Издательский Совет Русской Православной Церкви: Святая жена святого государя

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Святая жена святого государя 12.02.2021

Святая жена святого государя

Козырева А.А. Княгиня Анна Кашинская – светильник веры и любви / Биография в пересказе для детей. М.: АНО развития духовно-нравственных начал общества «Символик», 2020. – 96с.

Автономная некоммерческая организация развития духовно-нравственных начал общества «Символик» известна своими прекрасными литературно-художественными изданиями для детей. Ранее книги интересной и успешной серии «Русские воители за веру и Отечество», ориентированные на будущих защитников Родины, тружеников на благо Отчизны, неоднократно удостаивались дипломов открытого конкурса «Просвещение через книгу», ежегодно проводимого Издательским советом Русской Православной Церкви.

Представляемое вниманию читателей издание «Княгиня Анна Кашинская – светильник веры и любви» открывает новую серию биографий «Женские имена России», которая позволит девочкам ближе познакомиться с судьбами выдающихся женщин Земли Русской. Автор книги Анна Александровна Козырева – член Союза писателей России, сценарист, православный писатель, чьи произведения неоднократно были призёрами Международного конкурса детской и юношеской литературы имени Алексея Николаевича Толстого, Литературной премией благоверного князя Александра Невского, Международного Славянского литературного форума.

Книга посвящена представительнице княжеского рода святой благоверной Анне Кашинской, дочери Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучке святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить православной вере. «Время скорбей и печалей» – так называется первая глава, начинающая повествование о тревожном периоде XIII столетия, в котором жила юная Анна.

Автор справедливо указывает причины скорбей: это братоубийственные междоусобицы, ослабившие Русь, из-за которых она не устояла перед натиском полчищ Батыя и оказалось под долгим игом. Поэтому приходилось русским князьям ездить на поклон в ставку к хану, и близкие находились в тревожном ожидании, молясь Богу и надеясь на возвращение родных, ведь неоднократно князья там гибли. Один из предков Анны, черниговский князь Михаил, вместе с боярином Феодором был замучен татарами в Орде за отказ исполнить языческие обычаи.

После венчания с князем Михаилом Анна Дмитриевна стала тверской княгиней. Однако описание радостного события свадьбы, рождение брачного союза автор биографии расположила в главе с тревожным названием «В начале скорбного пути». Поскольку утратами, испытаниями, горестями сопровождалась жизнь молодой княгини: кончина отца ростовского князя Димитрия в 1294 году, смерть первенца (во младенчестве умерла дочь Феодора), пожары в Тверском княжестве, во время которых дотла сгорел великокняжеский терем со всем имуществом, тяжёлая болезнь супруга.

Переживала княгиня несчастья, уповая на помощь Божию, благодаря молитвенному деланию, с юных лет помня наставления «Изборника» (1076 года): «Молитвы – пищи душевной – не откладывай, как тужит тело, изнемогая без пищи, так душа, лишаемая сладости молитвы, к слабости и душевной смерти приближается».

Позднее напасти сменись радостью: князь Михаил выздоровел, Тверское княжество восстановилось из руин, у княжеской четы родилось четверо сыновей: Димитрий, Александр, Константин и Василий. Получив по завещанию великого владимирского князя Андрея Александровича и княжескому ярлыку право на Владимирское княжение, Михаил Тверской с семьёй переехал во Владимир.

Однако своих притязаний на великокняжеский престол не скрывал и московский князь Юрий Данилович, ставший благодаря браку со знатной крещеной татаркой Кончакой свойственником ордынских чингизидов и выступивший в поход против Михаила. Битва у села Бортенево в 1317 году завершилась победой Михаила и пленением Кончаки, которая скоропостижно скончалась. Естественно, эти события повлекли за собой вызов князя Михаила в Орду, в которой также находился сын Анны и Михаила отрок Константин в качестве заложника. Именно там, в Орде, в 1318 году, приняв венец мученичества, ушел из жизни князь Михаил Тверской, причисленный в 1549 году к лику святых.

В главе «Претерпевший до конца спасётся» автор повествует о дальнейших испытаниях овдовевшей княгини: казни в 1325 году в Орде 26-летнего сына Димитрия Грозные Очи, восстании в Твери в 1327 году, за которым последовали в 1339 году казни её сына Александра и внука Феодора. «В женском естестве мужескую крепость имела еси…», – поётся в акафисте преподобной княгине, указывается на её душевную стойкость и терпение, которое выделяется как средоточие христианских добродетелей («Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19)).

После смерти Александра, во время правления третьего сына Константина, княгиня Анна Дмитриевна приняла окончательное решение о монашестве, как справедливо отмечает в биографии А.А. Козырева, «к которому, без преувеличения, готовилась в течение всей долгой жизни. С младенчества княжна была воспитана в благочестии и вере, и во взрослой жизни, будучи верной и преданной женой, Анна для многих являла собой пример высочайшей нравственности и благочестия».

После пострига княгиня Анна стала монахиней Софией, а позднее настоятельницей Тверского женского монастыря во имя святого Афанасия. Однако и в монастыре она по-прежнему тревожилась о родных, ведь разгорелись распри между её сыном Константином и внуком Всеволодом Александровичем, в итоге в Орде скоропостижно скончался Константин Михайлович, а борьба за Тверское княжение продолжилась.

Затем благоверная княгиня переехала в свой родной город Кашин, в котором последний оставшийся в живых сын тверского князя Михаила Василий, получивший от отца этот град в удел, построил специально для матери новый монастырь Успения Пресвятой Богородицы. Но и в монашеской жизни не всегда княгине удавалось достигнуть покоя, здесь также не оставили её скорби, продолжились междоусобные распри, от чумы скончались почти все её внуки. Вскоре по заселении в Успенском монастыре княгиня приняла великую схиму с именем Анна. Закончился жизненный путь княгини в 1368 году, а в 1649 году она была канонизирована Русской Православной Церковью.

Своей благочестивой жизнью княгине снискала глубокое уважение современников и благоговейную память потомков. Ныне мощи преподобной Анны покоятся в Вознесенском кафедральном соборе города Кашина. Благоверная княгиня Анна является покровительницей семьи, её благополучия, умирительницей раздоров и неурядиц.

Книга «Княгиня Анна Кашинская – светильник веры и любви» предназначена для детей среднего школьного возраста. В книге прекрасные выразительные иллюстрации, которые создал художник, живописец, график Вячеслав Волынец.

Издание будет интересно широкому кругу читателей, поскольку в небольшом по объёму произведении представлена написанная прекрасным литературным языком биография женщины, чей трудный жизненный путь был наполнен искренней верой в Бога, безусловным упованием на Господа, необыкновенной выдержкой и силой духа.

Ирина Родионова



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru