Издательский Совет Русской Православной Церкви: Владимир Крупин: «Жива литература, читатели есть»

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Владимир Крупин: «Жива литература, читатели есть» 01.09.2021

Владимир Крупин: «Жива литература, читатели есть»

Писатель Владимир Крупин рассказал о православной вере и русской литературе.

Павел Тихомиров: Уважаемый Владимир Николаевич, несколько месяцев назад у нас в редакции обсуждалась проблема отсутствия «литературного процесса». В первую очередь проблема заключается в том, что сегодня, вместо, условно говоря, десятка литературных журналов тиражами от несколько сот тысяч до миллиона, мы имеем сотни бумажных и тысячи электронных журналов, которые «создают шум, но не создают собственно процесса».
Позволю себе напомнить мысль, высказанную культурологом Андреем Карповым:
«Проблема в том, что для эффективного поиска талантливых писателей нужны талантливые критики. Понятно, что люди пристрастны, и ожидать объективности было бы смешно. Любые ресурсы в сфере литературы всегда ангажированы, всякая площадка подчинена конкретным людям, принадлежащим к тому или иному кругу и поддерживающим своих. Но если эти люди имеют некий культурный масштаб, то поддерживать и подтягивать они будут тех, кто тоже не является культурным лилипутом. А вот если те, кто держит литературную площадку, сами по себе незначительны, то и организуемый ими «литературный процесс» будет лишь ковырянием в песочнице. Откопать клад не удастся».
Но народ не сдается. Продолжают выходить микроскопическими тиражами литературные альманахи и журналы, о чьем существовании чаще всего ведают лишь близкие друзья публикуемых там авторов, а также сотрудники библиотек и ответственные за культуру чиновники местных администраций.
Впрочем, следует признать, что дело вовсе не в одной лишь проблеме «литературного процесса».
Исчезновение массового интереса к литературе обусловлено отсутствием «больших тем».
Массовый интерес к литературе определяется общественной повесткой.
Если же общество атомизировано до такой степени, что ни о каком комплексе идей – как общем знаменателе не идет и речи, то совершенно логично тот горький факт, общество не имеет «большой темы». Собственно говоря, о какой «большой теме» может идти речь, если общество атомизировано и общества – как такового – уже нет?
Таким образом, нет ни субъекта (того, кто мог бы чем-то интересоваться всерьез), ни объекта (т.е. того, чем можно было бы всерьез заинтересоваться).
Читателям «Русской Народной Линии» было бы интересно услышать Ваши размышления по существу вопроса.

Владимир Крупин: Согласен с высказанными опасениями о состоянии литературного процесса. Все так. Но литература есть. Конечно, падение тиражей по вертикали было чудовищным ударом по общению людей посредством чтения в одно время и всеми одних и тех же произведений. Теперь все читают разное. Развивается и новый вид чтения — сайты, это как-то поддерживает и писателей, и читателей. Хотя последних едва ли не меньше первых.
При всех потерях вторжения демократии в Россию вошло в общество огромное количество духовной литературы. И когда писатели жалуются, что их мало читают, люди же не перестали читать, многие перешли на творения святых отцов. Если мою книгу откладывают, а берут в руки написанное святителями Димитрием Ростовским, Феофаном Затворником, Игнатием Брянчаниновым, Тихоном Задонским, Иоанном Кронштадтским, другими, разве это плохо для нравственного состояния народа? Я, например, был бы рад этому. В обществе есть не только Малое стадо Христово, но и малое стадо читателей. Оно ориентировано на Православное восприятие мира.
Мы переживаем страшное время нападения не просто на страну, но вообще на русский народ. Весь мир опять идет на нас. Это не Наполеоново вторжение «двунадесяти языков», теперь имя им легион.
Почему так? Ответ один: Россия сохраняет присутствие Иисуса Христа на земле. Вот отсюда вся злоба обезбоженного мира. Запад живет по Писанию, из которого изгнано Христологическое толкование Евангелия. Да и из Ветхого Завета, ценного прежде всего предсказаниями о приходе Сына Божия на Землю. Убраны книги Маккавеев, Ветхозавеный евангелист Исайя, в Вульгате (перевод Писания на латынь) Спаситель не воскрес, а проснулся. Каково? Спал, а не сходил в адские глубины выводить оттуда праведников, так получается?
Литературный процесс был управляем и большевиками, и коммунистами. Демократы тоже пытаются, но бесполезно: все пошло вразнос. Но это, думаю, для настоящей литературы хорошо. В текстах нынешних много всякой грязи: похабщины, скабрезности, переиначивания истории, детективщики (особенно детективщицы) пользуются плодами оглупления народа, изгнанием классики из школы, куцехвостым ЕГЭ, и засоряют мозги читателей примитивностью своего жанра. А ведь классика, она, как камертон, настраивающий на восприятие подлинного искусства.
И критика нужна, и она есть, она как всегда тенденциозна. Тянут (пиарят) своих. Но так всегда было. Надо свое мнение иметь. Я бы советовал обращаться к критическим статьям на сайт «День литературы».
Но нам-то, братья-читатели, самим-то нам кто мешает пережить время теперешнего разброда мнений не чтением нового, неустоявшегося, а перечитыванием шедевров русской литературы, кто? Да никто. И они доступны. Вы давно перечитывали былины, летописи, жития святых, легенды, предания, пословицы, поговорки, сказки? Это же золото под ногами, нагнитесь и подберите: Ломоносов, Крылов, Державин, Жуковский, Карамзин, Пушкин, Гоголь, Тютчев, Достоевский, Гончаров, Шолохов, Замятин, Платонов, Шмелев, Бунин…
У нас великая литература. И современная, преданная России, любящая ее, от того и обреченная на долгожительство: Белов, Распутин, Абрамов, Лихоносов…
Мы понесли большие потери, но не пропали. Жива литература, читатели есть. А идея? И она есть, она — жизнь человека, созданного «по образу и подобию», от рождения земного до кончины, то есть до нового рождения в жизнь вечную, она — путь ко Христу, в Царство Небесное, которое надо заработать здесь. Неужели это еще не все знают?

Источник

Владимир Крупин – лауреат Патриаршей литературной премии 2011 года.



Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru