Издательский Совет Русской Православной Церкви: Крест против свастики

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Крест против свастики 08.01.2021

Крест против свастики

Шкаровский М.В. «Господь дарует нам Победу». Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. М.; Познание, 2020, 528 с.

В числе наград, врученных по итогам XV конкурса «Просвещение через книгу», первым местом в номинации «Лучшая историческая книга» было отмечено капитальное исследование главного архивиста Центрального государственного архива Санкт-Петербурга доктора исторических наук Михаила Витальевича Шкаровского «”Господь дарует нам Победу”. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война».

Автор – известный церковный историк и преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии в 2004–2006 гг., был награжден премиями имени св. митрополита Макария, св. кн. Александра Невского, Сергея Нилуса и Анциферова. В 2007 г. награжден орденом св. митрополита Макария 3-й степени.

Актуальность этого труда несомненна – в наши дни, когда отмечалось 75-летие победы в Великой Отечественной войне, российское общественное мнение раздирается противоречивыми оценками событий тех лет. Одни впадают в крайности, когда во имя Великой победы (без сомнения великой!) готовы закрыть глаза и на менее великие злодеяния по отношению к Церкви и народу. Другие, напротив, пытаются умалить подвиг народный, выискивая несуразные причины, чтобы свести победу к набору случайностей, а то и вовсе сомневаясь в ее значимости для истории. Поэтому столь ценны объективные исследования, основанные на документах и свидетельствах очевидцев.

Уместно вспомнить, что 9 мая 2020 года, в 75-ю годовщину Великой Победы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию по погибшим и усопшим участникам Великой Отечественной войны в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес Первосвятительское слово, и, в частности, сказал: «Последствия войны, несомненно, наложили тяжелейший отпечаток на жизнь нашего народа, но за время войны произошло что-то очень важное. Мы вступили в войну с разрушенными храмами, с закрытыми монастырями, с заключенными священнослужителями и верующими. Правители наши отчитывались друг перед другом и перед народом в том, что в жизни наших людей практически не осталось веры, каких бы то ни было признаков религиозной жизни. Но вот началась война — и будто бы не было страшных лет гонений. Люди перестали стесняться своей веры и, перекрестившись, шли в атаку с именем Божиим. Они открыто исповедовали свою веру, и никто более не смел этому препятствовать.

Религиозное возрождение нашего народа во время войны — это один из факторов, который, несомненно, повлиял на ее исход».

В книге Шкаровского речь идет о периоде деятельности Русской Православной Церкви с 1941 по 1945 годы. В первой главе «Изменение государственно-церковных отношений в СССР в годы Великой Отечественной войны» приведено множество фактов о патриотической деятельности Церкви в те тяжелые времена. Для широкого читателя будет весьма полезно узнать о поддержке Церковью фронта и тыла. В советской прессе, а также в исторических трудах о масштабах такой деятельности говорилось вскользь или попросту умалчивалось. Вторая глава «Русская Православная Церковь и религиозная политика нацисткой Германии на оккупированной территории СССР» касается весьма непростых факторов, влияющих на религиозное возрождение на оккупированных восточных территориях. Особое место занимают материалы, посвященные подвигу и трагической судьбе православного духовенства на этих территориях, об участии священнослужителей в партизанском движении, в содействии подпольщикам, в спасении военнопленных и другой патриотической деятельности.

Не обходит Шкаровский и сложные вопросы, такие, как, например, присутствие некоторых священнослужителей в войсках генерала Власова. Как пояснил он в своем интервью «Журналу Московской Патриархии»: «Там были разные священники. Некоторые были эвакуированы с оккупированных территорий Советского Союза. Например, священники Адриан Рымаренко, Димитрий Константинов и Александр Киселев. А кто-то — из русских эмигрантов, из состава РПЦЗ. Я бы не всех назвал коллаборантами, потому что некоторые из них были русскими националистами, считали себя патриотами России и предполагали, что создается русская национальная армия, которая не будет подчиняться нацистской Германии. Другое дело, что они во многом ошибались».

У массового и особенно молодого читателя особый интерес должны вызвать материалы, посвященные планам нацистской верхушки по уничтожению христианства и насаждению какого-то причудливого культа неоязычества с примесью оккультных учений, слегка разбавленных элементами буддизма. Религиозную политику Гитлер поручил Мартину Борману, руководителю партийной канцелярии. Сейчас, за давностью лет, в обыденном сознании несколько потускнело понимание той катастрофы, которую сулил нацизм всему человечеству. Отсюда и ползучая эстетизация нацизма и его атрибутики в некоторых книгах, фильмах и компьютерных играх, которые мутным пятном расползаются по странам и континентам.

Книга Михаила Шкаровского входит в число бастионов, стоящих на пути исторического ревизионизма.

Олег Добров




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru