Издательский Совет Русской Православной Церкви: Протоиерей Федор Бородин: О духовной брани

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Протоиерей Федор Бородин: О духовной брани 09.05.2021

Протоиерей Федор Бородин: О духовной брани

На радио «Радонеж» вышла программа с участием протоиерея Федора Бородина, который ответил на вопросы слушателей.

Вопрос: У царя Давида есть такие слова в Псалме: «Кто есть сей Царь Славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани». Как это понимать, что Господь силен в брани?
о. Федор – Господь силен в брани – это значит, что Господь силен в войне. Прежде всего в духовной брани с врагом человеческого спасения. Мы находимся на войне. Одна из самых знаменитых книг наших называется «Невидимая брань». Ее автором является Никодим Святогорец. Этот термин он взял у апостола Павла. Наша брань не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных. Об этой брани прекрасно знал царь Давид. Когда мы встречаем в его Псалмах слово «враги», мы можем его всегда прочитывать двояко. С одной стороны, это враги, которые действительно окружали царство, которое возглавлял царь Давид, с другой стороны, это враги души человека, падшие духи. Потому что, например, сначала царь Давид говорит о врагах, а потом: «Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится». То есть, когда враги на меня нападают, ты предполагаешь, что я достаю меч свой из ножен, сажусь на колесницу, достаю лук. Он говорит, нет, я смиряю постом душу мою, и происходит победа. В чем заключалась эта победа? Для этого сначала надо понять, в чем было поражение. «Молитва моя в недро мое возвратится» показывает, что Давид воспринимал поражение от этих врагов прежде всего в виде потери молитвы. В самое основание его возвращалась молитва. Это для него победа. Псалмопевец исповедует, что в этой брани силен Господь.
Вопрос: Скажите пожалуйста, Феодоре на мытарствах не хватало добрых дел, ей добавил Василий Великий для спасения и оправдания золотники. А если у нас на мытарствах не хватит добрых дел, нам некому будет добавлять, то мы идем в ад?
о. Федор – Вопрос очень сложный. Дело в том, что рассказ Блаженной Феодоры из жития Василия Нового о мытарствах не является догматическим учением Православной Церкви. Да, о мытарствах в другом значительном виде мы встречаем очень много у святых отцов, в том числе и древних. Но мытарства, как они изложены у Блаженной Феодоры, с очень большим трудом могут быть приняты учением Церкви, потому что там человека судят бесы, а это не так. Суд Божий над каждым человеком. Скорее мытарства надо рассматривать в следующем контексте. Однажды я разговаривал с женщиной, которая является доктором наук, занималась зависимыми от алкоголя и наркоманами. Она работала в одном очень крупном государственном центре консультантом. Эта женщина пришла к нам на курсы повышения квалификации священнослужителей. Это было 15 лет назад. В аудитории сидело 30 священников. И она рассказала, что является зависимой от алкоголя, находится в ремиссии 30 лет. Один священник спросил, как это произошло? Она ответила, что очень сильно пила. Когда-то эта женщина остановилась и решила всю свою жизнь посветить тем людям, которые страдают тем же, чем и она. И уже 30 или 35 лет она не притрагивалась к спиртному. Но тем не менее, эта женщина является зависимой от алкоголя, находится в ремиссии, то есть в завязке. Мы спросили у нее, а в чем это выражается? Тогда еще все киоски стояли. И она ответила, когда идет мимо любого киоска со спиртным, боковым взглядом видит каждую бутылку, каждая бутылка в ней отзывается, она знает их все на вкус и помнит эффект от них. Еще она успевает посмотреть, сколько они стоят. Человек уже 35 лет не пьет. А непьющий человек, у которого нет этой зависимости, совершенно спокойно проходит мимо отдела спиртного в супермаркете, не обращает внимания. Он может подойти и купить бутылку вина, если у него день рождения завтра, будут гости. Но это совершенно ничего не значит, он не напьется, выпьет бокал или несколько глотков во время тоста, возблагодарит Бога, скажет, что вино веселит сердце человека, вспомнит, что христианину можно употреблять вино, что ему нельзя ни разу в жизни быть пьяным, потому что можно сотворить очень тяжкие грехи в опьянении. А человек, который этим болен, не может пройти спокойно мимо. Это образ мытарства. Если грех, который во мне, не изжит, если я с ним не боролся, если я в нем не каялся, если я не просил помощи Бога в его преодолении, не трудился над этим, то я не смогу пройти мимо этих испытаний. Потому что моя душа выберет, условно, этот отдел спиртного, а не Царствия Божия. Потому что где сокровища ваши, там будет и сердце ваше, говорит Господь. И я сам поверну туда, а не кто-то меня заставит. Никто не докинет мне золотников, дело не в этом. Каждый человек выбирает то, что ему сродно. Царствия Небесного нашему дорогому отцу Дмитрию Смирнову, за которого мы все молимся и продолжаем любить его не меньше, чем, когда он жил с нами. У него была одна совершенно замечательная проповедь, я ее помню. Она произвела на меня большое впечатление. Отец Дмитрий сказал, возьмите современного уголовника, который 3-4 раза сидел, тюрьма ему дом родной. Он даже туда садится на зиму под следствие. Причем специально разобьет витрину или окно в участке. Потому что там кормят, там тепло, там у него своя иерархия отношений. А здесь он не может ни работать, ни жить. Тут он никому не нужен, а там он кто-то. Давайте его возьмем и поместим в XIV век в монастырь, где живет Преподобный Сергий Радонежский. И не только он один, но и Михей Радонежский, Дионисий, Никон, Стефан Махрищский. Да, там тоже есть какие-то грехи, но там люди, которые будут прославлены иже во святых, которые идут этой дорогой. Уголовнику там на третий день станет невыносимо, он сбежит оттуда. Подраться и выпить не с кем, в карты поиграть не с кем, все уступают, никто не ссорится, надо молиться. А он молиться не умеет. Он зайдет в храм, свечку поставит, а с Богом говорить ему несладко, Священное Писание ему читать неинтересно. Поэтому он не сможет быть в Царствии Божием, это его выбор. Мытарства просто свидетельствуют о том, что есть вещи, которые человеку ценнее, чем Царствие Божие. Мытарства в святоотеческом смысле понимаются так. То, как они понимаются в житии Блаженной Феодоры, очень сомнительно. Я помню, что в юности прочитал этот текст, и он меня очень сильно смутил. В нем нет Христова отношения к Суду. Есть слова «Ибо суд без милости не оказавшему милость». Не судите, и не судимы будете. Не осуждайте, не будете осуждены. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Если ты шел дорогой суда над всеми, всех судил и осуждал, никому не помогал, то тебя будут судить. И, наверное, эти мытарства – это некоторый образ того, как все будет происходить. У нас есть другие дороги: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». «Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». «Вторая смерть не властна над ними», – сказано в Апокалипсисе. Имеется в виду духовная смерть. Первая телесная смерть пока властна, а вторая не властна. «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». Не осуждайте, и не будете осуждены. Не судите, и не судимы будете. Вас не то, что не осудят, вас судить не будут. Это же не мы придумали. Но это если ты по этим законам здесь живешь. Если мы пропускаем через мытарство нашего осуждения всех наших окружающих и вообще всех людей, судим, косточки им перемываем, возможно, это будет все так с нами происходить. Но надеемся, что все-таки потом Господь нас покроет, и мы потрудимся здесь в милосердии, в неосуждении.
Вопрос: Почему болеют дети? Часто родители в горе приходят ко священнику, и фраза «по грехам вашим» добивает их окончательно. Что вы скажете на это?
о. Федор – Спасибо за прекрасный вопрос. Дело в том, что эти слова о том, что «по грехам родителей болеют дети», перекладывают вину с родителей на детей. Они основаны на том, что прозвучало в Десяти заповедях Моисея, это 20-я глава книги «Исход». Ее надо много раз за жизнь прочитать. Вторая заповедь: «Не делай себе кумира ... ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня». Господь благословляет до тысячи родов, любящих и боящихся Его. На основании этого делается вывод о том, что дети страдают за грехи родителей, и родителям об этом говорят. Во-первых, здесь важно всю эту фразу прочитать, всю заповедь, и понять, что этой заповедью Господь говорит о том, что милость Его в сотни раз больше, чем Его справедливость. Милость превозносится над судом, как сказано в Священном Писании. Он это хочет сказать. Во-вторых, он говорит о третьем или о четвертом роду. Почему? Потому что дальше практически ни один человек не знает своих предков. Он с ними не встречался лично. Их пример греховной жизни не может на него повлиять. Еще очень важно, что человек, который живет во грехе, разрушает свою жизнь. Это неизбежно искажает души его детей и внуков. Но очень важно то, что сказано о наказании до 3-го или 4-го рода. Мы не можем выкинуть слова «ненавидящих Меня». Если человек грешит, а мы все грешим, но любит Бога, эти слова не сказаны о нем. Эти слова сказаны о богоборцах, идолопоклонниках. Потому что эти слова стоят в заповеди против идолопоклонства. Напротив того, мы читаем у пророка Иезекииля следующие слова: «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Этот как раз об этом, что отец согрешил, а страдает от этого ребенок. «Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле ... Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается». Человек отвечает за свои грехи. Но жизнь, конечно, значительно сложнее. Потому что бывает так, что Господь, промышляя о пути через жизнь человека, который должен родиться в мир, дает ему такой крест, какую-то болезнь. Потому что иначе Ему не удается достучаться и спасти родителей. Бывают люди, каменеющие в грехе, или склонные ко греху, или которые пойдут путем греха, ведь Богу открыто все будущее человека, что их может остановить только страдание любимого человека. Как священник я могу засвидетельствовать, много раз слышал, что человек приходит в храм, становится верующим и говорит, что ему через страдание ребенка это открыто. Получается, что ребенок несет этот крест для того, чтобы отец и мать были спасены. Но слова, что твои дети страдают и болеют за твои грехи, ни один священник не может произнести, кроме прозорливца и пророка. Если бы такие слова сказал отец Кирилл Павлов или отец Иоанн Крестьянкин, то да. Я был свидетелем того, что Господь им открывает то, что обычным людям не открыто. Это были два прозорливых человека. Они прозревали волю Божию, могли вот так сказать.
Вопрос: Как примириться с теми условиями, которые мне посланы Богом? Что такое смирение, и как оно приобретается?
о. Федор – О смирении можно очень долго говорить. Смирение – это единственный реалистичный взгляд на себя. Смирение – это когда человек видит себя погибающим и поэтому Христа признает Спасителем. Когда человек видит свои грехи, он соглашается с тем, что те обстоятельства его жизни, быть может, скорбной и тяжелой, которые есть, он принимает потому, что он так грешен, как тот самый разбойник, которого мы сегодня упоминали. «По делам нашим приемлем». Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, когда человек принимает как крест и говорит, это мой крест, я буду нести его, я его заслужил – это свидетельство настоящего покаяния человека. Он действительно назвал свой грех грехом, и поэтому этот крест искупительный, служит во спасение человеку. Феофан Затворник говорит удивительные слова, что крест, если человек его принял и понес, становится той лестницей, по которой сразу после смерти верные восходят в Царство Божие. То есть, минуя Суд, если человек принимает этот крест. Мы, на самом деле, люди не смиренные, толком не знаем, что это такое. Один древний святой сказал, что человек, который видит грехи свои как песок морской, больше чудотворца, воскресающего мертвых. Постоянное видение себя грешником и есть источник смирения. Еще недавно попадались у Иоанна Лествичника удивительные слова смирения очень точные. К сожалению, не взял с собой сегодня «Лествицу», не смогу открыть. Он говорит о том, что это самый быстрый простой и действенный способ говорить с Богом – быть смиренным. Потому что Бог смирен: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Это такое уподобление Богу, что Он сразу начинает с тобой разговаривать, и ты начинаешь Его слышать.
Вопрос: Почему-то до подросткового возраста дети послушно ходят за ручку в храм, а потом отпадают от Церкви, словно мир начинает поворачивать их движение в противоположную сторону. Что нужно с ними делать?
о. Федор – Дети слушаются, а потом они начинают входить в освоение того дара, который дан им от Господа, в свободу. Они должны стать свободными, сами прийти к Богу. Иногда это затягивается на много лет, иногда это очень болезненно. И ничего мы с этим сделать не можем кроме того опыта жизни в Боге, который должен у них быть в самом сердце с детства. Здесь важно, чтобы мы сами жили по заповедям. Если дети в отце и матери увидят добрых, сердечных, любящих молитву, поступающих по заповедям христиан, этот опыт покажет им, куда идти в их жизнях. Если это будут только слова, а мы будем постоянно ссориться, папа будет кратко с детьми молиться и отправлять их спать, а сам все время смотреть сериалы, кричать на маму и заниматься только собой, то никакая папина проповедь не подействует. Царство Божие не рассказывается, а показывается. О Нем рассказывать можно, есть люди, которые от рассказов уверуют. Но лучше Его показать. Пример родителей должен быть именно в этом. Царство Божие должно быть показано, как это хорошо. Конечно, надо учить детей молитве, нужно обязательно с ними молиться вместе. Надо давать им читать молитвы, ежедневно читать с ними Евангелие. Если есть возможность, объяснять им. Надо читать с ними жития святых, надо разговаривать с ними постоянно об этом, задавать сложные вопросы, показывать, как сложен мир, как исполняются заповеди.
Вопрос: Чехов писал, что человек должен либо веровать, либо искать веру, иначе он пустой человек. Разъясните, что такое вера и что такое пустота человека.
о. Федор – Вера – это действие воли, направленное к Богу. Вера – это не сумма только неких умозрительных конструкций, которые мы у себя в голове допускаем. Вера – это то, что для меня настолько существенно, что меняет мою жизнь и определяет ее. Поэтому вера есть действие. Вера есть действие любви. У апостола Павла есть такие слова: «Вера, действующая любовью». То есть, творящая дела любви, исполняющая заповеди. Тогда это вера. Если это вера на дне души, которая у меня есть, но она никак не выражается ни в том, что я читаю Священное Писание, допустим, мне неинтересно, или, например, человек верит в душе, но изменяет жене, кричит, бьет, ворует, берет взятки, то для христиан это верой не называется. Хотя до конца называть человека неверующим мы не имеем права, так как не знаем, покается он или нет.
Храни вас всех Господь. У микрофона был Федор Бородин, настоятель Храма Космы и Дамиана на Маросейке города Москвы.


Протоиерей Федор Бородин – лауреат конкурса «Просвещение через книгу»



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru