Издательский Совет Русской Православной Церкви: Владислав Бахревский: Без книги – не воспитание, а халтура

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Владислав Бахревский: Без книги – не воспитание, а халтура 11.06.2021

Владислав Бахревский: Без книги – не воспитание, а халтура

Интервью с писателем Владиславом Бахревским, номинантом Патриаршей литературной премии.

— Владислав Анатольевич, насколько правомерно, на ваш взгляд, говорить о православной художественной литературе? Считаете ли вы себя православным писателем? 

— Я себя считаю православным писателем, потому что я православный человек и писатель — вот и весь ответ. А с православной художественной литературой cложнее. В 1990-е годы появилось много издательств, которые выпускали книги религиозной тематики, в том числе для детей. Но, к сожалению, в основном это были переиздания книг XIX века — очень умилительных для нашего времени.

Ко мне иногда обращались пишущие православные люди, даже священники. Я пытался что-то подсказать этим авторам, но встречал неприятие. Мы, писатели старой школы, можем помочь в созидании новой русской литературы с вечными христианскими идеалами. Религиозным издательствам, на мой взгляд, надо печатать книги именно для детского чтения, в которых отражены православная жизнь семьи, сложная жизнь города, современная жизнь народа — не нужно специально писать на религиозную тему. Духовность слова должна быть естественна, должна быть жизнью этой семьи, этих мальчиков и девочек, иначе говоря, литература для детей должна быть литературой, а не церковно-приходской школой. Религиозные писатели зачастую рисуют темные стороны жизни, а для меня важно, чтобы в сердце читателя был свет, и чтобы этот свет учил маленького человека или уже юношу жить в любви, верить в силу любви. Все мои книжки, даже на острые исторические темы: о расколе XVII века, об имяславии, об обновленчестве, — я старался писать так, чтобы главный пафос оставался жизнеутверждающим. 

— Кто Вам близок из исторических деятелей, о которых Вы писали? 

— Мне близки все мои герои. Скажем, наша Церковь относится с большой настороженностью к протопопу Аввакуму, но у этого человека был огромный дар — и духовный, и писательский. Принято говорить, что русскую литературу Нового времени создали Карамзин и Жуковский, но чаще всего они переводили немецких романтиков. А вот Аввакум, который жил раньше них, действительно, родоначальник великой русской литературы. Он первый наш писатель, показавший очень трудную жизнь русского человека XVII века, но в этой естественности и простоте глубина его писательского слова. Аввакум — первый русский писатель, прошедший по нашей земле, а она в XVII веке только обретала свою неоглядность, был и на Байкале, и в читинских дебрях, испытал чудовищную несправедливость воевод. Противопоставить силе он мог только совесть свою. И слово свое. С другой стороны, мне близок и патриарх Никон, который мог разбить икону, неправильно, по его мнению, написанную, очень жестоко поступить с людьми, но в то же время это был великий подвижник. Надо принимать нашу историю такой, какая она была, потому что таких людей и такое время дал нам Господь. 

— Читаете ли Вы современную литературу? Кого из молодых авторов Вы бы отметили? 

— Я все время работаю с молодыми авторами. Из тех, кто прошел школу моего литературного объединения в Орехове-Зуеве, назову Николая Дмитриева, одного из лучших поэтов нашего времени. В Крыму на областные семинары я приглашал по 200 человек. Несколько десятков из них стали профессиональными литераторами.

Сейчас вместе с Ольгой Воробьевой работаю над книгой о Мальцовых — это удивительный род, который дал России производство хрусталя, сахара-рафинада, финансировал образование, искусство, здравоохранение, возвел много храмов. Музей изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке построен Юрием Степановичем Нечаевым-Мальцовым на собственные деньги, и это только самое известное из его дел. Но, если в советское время я всегда мог привести интересного автора в «Пионерскую правду», «Мурзилку», «Костер», в издательство «Детская литература», в «Молодую гвардию», «Малыш», и его бы там приняли, то сейчас как ни пиши, ты никому не нужен. Скажем, в Московской области сошли на нет многие районные газеты, а ведь все начинавшие писатели, в том числе и я, прошли через эти маленькие газеты! Выступая на Рождественских чтениях, я всегда говорил, что если уж наше государство этого не делает, то Церкви необходимо создать детскую газету. Пусть она приходит к каждому ребенку! В свое время я написал повесть «Агей», и все девочки страны писали в «Пионерскую правду» и мне: требовали адрес этого Агея, потому что хотели с ним дружить. Нужно вернуть детскую культуру стране. Духовное воспитание ребенка ли, юноши, без чтения, без книги — не воспитание, а халтура. Для детей у Господа Слово, а в Слове — любовь.

Тот, кто лишает детей книги, не смеет называть себя православным.

 

Беседовала Мария Хорькова

 

Источник: журнал «Православное книжное образование»

 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru