Издательский Совет Русской Православной Церкви: Василий Дворцов: О русских воинах и святости

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Василий Дворцов: О русских воинах и святости 23.02.2022

Василий Дворцов: О русских воинах и святости

Писатель Василий Дворцов размышляет о теме военного подвига и служения в своем творчестве, а также в современной литературе.

Досье. Василий Дворцов родился 15 февраля 1960 года в городе Томске. Работал токарем, дизайнером, художником-реставратором. В 40 лет начал заниматься литературой. Автор книг: «Нескончаемый патерик», «Кругом царила жизнь и радость», «Тогда, когда случится», «1943.Ковчег». Генеральный директор Союза писателей России. Организатор литературных фестивалей «Поэзия русского слова» в Анапе, «Хрустальный родник» в Орле, «Берега дружбы» в Таганроге. Номинант Патриаршей литературной премии 2021 года.

- Василий Владимирович, какие книги ко Дню защитника Отечества Вы можете порекомендовать?

- Есть прекрасная серия издательства «Вече» «Библиотека патриотической литературы», составленная Главным управлением воспитательной работы Вооружённых сил России, в которую включены 100 лучших произведений русской литературы об армии, о защитниках Отечества, об их беспримерном подвиге во имя нашей великой Родины от времён Киевской Руси до недавних Кавказских событий. В ней, кроме классиков, увидите имена и знакомых вам живых писателей – Юрия Лощица, Александра Сегеня, Николая Иванова, Василия Дворцова. 

- Не так давно у Вас вышла книга «1943. Ковчег», посвященная событиям Великой Отечественной войны. Как Вы над ней работали?

- Фабула повести «1943. Ковчег» – глубокий рейд дивизионной разведки по тылам противника – позволила мне выписать картины беспросветного ужаса фашистской оккупации. Зачем? В 2020-м, победно-юбилейном, как председатель международных, всероссийских и региональных конкурсов, среди сотен заявленных работ, естественно в большинстве своём тематически связанных с Великой Отечественной, столкнулся с упорно повторяющимся и повторяющимся сюжетом: добрый немец дарит конфетку русскому ребенку. Тенденция встревожила… Пришлось погрузиться в документы, свидетельства, мемуары той эпохи. Честно признаюсь: порой казалось, что сердце не выдержит.

Время действия в моей повести – Страстная седмица и Пасхальное Воскресение апреля 1943-го. Место действия – цветущие предгорья Кавказского хребта в районе Крымска-Абинской-Новороссийска. После стремительного освобождения Краснодара советские войска упёрлись в глубокоэшелонированную оборонную «Голубую линию». Командование требует разведданные, приказывает добыть знающего языка. Перешедшая линию фронта группа спаяна десятками боевых операций, но на третий год войны в армейской разведке, которая формировалась только из добровольцев, практически не осталось первозванных комсомольцев. Теперь брали всех, даже рецидивистов и бывших «поражённых в правах». Отсюда и «ковчег», в котором собраны коммунисты и уголовники, попович и мусульманин, московский студент и промысловик-охотник, даже ветеран Гражданской войны. Главный герой – радист и диакон Русской Православной Церкви. Нужно только представить, что значило рукоположиться в конце тридцатых, когда Церковь практически разгромлена, когда за открытое вероисповедание неминуемы лагеря и ссылки, и тут – война, Отечественная. Священная. 

- Для Вас важно было показать религиозное измерение в военной теме?

- «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Путь воина – самопожертвование. Родине, народу. Правде. Вере. Господь самопожертвованием сотворил мир, самопожертвованием искупил нас. И только добровольно отдающий свою жизнь, жертвующий своей жизнью ради других – прямой Его последователь. Не случайно же первыми русскими святыми стали воины, в том числе великий князь Владимир, братья-князья Борис и Глеб, за ними почитаемый богатырь Илья Муромец, князь Александр Невский… Поэтому невозможно войну воспринимать не религиозно. Пусть историки вслед за политиками придумывают самые разные причины для военных кампаний, но мы-то знаем, что причина людских страданий, всеохватных кровопролитий одна – грехи. 

- В чем особенность поколения победителей?

- Я помню их – они были отцами. Вообще, в принципе отцами. Ну, и конкретно для родившихся до и, конечно, после войны, отцами – равно для всех защитниками, учителями, утешителями. Для всех нас. С ними было по-настоящему спокойно и надёжно. С ними верилось в справедливость.

Как-то случилось такое: жили мы на творческих дачах по соседству с Михаилом Петровичем Лобановым, о котором можно рассказывать бесконечно: пехотинец, участник Курской битвы и кавалер боевых орденов, профессор Литературного института им. Горького, где более пятидесяти лет руководил семинаром прозы. Сотни ярчайших статей в защиту русскости, более двадцати пяти книг, среди которых православно осмысленные в ЖЗЛ биографии Леонова, Островского, Аксакова. Это в советское время!

Особо стоят философски-публицистические труды «Великий государственник», «Оболганная империя», «В сражении и любви» и «Твердыня духа», в которых просто канонизированы христианские этические и эстетические идеалы классической русской литературы и культуры. И лично Михаил Петрович для всех всегда был совершенным образцом праведности.

Возраст и перенесённое сердцем брало своё, и он слабел, болел. Как-то вечером мы сошлись на дорожке, не помню о чём завёлся разговор, но что-то меня толкнуло, и я вразрез всему, вдруг взял его руку и поцеловал. Лобанов начал было возмущаться, но я, сам не допонимая совершённого, ответил: «Это не вам лично, это вашему поколению». 

- Как воспитывать мужской характер в современных мальчиках и подростках, которые растут в очень комфортных условиях?

- Никуда не делись посвятительные обряды мальчиков в мужчин, состоящие из преодолений страха, боли, обид. Они только изменились технически – например, армейская полоса препятствий, марш-бросок. Дело не в уровне комфортности быта, а в мотивации отказа от неё, перешагивания ради … чего? Масштабность мировоззрения, смелость мышления, высота целей – вот что надо воспитывать, и тогда некомфортность не проблема. Так, неудобство. И мы должны понимать главное: мужественность – это ответственность. Из словаря Даля узнаём, что в России мужество – «стойкость в беде и борьбе, духовная крепость, спокойная смелость в бою и опасностях, терпенье и постоянство». У настоящего мужчины есть три никогда не обсуждаемых, никогда не подлежащих переоценке или какой-либо ревизии предмета для беззаветного и неотступного служения: Вера, Отечество, Дело. 

- Что сегодня происходит в Вашей жизни? Вы совмещаете занятия литературой и общественную работу?

- Сегодня Союз писателей России, как и шестьдесят лет назад, остаётся главным самоорганизованным экспертным сообществом, живо, умно и нервно контролирующим всю сложность литературных событий, всю полноту руслового потока национального литературного процесса. В меру сил направляющим течение отечественной литературы с помощью премий, конкурсов, фестивалей, семинаров, конференций и советов. Я восхищаюсь своими товарищами по цеху – структурным институтом Союза писателей России – секретарями, которые по всей нашей неоглядной Родине трудятся, бескорыстно трудятся из любви к нашему делу, в ущерб личному творчеству, зачастую жертвуя семейным благополучием. 

- Вы много путешествуете по России. Какие впечатления привозите?

- С чем возвращаюсь из поездок? С благодарностью к Богу. Как же Он любит нашу Россию, как осыпает её талантами, как освещает подвижниками! Люди олицетворяют свою землю, пейзажи и климат – фон, не более. И сколько же прекрасных душ, прекрасных судеб раскрываются в новых и новых знакомствах, заполняют, сытят память сердца. А ведь, правда, своим делом я практически ограждён от корыстных, суетных, двурушных. Ну, да, есть в нашем кругу и тщеславие, и зависть, но это болячки неизлечимы лишь для совершенно бесталанных и неспособных к профессиональному росту, каковые рано или поздно отшелушиваются, отваливаются в своё графоманское небытие. 

- Кого из святых русских воинов Вы особенно почитаете? У Вас есть картины и иконы, посвященные им?

- Я писал «благочестивые картины» с Борисом и Глебом, с Ильёй Муромцем и Александром Невским, с Андреем Боголюбским, Михаилом Тверским и Михаилом Черниговским, писал иконы князей-воинов и Феодора Ушакова. И, понятно, во время работы молитвенно обращался к святым. Свидетельствую: однажды святой праведный воин Феодор откликнулся на мою слёзную просьбу и помог чудесно.

 

Татьяна Медведева

 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru