Издательский Совет Русской Православной Церкви: Для радующихся наступлению Рождественского поста

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Для радующихся наступлению Рождественского поста 03.12.2020

Для радующихся наступлению Рождественского поста

Протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о значении Рождественского поста.

Хрис­тос раж­дае­тся – сла­вите <...>

Хрис­тос на зем­ли – воз­но­сите­ся!1

Мать Цер­ковь, до­рогой чи­татель, имеет обык­но­вение за­годя, то есть за­дол­го до нас­тупле­ния са­мого празд­нества, го­товить своих де­тей к со­бытиям чрез­вы­чай­ным, сос­тавляю­щим цент­раль­ную ось зем­но­го и веч­но­го бы­тия. К та­ковым, без сом­не­ния, при­над­ле­жит Хрис­то­во Рож­дест­во, или яв­ле­ние Бо­га во пло­ти. Вся ис­то­рия че­лове­чес­ко­го ро­да, на­чатая гре­хопа­дением прао­тцев, Ада­ма и Евы, про­дол­женная ис­то­рией их по­том­ков, ис­то­рией на­родов и царств (а преи­му­щест­вен­но, ис­то­рией древ­не­го Из­раи­ля), ве­ла и при­вела к Виф­лее­му, к таи­нствен­но­му вер­те­пу, где впер­вые явил нам Свой див­ный мла­ден­ческий лик Спа­ситель ми­ра, Хрис­тос! Нет ни­чего уди­витель­но­го, что и два с лиш­ним ты­сяче­летия спус­тя мы, ча­да Церк­ви Хрис­то­вой, не вдруг и не сра­зу празд­нуем Гос­подне Рож­дест­во, но преж­де всту­паем в 40-днев­ный пост (как оп­ре­деле­но Свя­тыми От­ца­ми изд­рев­ле), что­бы ма­ло-по­малу со­делать­ся спо­соб­ны­ми вмес­тить в се­бя неи­зъ­яс­ни­мую сло­вом не­бес­ную ра­дость тор­жест­ва, оза­рить­ся и прос­ве­тить­ся чуд­ным све­том Рож­дест­венской но­чи…

На­чинае­тся это пост­ни­чес­кое поп­ри­ще тот­час пос­ле празд­но­вания па­мяти свя­того апос­то­ла Фи­лип­па, 15 ноя­бря по ста­рому сти­лю (28 ноя­бря по но­вому сти­лю), а за­вер­шае­тся са­мим празд­неством, ночью 25 де­каб­ря (7 ян­ва­ря). Ус­тав пост­ни­чес­ких тру­дов не столь строг, как во дни Ве­лико­го и Ус­пенс­ко­го пос­тов: ры­ба вку­шае­тся нео­тмен­но по суб­бо­там и воск­рес­ным дням, рав­но и в празд­нич­ные дни цер­ковно­го ка­лен­да­ря, за иск­лю­чением сре­ды и пят­ни­цы (ес­ли на­кану­не не со­вер­шае­тся все­нощ­ное бде­ние). Уст­ро­жение пос­та на­чинае­тся с предп­разднства Рож­дест­ва Хрис­то­ва, 20 де­каб­ря (2 ян­ва­ря), дня па­мяти свя­щен­но­муче­ника Иг­на­тия Бо­гонос­ца, ког­да рыб­ная тра­пеза иск­лю­чае­тся пол­ностью, для ра­дею­щих о соб­лю­дении цер­ковно­го ус­та­ва во всей стро­гос­ти.

Сле­дует осо­бо упо­мянуть о со­чель­ни­ке, или на­вече­рии празд­ни­ка (24 де­каб­ря/6 ян­ва­ря). В этот день с глу­бокой древ­ности хрис­тиа­не вку­шают со­чиво (от­сю­да и са­мо наи­ме­нова­ние – «со­чель­ник») – раз­ва­рен­ные в собст­вен­ном со­ку ово­щи. Од­на­ко к тра­пезе прис­ту­паем пос­ле то­го, как свя­щен­нослу­жите­ли, встав пред заж­жённой на свещ­ни­ке све­чой, споют тро­парь и кон­дак празд­ни­ка, уст­ре­мив взор на вы­несен­ную пос­ре­ди хра­ма ико­ну Рож­дест­ва Хрис­то­ва. Русс­кий бла­гочес­ти­вый на­род от­ла­гал вку­шение пи­щи до яв­ле­ния на не­бе пер­вой звез­ды, на­поми­наю­щей о звез­де Виф­лее­мской, сим­во­лом ко­торой и яв­ляе­тся го­рящая све­ча, пос­тавлен­ная пред Рож­дест­венским об­ра­зом… Но до­воль­но «о сто­лах»…

Об­ра­тим вни­мание, до­рогой чи­татель, на су­щест­вен­ную сто­рону по­щения, или, как го­вори­ли в ста­рину, го­вения, то есть под­го­тов­ки к прио­бще­нию Свя­тых Хрис­то­вых Таин (и не один раз), в те­чение Рож­дест­венско­го пос­та. Навст­ре­чу ка­ким мыс­лям и чувст­вам от­во­рим, раск­роем ум и серд­це, ес­ли толь­ко те ока­жут­ся пос­лушны ве­лению на­шего ду­ха, прос­ве­щён­но­го бла­годатью?

Опо­ру для этих мыс­лей и чувств об­ре­тём в Еван­ге­лии, в по­вест­во­вании свя­тых апос­то­лов Мат­фея (пер­вая и вто­рая гла­вы) и Лу­ки (вто­рая гла­ва), сос­тавляю­щих со­дер­жа­тель­ную ос­но­ву текс­та Рож­дест­венской служ­бы. Заб­ла­гов­ре­мен­но про­читав и не раз пе­речи­тав эти еван­гель­ские гла­вы, сое­ди­нив с чте­нием и усерд­ное вы­пол­не­ние мо­лит­венно­го ут­ренне­го и ве­чер­не­го пра­вил (за­пове­дан­ных хрис­тиа­ни­ну Цер­ковью), усерд­но по­сещая пред­рождест­венские служ­бы, мы приз­ва­ны вос­па­рить умом «во об­ласти зао­чны», соо­бщив са­мому серд­цу спо­соб­ность про­никать­ся и на­сыщать­ся эти­ми свет­лы­ми раз­мышле­ния­ми. Не бу­дем за­бывать, чи­татель, что чис­то­сер­дечное ис­по­веда­ние гре­хов и прио­бще­ние, со стра­хом и тре­петом2, Пре­чис­то­го Те­ла и Кро­ви Хрис­то­вых, сое­ди­нён­ное с по­силь­ным исп­рав­ле­нием жиз­ни, осе­няет хрис­тиа­ни­на Бо­жест­вен­ной си­лой. Бла­годать де­лает не­воз­можное воз­можным, а пом­ра­чён­но­го умом и серд­цем греш­ни­ка со­делы­вает свет­лым и крот­ким ча­дом Бо­жиим; по­лагает в его уме и серд­це но­вые мыс­ли и но­вые чувст­ва; раск­ры­вает пред иск­рен­ним и ис­тинным уче­ником Хрис­то­вым мир ду­хов­ный…

Итак, отб­ро­сив и ос­та­вив по­зади се­бя все ко­леба­ния и сом­не­ния, до­вер­чи­во по­дай мне свою ру­ку, чи­татель, и мы, под не­види­мым ру­ководст­вом Свя­тых От­цов, всту­пим в этот свя­щен­ный мир еван­гель­ско­го Отк­ро­вения, сок­рывшись от уто­митель­но­го шу­ма ок­ру­жаю­щей нас суе­ты.

Я по­кажу те­бе да­леко не всё, но ты уви­дишь глав­ное; уви­дев, пос­та­рай­ся за­пом­нить яв­ленное, что­бы за­тем в уеди­нении по­раз­мыслить и над всем про­чим, сос­тавляю­щим ис­то­рию рож­де­ния Гос­по­да на­шего Иису­са Хрис­та.

Вот пе­ред то­бой муд­ре­цы Вос­то­ка, ко­торые ос­та­вили свои до­ма, срод­ни­ков и род­ную зем­лю ра­ди сле­дова­ния за таи­нствен­ной звез­дой, вос­сия­вшей им от Иако­ва3. Сколь­ко опас­ностей прео­до­лели они, ка­кое яви­ли му­жест­во, це­леу­стрем­лённость, по­куда не дос­тигли за­вет­ной це­ли свое­го странст­вия и не по­ложи­ли на­конец див­ные да­ры – зо­лото, ла­дан и смир­ну – пред Бо­гом­ла­ден­цем Хрис­том, По­вели­телем тех звёзд, ко­торым не­ког­да не­разум­но слу­жили! Го­тов ли ты, го­товы ли мы с то­бой от­ри­нуть слу­жение об­ма­нываю­щим и гу­бящим нас идо­лам – собст­вен­ным страс­тям: гор­дости, по­хоти, среб­ро­любия, что­бы не ос­та­вить в ду­ше ни­чего, кро­ме зла­той ве­ры в Ис­ку­пите­ля, бла­гоу­хан­ной на­деж­ды на Его по­пече­ние о нас и креп­кой, как смерть, люб­ви, по­беж­даю­щей са­мую смерть? Ока­жем­ся ли столь силь­ны­ми, как Гас­пар, Вал­та­сар и Мель­хиор (свя­щен­ная ис­то­рия сох­ра­нила для нас их име­на, как и са­мые мо­щи волх­вов, ко­торые по­чивают в зо­лотом лар­це, в ал­та­ре зна­мени­того го­тичес­ко­го Кёль­нско­го со­бора в Гер­ма­нии), что­бы не ис­пу­гать­ся пре­щений Иро­да – ми­ра, во зле ле­жаще­го, – и уй­ти от не­го иным пу­тем <...> в стра­ну свою, в стра­ну свя­щен­но­го без­молвия и сер­дечной мо­лит­вы, сос­тавляю­щих луч­шее ук­ра­шение бо­голю­бивой ду­ши?..

А те­перь пе­реве­ди свой взор, бла­госк­лон­ный чи­татель (на­дею­сь, не на­несу те­бе ос­корб­ле­ния этим наи­ме­нова­нием и не вы­зову иро­ничес­кой ус­мешки), на из­вест­ное вся­кому сов­ре­мен­но­му па­лом­ни­ку в Свя­тую Зем­лю «по­ле пас­тушков»… Вот они, сми­рен­ные и нез­ло­бивые пас­ты­ри овец, чис­то­сер­дечные, как де­ти, бод­ро и зор­ко не­сущие свой до­зор в хо­лод­ную зим­нюю ночь. Им, а не за­вист­ли­вым фа­рисеям и не над­менным книж­ни­кам, за­кос­не­лым в их хо­лод­ной учё­нос­ти, ко­торая не да­вала ни­чего ни уму, ни серд­цу из­раи­ль­ско­го на­рода, явил­ся Ан­гел Гос­по­день со сло­вами: … Не бой­тесь; я воз­ве­щаю вам ве­ликую ра­дость... ибо ны­не ро­дил­ся вам в го­роде Да­видо­вом Спа­ситель, Ко­торый есть Хрис­тос Гос­подь; и вот вам знак: вы най­де­те Мла­ден­ца в пе­ленах, ле­жаще­го в яс­лях4.

Пох­ва­лим­ся ли мы с то­бой по­доб­ны­ми чис­то­той серд­ца и яс­ностью ума, ко­торые поз­во­лили виф­лее­мским пас­ту­хам не толь­ко восп­ри­нять отк­ро­вение, но и тот­час вы­пол­нить, не мед­ля ни се­кун­ды, по­велен­ное Ан­ге­лом? Най­дём ли в се­бе спа­ситель­ное са­моо­твер­же­ние пас­ту­хов, не поз­во­лив­шее им за­быть­ся глу­боким, тя­жёлым сном, в ко­торый был пог­ру­жён весь го­род, так и не уз­навший, не при­метив­ший вре­мени по­сеще­ния свое­го?5 Поз­най, чи­татель, из при­мера пас­ты­рей, как важ­но для спа­сения ду­ши «вни­мать се­бе», то есть всег­да нес­ти ду­хов­ный до­зор на по­ле серд­ца свое­го, не до­пус­кая вол­ков (хищ­ные и злые по­мыс­лы) до ста­да. Крот­кие ов­цы – это мир и по­кой серд­ца, урав­но­вешен­ные ду­шев­ные си­лы, взба­ламу­тить ко­торые толь­ко и тщит­ся враг на­шего спа­сения, ду­шегу­бец дь­явол…

Ес­ли имее­шь ещё си­лы и ре­шимость, взгля­ни, мой чи­татель, на страш­ную кар­ти­ну из­бие­ния не­вин­ных де­тей виф­лее­мских, пер­вых му­чени­ков, Хрис­та ра­ди про­лив­ших свою мла­ден­ческую кровь, по зло­бе Иро­довой, пои­сти­не са­танинс­кой. Уби­ты не сог­ре­шив­шие, окон­чи­ли свою зем­ную жизнь те, кто не ус­пел её на­чать!.. Уве­руй же вмес­те со всею Цер­ковью в таи­нствен­ный, не вме­щаю­щий­ся в ра­цио­наль­ное пос­ти­жение про­виден­циа­ль­ный, ве­щий смысл этих стра­даний. Ска­жем вмес­те с поэ­том XIX сто­летия:

Пре­муд­рость Выш­не­го Твор­ца
Не нам исс­ле­довать и ме­рить:
В сми­реньи серд­ца на­до ве­рить
И тер­пе­ливо ждать кон­ца…

 

По­доб­но звёз­дам на не­бос­во­де, бесс­мертные ду­ши виф­лее­мских мла­ден­цев све­тят нам, су­щим в но­чи ве­ка се­го («в ко­тором час­то прав­ды не бы­вает»), и сви­детель­ствуют, что прав­да жи­вёт на не­бе, там, где нет «несть ни бо­лезнь, ни пе­чаль, ни воз­ды­хание, но жизнь бес­ко­неч­ная»… И да ук­репляе­тся на­ша с то­бой ве­ра во всеб­ла­гой и все­могу­щий Про­мысл Бо­жий, об­ра­щаю­щий са­мые страш­ные дея­ния прес­тупных рук че­лове­чес­ких в бла­гие для их не­вин­ных жертв пос­ледст­вия.

Чем бли­же мы под­хо­дим к за­вер­ше­нию пос­та, тем яр­че раз­го­рае­тся над на­шими гла­вами чуд­ная Виф­лее­мская звез­да, воз­вестив­шая волх­вам и вре­мя рож­де­ния Мла­ден­ца, и мес­то Его оби­тания. Лу­чи этой ра­зум­ной звез­ды (по изъ­яс­не­нию Свя­тых От­цов, она бы­ла ан­гель­ской си­лой, а не мёрт­вым кос­ми­чес­ким те­лом) оза­ряют своим нет­ленным, не­мер­цаю­щим све­том сум­рак пе­щеры – сер­дечной кле­ти каж­до­го из нас. Лу­чи этой звез­ды при­водят ду­шу, ед­ва кос­нутся её, в неи­зъ­яс­ни­мый тре­пет и не­бес­ную ра­дость, по­добие ко­торым мы не най­дём здесь, на греш­ной зем­ле, с её чувст­вен­ны­ми, ско­ротеч­ны­ми, ис­че­заю­щи­ми, как дым, удо­воль­ствия­ми. Я есмь <…> звез­да <…> ут­ренняя, – ве­щает Гос­подь в кни­ге Отк­ро­вения6. Кто по­беж­дает и соб­лю­дает де­ла Мои до кон­ца, то­му дам <…> звез­ду ут­реннюю. Имею­щий ухо (слы­шать) да слы­шит, что Дух го­ворит церк­вам.7

Мы имеем вер­ней­шее про­рочес­кое сло­во; и вы хо­рошо де­лае­те, – вто­рит cвое­му Гос­по­ду свя­той апос­тол Пётр, – что об­ра­щае­тесь к не­му, как к све­тиль­ни­ку, сия­юще­му в тем­ном мес­те, до­коле не нач­нет расс­ве­тать день и не взой­дет ут­ренняя звез­да в серд­цах ва­ших8.

Ут­ренняя звез­да – это сер­дечная, сок­ро­вен­ная мо­лит­ва! Она со­вер­шае­тся не ус­та­ми и перс­та­ми, а умом и серд­цем, она об­ра­щает всё су­щест­во че­лове­ка ко Гос­по­ду, пос­тавляет уче­ника пред прес­ветлым ли­ком Учи­теля свое­го.

Оза­ряе­мые не­вечер­ним све­том Рож­дест­венской звез­ды, вой­дём же, пос­лушный чи­татель, под сво­ды са­мого Виф­лее­мско­го вер­те­па и ос­та­новим­ся вов­ре­мя, да­бы не прес­ту­пить по­ложен­ной нам, греш­ным, чер­ты и не опа­лить­ся лу­чами, ко­торые ис­хо­дят от див­но­го Бо­гом­ла­ден­ца, по­чиваю­ще­го в во­ловь­их яс­лях.

Вот Он, Ве­лика­го Со­вета Ан­гел, Чуд­ный Со­вет­ник... Князь ми­ра, Отец бу­дуща­го ве­ка, – как воск­лик­нул о Нём в про­рочес­ком трез­венном упое­нии «вет­хо­завет­ный еван­ге­лист», свя­той про­рок Исаия! Вот Он, Чая­ние язы­ков, Ожи­дание всех на­родов, Свет ве­лий, при­шед­ший в этот мир для то­го, что­бы прос­ве­тить во ть­ме си­дящих! Уже предп­разднуя свет­лую, как день, Рож­дест­венскую ночь, вос­поём, чи­татель, со всею Цер­ковью: «Хрис­тос раж­дае­тся – сла­вите <...> Хрис­тос на зем­ли – воз­но­сите­ся. Пой­те Гос­по­деви вся зем­ля!..»

За­вер­шая это по­вест­во­вание, ос­тавлю те­бя, по­любив­ший­ся мне чи­татель, и вве­ряю дей­ствию Бо­жией бла­года­ти, ко­торая, по сло­ву апос­то­ла, мо­жет на­зидать своих на­перс­ни­ков (дру­зей) луч­ше, не­жели сла­бое, хо­тя и прои­зно­симое от ду­ши, че­лове­чес­кое сло­во...

Источник

 

Протоиерей Артемий Владимиров – номинант Патриаршей литературной премии, лауреат конкурса «Просвещение через книгу»

 




1 Из ир­мо­са Ка­нона празд­ни­ка Рож­дест­ва Гос­по­да Бо­га и Спа­са на­шего Иису­са Хрис­та.

См.: Флп. 2, 12; 2 Кор. 7, 15.

3 См.: Числ. 24, 17.

4 Лк. 2, 10 – 12.

5 Ср.: Лк. 19, 44.

6  Откр. 22, 16.

7  Откр. 2, 26, 28 – 29.

8  2 Пет. 1, 19.

 




Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru