Издательский Совет Русской Православной Церкви: Вопросы о вере и спасении

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Вопросы о вере и спасении 19.07.2021

Вопросы о вере и спасении

о. Федор: - Добрый день, дорогие слушатели! В эфире отец Федор Бородин, настоятель храма Косьмы и Дамиана на Маросейке. Сегодня буду отвечать на ваши вопросы.

Вопрос: - Как правильно благословлять детей на каждый день?

о. Федор: - Родительское благословение - великая сила. Можно вспомнить слова из чина венчания, где произносится молитва родителей. «Зане молитвы родителей утверждают основания домов». Благословение родителей надо преподавать, стесняются этого дети или нет. Маленькие радуются этому. Потом они стесняются помощи, опеки и благословения. Но нужно сложить три пальца во имя святой Троицы на деснице, сердцем и умом вознести молитвы к Богу, и осуществить то, о чем мы все время молимся, когда в храме слышим малую ектенью: сами себя и другу друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Предать попечению, охране Божией, благословению Его детей. Родитель как священник не сам благословляет, он молится о низведении благодати Божией, то есть помогающей силы Божией на человека, а эту власть родители имеют. Если сегодня вы ребенка не видите, он уехал, служит в армии или живет не с вами, призовите помощь Божию, произнесите молитву, повернитесь в ту сторону, где он находится, и благословите его - расстояние благодати не помеха. А родительское благословение пребудет с вашим чадом. 

Вопрос: - Что можно сделать, когда в жизни юноши, а на самом деле кого угодно, воцаряется расслабленность души?

о. Федор: - Если речь о юноше-сыне, за которого мы несем ответственность, то конечно с этой расслабленностью надо бороться. Настолько, насколько позволяют ваши сердечные отношения, чтоб они не разорвались. Приучать ко труду, возвращать. Ты лег - нет, встань и внеси мусор. Это твоя обязанность, ее нужно выполнить. Приучать к труду человека. Когда человек доучится, выйдет на работу, работодатель будет ожидать, что он будет работать 8 часов с небольшим перерывом на обед. Если этого навыка нет, но только расслабление, то тогда ему будет трудно работать и скорее всего не усидеть на месте. Помогает еще систематичность требований. Если родители с детства устраивают скандал, потому что у него в комнате беспорядок, и это происходит регулярно, то это ничего не поможет. Если же вы каждый вечер с ребенком наводите порядок или каждое утро возвращаете его, чтобы он, даже если бы опаздывал в школу, но вернулся и застелил кровать. Если вы заставляете его кружку и тарелку отнести с раковину. Если есть обязанность, которую только он выполняет по дому, тогда расслабленность преодолевается.  Мы говорим здесь о расслабленности воли. Сегодня сын одной нашей прихожанки не смог встать, чтоб поехать сдать ЕГЭ. Просто не смог себя заставить. Конечно, все это колоссальное нервное напряжение для наших детей, они страшно переживают, чрезмерно. Но от этого экзамена во многом зависит их жизнь - поступит в институт человек или нет. А он, выходит, на экзамен не явился и не сдал его. Вот такое расслабление воли. Что расслабляет волю? Систематическое совершение греха. Один из самых ярких пунктов - подростковое и юношеское курение. Вся христианская аскетика нацелена на многократную постоянную тренировку воли. Может быть по каким-то доступным и не очень важным вещам, но я себе понуждаю это делать, а это нет. Ежедневно, постоянно, понемножку. Почему так важно правило молитвенное, постное, труд? Почему все монашеские обители всегда предполагали систематический труд? А курение – это многократная тренировка воли на поражение. Я знаю, что это плохо, но я своей воле говорю молчать, покориться, расслабиться. Я много видел юношей, которые закурили, а потом в жизни все потихонечку начало сыпаться. Был алтарник, держался, закурил, не смог преодолеть и дальше он из храма уходит и так далее. Или чрезмерное развлечение ежедневное. Современный подросток или юноша если не следит, сколько времени он проводит в сети и гаджетах, то он сильно расслабляется. Сейчас несколько кликов и ты видишь перед собой экран с мощным развлечением. Это не созидательный труд. Это не запоминание, не учеба, а современный отдых такой. Этого много. Человек же начинает воспринимать это как нормальное состояние жизни, а труд как необходимое, но очень горькое исключение, а это конечно не так. Надо наставлять наших детей, вовлекать их в систематический труд молитвенный, учебный. Ограничивать контент, который им доступен. Количество времени, которое дети проводят в гаджетах, это очень сильно расслабляет человека любого. Выключать вайфай всегда, когда это нужно. Воля ребенка не может сопротивляться тому контенту, который созидают взрослые специально, чтобы ребенка заинтересовать, это слишком интересно, красочно, захватывающе. Уже потом он вырастет и все поймет, на самом деле интересного там мало, но он настолько уже тогда привыкнет к развлечениям, к сидению перед экраном, неважно, что там будет. Эта борьба как раз с расслаблением юношей. 

Вопрос: - Что такое Божественное вдохновение?

о. Федор: - Сказать шире - это прикосновение Духа Божьего, если более узко обозначить - обычно это действие Святаго Духа на тех исключительных людей, которым Бог промыслил и поручил потрудиться и написать различные книги Библии, Священного Писания. Боговдохновенные книги. В них есть откровение о спасении. Все люди разные, индивидуальность сохраняется у нас. Но преображается. У Бога нет задачи в Царствии Божием сделать всех одинаковыми. Но есть задача, чтоб человек был преображен, стал обожен, богоподобен. Это не всегда бывает людям легко. Есть книга пророка Иеремии. У него трагичная судьба. Он жил перед покорением вавилонянами Иерусалима, уже после того, как ассирийцы завоевали Самарию, рассеяли и угнали в плен десять колен Израилевых из Северного Царства со столицей в Самарии. Ему Господь открывал, что то же самое вскоре случится с Иерусалимом, то есть с царством колена Иуды и Вениамина, оставшимся со столицей в Иерусалиме, но ему никто не хотел верить. Его били, кидали в выгребные ямы, издевались над ним. А он возвещал волю Божию. Плакал, вопрошая, зачем мать его родила, человека, который ссорится со всем миром.

Понимал он, что его никто не слушает, а это горе для пророка, что сам он будет, может быть, и казнен и мучим. И он этого пугался, не мог удержать повеление Святаго Духа. В нашей жизни мы читаем Писание, но прикосновение Святаго Духа происходит, когда ты понимаешь, что вот вдруг тебя Бог зовет на молитву. Ты можешь быть чем-то занят, но вдруг ты чувствуешь как веяние ветра, глас хлада тонка, по-славянски, то, что почувствовал Илья пророк. В нем Господь. И это вдохновение можно почувствовать на Литургии, во время молитв или внезапно. Святые отцы говорят, что этим никогда ни в коем случае нельзя пренебрегать, обязательно надо останавливаться помолиться. Если пренебрежешь, то Господь поймет, что ты не готов или не хочешь этого, и Он больше не будет тебя звать. Вот это Божественное вдохновение. Мы можем, конечно, говорить, что Божественное вдохновение было у великих творцов великих богослужебных текстов, таких как Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, что их труд – это тоже действие Святаго Духа. Но есть великие подвижники, которые ничего не оставили, например, преподобный Арсений Великий - воспитатель двух императоров, как наш Василий Андреевич Жуковский. На такой он был должности в Константинополе при дворе, казалось бы, такой изысканный, образованный вельможа, но не оставил после себя ни одного труда, только какие-то косвенные наставления, которые сохранили его ученики. Допустим, его современник Авва Исайя, который не был так задействован, оставил различные труды. Или Авва Дорофей написал книгу. Кому что Господь поручает. Каждому Господь дает свое. Надо только понять, что тебе поручено и не тянуться к тому, что ты по гордости хочешь делать.

Божественным вдохновением осуществлено написание великих икон и росписей храмов, и строительства храмов, которые до сих пор звучат как проповедь о Царстве Божием, например, храм Покрова на Нерли или Софии Константинопольской, Софии Киевской, сильно перестроенной в последние века, но для меня когда-то это было откровением. Я готовился стать художником, хотел поступать, еще ни о каком священстве речи не было, и после 8 класса я поехал в Киев с другом. Я уже ходил тогда в храм, причащался, считал себя верующим, но еще был мало воцерковлен, мало что знал. И мы зашли в Софию Киевскую. Я стоял как оглушенный этой красотой внутреннего пространства, настолько соразмерного как божественная музыка, где нет ни одного сантиметра фальши. Внутреннее пространство как аккорд ангельского хора. Я был потрясен. Это те 12 святых, византийских зодчих, которые строили Софию Киевскую, а потом были пострижены и окончили жизнь свою монашествующими в Киево-Печерском монастыре, они взошли в состав Собора Киево-Печерских святых и в патерике есть о них рассказ. Это было Боговдохновенное творчество. Именно поэтому все творчество Церкви неотделимо от молитвы. Нельзя быть неверующим человеком и написать хорошую икону. Икона – это чудо действия Божественного духа, и если ты сердцем не знаешь, каков Христос, то ты не напишешь хорошей иконы, даже если ты потрясающий копиист и можешь скопировать образец. Молитва не будет легко совершаться перед такой иконой, она не будет откровением. Все зависит от того, как человек рассматривает служение Церкви, как харизму искал, просил у Бога дара Духа Святаго на это и радовался, когда что-то получалось. Например, «Взбранной воеводе..." - мы все знаем этот напев. Это пришло человеку, музыканту, на сердце. Церковь восприняла это как свое.

Вопрос: - Надо ли любить себя? Как любить врагов по-настоящему?

о. Фёдор: - Христос говорит «возлюби ближнего как самого себя». Предполагается, что мы себя любим в любом случае, что это нормальное здоровое отношение к себе. Но, наверное, это не имеет отношения к тому, что современные психологи, ссылаясь на специфическое прочтение слов этих, пытаются навязать свое толкование, что сначала надо себя полюбить. Церковь предполагает, что любовь в тебе есть, но она сильно искажена. Поэтому каждый человек горд, эгоистичен, влюблен в себя. Поэтому в жизни каждого человека много меня. И чем больше меня, тем тяжелее всем окружающим. Чем меньше меня, тем легче окружающим. Если перефразировать известную песню, то можно сказать, отчего да почему, да по какому случаю одного себя люблю я, а всех вокруг я мучаю? 

Вопрос: - Что такое семья с Вашей точки зрения? Какой она должна быть?

о. Фёдор: - Вопрос на целую книгу. Думаю, самое важное и глубокое определение христианской семьи – это малая Церковь. Церковь в глобальном определении - Тело Христово, как апостол Павел говорит, или выражается это в людях, которые любят Христа и пытаются жить по Его заповедям, объединены и спаяны именно вокруг Иисуса Христа. Семья в этом смысле тоже малая Церковь. А еще есть храм как здание. В нем есть все, что есть в остальных зданиях - окна, стены, батареи, мебель, все как в госучреждении, но отличается тем, что там есть общее пространство, куда приходят люди для молитвы, чтоб принять от Бога дары, которые сам человек не может сотворить, дар в Таинствах. Вот этим отличается христианская семья. Это духовное пространство, куда собираются люди, любя Христа, и Божия помощь, Таинство венчания – ведь это не просто на Небе в загсе расписали. Но храм, как и дом, надо ремонтировать, диагностировать, крышу красить. Я, как настоятель храма, хочу сказать, что это постоянная головная боль любого настоятеля. Нет средств, хотя надо делать, а государство не помогает, хотя храм – собственность государства. Нельзя в храме только молиться, нужно следить за тем, чтоб ничто не протекало, не ломалось. И в семье должна быть гармония, единство душ, телес. Душевным единством мы часто пренебрегаем. Особенно в многодетных семьях. Впряглись, 15-лет тащим, а в это время тот союз душ и созвучие между мужем и женой, которое было, когда они друг друга полюбили, не поддерживается, оно исчезает. Бесконечная работа не вдвоем – это неправильно. Семья – это тонкое балансирование, постоянное слежение за тем, чтоб все уровни человека сочетались. Самая главная связь в семье – связь папы и мамы, мужа и жены. На этой центральной арке держится вся семья. Дети спокойно растут счастливыми, когда у папы и мамы все хорошо. Страшное разрушение в душе ребенка тогда, когда разводятся родители. Не залечиваемая рана. Благодатию Божией что-то может быть преодолено, но с большим человеческим трудом. 

Источник


Протоиерей Федор Бородин – лауреат конкурса «Просвещение через книгу». 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru