Издательский Совет Русской Православной Церкви: У нас много святых, ведомых и неведомых

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
У нас много святых, ведомых и неведомых 24.08.2021

У нас много святых, ведомых и неведомых

На радио «Радонеж» вышла программа с участием священника Федора Бородина, который ответил на вопросы слушателей. 

Вопрос: У нас много святых, ведомых и неведомых. Каждый человек по духу себе выбирает любимую икону, святого. Это правильно? У Вас есть такие?    

о.Федор: Не только у всех нас, но у Самого Господа был любимый ученик. Это не значит, например, что Петра или Иакова Христос любил меньше, чем Иоанна Богослова. Они все были Его любимцами. Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса - это слова апостола Павла. По человечеству Иоанн богослов был наиболее созвучен Христу. Он был очень молодой, на всех иконах он изображается безбородым молодым юношей. А на Тайной Вечере Господь ему указал на Иуду, который Его предаст, а Петру не указал, потому что Петр Иуду просто растерзал бы. А Господь даже Иуде говорит «иди делай, что должен». Иоанн настолько доверял Богочеловеку Христу, что он не стал действовать, хотя видел, что учитель не действует, хотя и знал о предательстве Иуды. Иоанн в доверии к Богу, в открытости души к Нему жил. Именно ему можно было дать откровение о последних временах мира. Именно он написал Божиим вдохновением Апокалипсис. Его называют любимым учеником. Среди святых писателей есть те, кто нам ближе. Среди святых есть люди, на поступки и характер которых наше сердце откликается и узнает тех, с кем мы бы постарались подружиться, если бы жили с ними в одно время. Это могли быть малоизвестные древние святые или великие святые. Например, святитель Николай почитается даже мусульманами, даже атеистами. Каждому есть святой по сердцу и хочется ему молиться, и чтобы икона его была дома. Есть святые, которые поражают. Один из самых любимых моих святых Акакий Милетский. Никому, наверное, имя ничего не говорит. Милет - это город-порт Эфеса, знаменитый тем, что туда апостол Павел, отправляясь в Иерусалим, где его арестуют, призвал пресвитеров Эфесской Церкви беседовал с ними. Это изложено в книге Деяний апостолов. Это Греция. Земли мало - все каменистое. Если дождя нет - неурожай, дети умирают от голода, выход или умереть от голода, или продаваться в рабство. Закон был довольно жестоким. Нет дождя. Люди приходят к своему владыке. Беда, что делать? Помолись! Владыка берет все  необходимое, чашу, хлебы, созывает весь клир своей епархии. Всех, кто просил его молиться, всех чад. Идет в поле. Ставит стол, начинает служить Литургию. На проскомидии в чашу вливается вино и немного воды. Это всегда так по уставу. И сейчас так. На Тайной Вечере, показывая на которую, Христос сказал «это кровь Моя», вино разбавляли водой. Так всегда пили. В память о том, что кровь и вода истекли из пробитого ребра Христа, когда сотник пробил Его тело копьем. Подходит Евхаристический канон. А тогда четких молитв благодарения не было, каждый мог хвалить и просить Бога исходя из того, что у него сейчас на сердце. И владыка начинает молиться. Господи, что нам делать? У нас нет воды. Мы все умрем. Нельзя нарушать чин Литургии, а из-за того, что нет воды, я его нарушил - воды в чашу не налил. Господи, пока Ты не пошлешь дождь, я от Тебя не отстану. Такое дерзновение - стоит и молится. И так было, пока не пошел дождь. И дождь пошел. Все намокает, дороги становятся грязными, поле разъезжается, но все счастливы. Заканчивают Литургию под дождем, все мокрые и счастливые, причащаются Тела и Крови Христовых. Иногда звучит вера в то, что Господь ближе всего человеку на Евхаристии. Поэтому этого святого я очень люблю, он мне близок. У каждого, конечно, из новомучеников есть любимые святые. О них много известно. Если о древних святых известны краткие сведения, есть краткие жития, то о новомучениках известно очень много. Письма, фотографии,  документы. И вдруг перед тобой человек открывается в своей глубине, в своей боли, молитве, крепости, уповании. Он сразу становиться очень близким. 

Вопрос: Может ли отсутствие регистрации в паспорте быть основанием отказа в венчании? 

о. Федор: Может в исключительных случаях, когда отсутствие регистрации и записи о браке в паспорте не связано с лукавством. Приведу пример. Москва, многодетная верующая церковная семья. 8 детей. Получает жилье от Мэрии - таунхаус. Старший сын вырос, полюбил девушку, хочет на ней жениться. Как только он женится, площадь родителей этой девушки будет суммироваться со всей площадью семьи жениха, и они сразу же потеряют право жить в этом доме. Их буквально через месяц попросят выехать, а ехать им некуда. Или случай из 90-х. Девушка приезжает в Москву, говорит, что ей надо венчаться, что она не гражданка Латвии, тогда у них не было даже серых паспортов, но уже и не гражданка Советского Союза, потому что он кончился, а соответственно, и России. Ей ни там, ни здесь нельзя никак выйти за любимого человека.  Бывают такие случаи. Во всех остальных случаях для священников регистрация - не просто запись в паспорте. Это свидетельство брака, который заключен между людьми, который Господь освящает в Таинстве венчания. Если посмотреть чин венчания, прочитать эти молитвы, то увидите, что там сконцентрировано все православное богословие о браке. Священник молится - утверди у них глаголанное слово. Брак заключают два человека, они сказали слово, встали во весь рост перед общиной, в которой они живут, взялись за руки и сказали, что хотят прожить всю жизнь вместе, рожать и воспитывать детей, хранить друг другу верность, делать друг друга счастливыми. В той форме, в какой это принято в этой культуре и народе, они это сделали. Для нас это поход в ЗАГС. Если человек не идет в ЗАГС, то он недостаточно любит просто. Он оставляет себе возможность отступления. Отец Дмитрий Смирнов, Царствие ему Небесное, человек невероятного остроумия, на вопрос пары о том, что регистрация это же просто бумажка со штампом, и какое вообще отношение это имеет к браку, попросил показать паспорт. Жених дает паспорт. Батюшка открывает страницу с пропиской, берет ее пальцами и спрашивает, можно ли оторвать? Да как же можно? Что Вы, батюшка!? Но ведь это бумажка со штампом. У вас есть родина, дом, зачем Вам это? Ясно, что регистрация брака не просто бумажка, а свидетельство того, что люди безукоризненно соблюли брак. Никто не может сказать, что в церкви венчают людей, которые по лукавству своему что-то замыслили. Роспись и, к несчастью, венчание в последние времена не являются гарантией сохранения брака, потому что люди стали относиться иначе, но все же роспись помогает. Много раз люди меня спрашивали, а можно ли им фиктивно развестись, чтоб выгадать что-то в очереди или покупке. Я каждый раз говорил, что лучше этого не делать. Это искушение. Враг начинает искушать. Первый раз я видел такое и понял, что муж просто не выдержал этого искушения. Они пожили, а потом ссора и разошлись. Ясно, что причина в нем, но незачем себе давать возможность отступления. Дмитрий Донской переходит Дон и сжигает мосты. Не сделай он этого, побежали бы, как и бегали 150 лет от ордынцев. А тут некуда бежать. Муж и жена берут на себя ответственность друг за друга. За смелость эту и за намерение не пользоваться друг другом, а отдавать, Господь дает любовь, которую можно освятить в Таинстве венчания. Чтоб подойти к верхней ступеньке - венчанию, надо пройти нижние ступеньки. Священник может не соблюсти это условие только в редких случаях, если он хорошо знает ситуацию.

В начале 90-х ко мне приходил человек, друг моего близкого друга. Мы были поверхностно знакомы. Он пришел по рекомендации, сложно и долго описывал ситуацию, в которой он не может расписаться. Выглядело все убедительно, происходило по просьбе моего друга - я согласился венчать его без росписи. Через две недели пришла жена в слезах - он ее бросил. А он, оказалось, просто делал карьеру, жениться ему было нельзя, и он с ней так поступил. И я в этом участвовал, понимаете? Он так воспользовался моей наивностью, мне было-то 25 лет... Мы отказываем таким людям в Таинстве. Предлагаем идти в тот храм, куда они обычно ходят. А если они никуда не ходят, то какая вообще речь о венчании? Я все больше убеждаюсь, что венчать надо людей, которые достаточно воцерковлены. В чине венчания есть момент, когда священник берет руки уже мужа и жены, таинство совершено, кладет епитрахиль на скрещенные руки, берет крест и троекратно обходит вокруг аналоя с пением стихов «Исайя, ликуй». То же поется при хиротонии. А на аналое Евангелие лежит - единство этих людей зиждется на том, что в этой книге написано. Если для людей это не главное в жизни, то о каком венчании речь?

Источник

Протоиерей Федор Бородин – лауреат конкурса «Просвещение через книгу»




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru