном, взгляде на сложную, при поверхностном взгляде, беспорядочную русскую историю, которая на самом деле имеет глубокую промыслительность, сакральную сущность, становящуюся понятной только при рассмотрении ее в духовно-религиозных аспектах.
В подготовке макета книги художнику Ивану Лукьянову предстояло соотнести контрапунктные темы содержания книги – бытописательную и живописную, историческое знание и искусствознание, земное и небесное, пространство и время. Для отражения времени художник находит оригинальное решение, он использует приглушенный цвет бумаги, символизирующий вековую патину. Символичен образ Нестора-летописца в начале книги. Репродукция известной мраморной скульптуры Марка Антокольского, размещенная на воздушно-сером, подразумевающем «дымку веков» фоне страницы, проявляет задачу создателей книги – обратить читателя в глубь веков, к истокам зарождения нашего великого государства, во времена, когда наши предки несомненно верили, что «Любящие Мя – люблю, и ищущие Мя обрящут благодать» (Притч. 8: 17). Репродукции картин русских художников Иван Лукьянов размещает на глянцевой белой бумаге, оттеняющей их цвет. Такая проявленная или «ясная живопись», по мнению художника, напоминает нам о безвременности искусства, о его вечной современности. Цвет сгущается в разворотах, связанных со стрелецкими казнями и мучениями старообрядцев. Изысканные кроваво красные орнаменты буквиц, красные плашки, красные рамки портретов – отсылка к росписям древних храмов. Подбор художником книги дополнительных картинок для иллюстрации исторического материала решает задачу максимального отражения идеи текста.
Сложную архитектонику издания так поясняет Иван Лукьянов: «Книга - произведение синтетическое. В ней всегда соединяются для единой цели и сложно взаимодействуют плоды различных искусств. Важны не только словесная, конструктивная и изобразительная составляющие, но и достаточно самостоятельная знаковая (особое искусство шрифта и шрифтовой композиции)». Шрифты книги незримыми нитями связаны с текстом. Для подписей под репродукциями используется жирное начертание. Исторические отступления, посвященные разным векам русской истории, набраны стандартным, удобным для чтения шрифтом, украшены заглавными орнаментированными буквицами, похожими на буквы старославянской азбуки. Эти буквицы являются объединяющим синкретическим элементом, способствующим сочетанию и сопоставлению не связанных на первый взгляд исторических образов и событий, разных веков и мировоззрений.
Много способствует пониманию сакрального значения содержания книги высокий уровень ее полиграфического исполнения. Этот уровень обеспечивает типография «Новые решения» под руководством Александра Викторовича Снитенко, с которым плодотворно сотрудничает фонд «Возрождение Тобольска». Книга издана с максимально точной тоновой и цветовой передачей живописи, с соблюдением масштабов, задуманных художником. Специальная съемка картин и их фрагментов производилась в разных городах и музеях. Их перечень, состоящий из десятков российских и зарубежных музеев и городов, размещенный в конце книги, свидетельствует об огромной подготовительной работе.
Обращает на себя внимание оригинальность художественного решения перечня содержания книги. Символично расположение его строк в виде дуги рядом с репродукцией миниатюры Ангела с Евангелием, так называемого «Ангела Рублева», изображенного на круговом золотом фоне, напоминающем сияние небесной сферы. Дугообразное содержание позволяет воспринимать это соседство как единую композицию, целостно-смысловую, внутренне связанную. Обтекание невидимого полукруга строками содержания является запоминающимся образом, смысл которого может быть прочитан по-разному. То ли это фрагмент солнечного излучения, обтекающего землю? То ли это фронт волны другой этимологии? Волновая природа нашей Вселенной, вероятно, предопределила способ общения людей искусства через передачу света и цвета в живописи – электромагнитными волнами, музыки и речи - звуковыми колебаниями, даже материю современная физика рассматривает как волновое явление. Это свидетельствует о том, что была и Изначальная, Божественная волна, и не на нее ли указывает конфигурация содержания, продуманная художником-философом Иваном Лукьяновым? А, может, это образ солнца, о котором так сказал религиозный поэт:

Смерть и Время царят на земле,-
Ты владыками их не зови;
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
(В.С. Соловьев)

Лучами «солнца любви» пронизано все содержание книги, любовью к Богу и Отечеству озарены все ее страницы. Поэтому не страшно вместе с автором погрузиться в глубь веков и оттуда, откуда «есть пошла земля Русская», подниматься к нашим временам по реке жизни Руси-России «в живом присутствии вечности». В.И. Большакову по силам не только самому проделать этот сложный путь, но и повести за собой сквозь века и неурядицы русской жизни многих и многих наших современников. А может, не так и труден будет этот путь, если его озаряет лучистым божественным светом Ангел с «Евангелием от Матфея» в руках. Эта иллюстрация миниатюры святого иконописца Андрея Рублева из Евангелия (ок. 1390 г.), принадлежавшего Богдану Хитрово, основателю городов-крепостей Карсуна и Симбирска. Евангелие боярин получил в дар от Царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I. Ангел, озаряющий путь духовным знанием, вписанный в круг, являет «сжатый до символа художественный образ совершенства трансцендентного мира» (В.А.Плугин). Образы трансцендентного мира, размещенные на начальных страницах, проявляют основные идеи книги, извечные смыслы жизни, принятые Русью от Бога.


В. И. Большаков начинает свое исследование с рассмотрения основ возникновения и развития славянских народов, показывает красоту и гармонию народного быта древних славян, доказательно раскрывает мифологичность сказания о призвании на Русь варягов, как начале государственности. Автор подтверждает, что у древних славян была собственная героическая история, что у наших предков было не «темное», но блистательное прошлое. Отрыв от него сомнительной норманнской теорией, когда в XVIII в. основоположниками исторической науки в России стали немцы, был выгоден недругам нашего государства для подавления национального самосознания и как следствие, угнетения способности народа к самозащите.
Путь в таежные края, к творческим истокам сибирских художников-самородков, к пониманию картин великого исторического живописца Василия Ивановича Сурикова, начинается за много веков до его рождения, со времен стародавних, с краев не сибирских, с выяснения важных исторических вопросов, с рассмотрения переломных трагических времен прошлого. Этот грандиозный художественно-исторический рассказ необходим для понимания того, по мнению автора книги, что «хотя за всю историю развития русской живописи было создано немало произведений на исторические темы, обладающих несомненными художественными достоинствами, только картины Василия Сурикова вдохнули жизненную правду в историческую живопись, дав простор творческому исканию подлинной исторической правды и новых живописных приемов реалистического искусства».

Книга «Галерея русской исторической живописи» не просто альбом с репродукциями, это полноценное историческое исследование. Страницы, посвященные различным историческим периодам в России, чаще всего связанным с переломными, смутными временами, перемежаются с повествованием об особенностях отечественной художественной культуры разных веков. Исторические отступления являются своего рода «возбудителями» интереса к национальному искусству. Они делают содержание книги живым, энергичным, поддерживают заинтересованность читателя к историческим и специальным искусствоведческим исследованиям, проводимым В.И.Большаковым. Книга обладает особой компоновкой исторических блоков, расставленных не всегда в хронологическом порядке. На первый взгляд он кажется непоследовательным: возвращение в предыдущие эпохи, совмещение одновременно нескольких исторических времен. Это похоже на шитье ткани самым крепким, самым надежным швом «назад иголку». В книге так крепко, с повторением-запоминанием, происходит скрепление времен, сшиваются в единое полотно – века, различные эпохи русской истории, создается пространственно-временная целостность бытия нашего великого государства.

Валентина Ефимовская

Источник

Издание «Галерея русской исторической живописи» – лауреат конкурса «Просвещение через книгу» 2022 года



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru