|
||||
|
02.10.2020
Ирина Богданова: Писать увлекательно и понятноДоклад писательницы Ирины Богдановой на конференции «Образы святых в русской литературе» Выступление по теме: Как сделать тему святости привлекательной для творческой работы русского писателя наших дней и для современного читателя? Ответ как сделать тему святости интересной для современного читателя прост – писать увлекательно и понятно. Хорошим примером сочетания захватывающей прозы и религиозной тематики, служит книга «Несвятые святые» митрополита Тихона Шевкунова, которую с одинаковым восторгом читают и верующие, и неверующие. Ещё можно вспомнить роман Солоницина об св.Иоанне Шанхайском и рассказы о святых лауреата Патриаршей литературной премии о. Николая Агафонова. Но подобную литературу в высоком значении этого понятия, приходится искать среди массы изданий очень среднего, если не сказать, низкого качества. Здесь, мне кажется, должна быть велика роль Издательского Совета, чтобы не допустить к читателю произведения может быть и правильные с идеологической точки зрения, но откровенно плохо написанные. Понимаю, что литература, понятие субъективное, но в данном случае, художественная литература о святых требует особого внимания по всем параметрам, потому что любовь или разочарование от книги проецируется на героя повествования, то есть на того святого, о котором идёт речь. Теперь что касается непосредственно труда писателя. В моей книге «Отзвуки времени» я уделила много времени образу Ксении Блаженной, и определила для себя несколько правил. Буду рада, если они помогут тем, кто решится писать на такую сложную и деликатную тему, как святые и святость. Во-первых, пишущий о святом, не имеет права отступать от жития и выдумывать эпизоды, которые не отражены в церковных источниках или подтверждены исследованиями. Во-вторых, писатель должен избегать приписывать свои мысли святому, или говорить от его лица. Например, нельзя написать: «Святой Никандр думал, что…». Потому что это подменяет личность святого на личность автора и вводит читателя в заблуждение. В-третьих, надо очень тщательно проработать эпоху и место действия. Чтобы приблизить святого к современным людям, надо провести читателя через череду тех событий, свидетелями которых был герой повествования и обозначить известных людей, что были на слуху у всех современников того времени. Например, св. Ксения Блаженная жила неподалёку от Михаила Васильевича Ломоносова, значит, совершенно точно не раз его видела. Таким образом, упоминание важных событий и известных исторических личностей, как бы «привязывают» святого к определённому времени, что даёт читателю и знание, и интерес. Подобный подход облегчает работу, потому что даёт дополнительные возможности наполнить сюжет яркими историческими картинками и справками и придать действию динамичность. Но в целом, произведения о святости или о святых, требуют серьёзной не только исторической, но и духовной подготовки. Кроме того, в процессе написания писателю очень помогли бы консультанты, которых достаточно трудно найти. Понятно, что многие писатели из тех, кто умеет писать увлекательно, не владеют материалом в достаточной степени, а специалисты и исследователи далеко не все могут написать художественное произведение. Поэтому хорошо бы иметь какую-нибудь страничку по поиску соавторов в интернет-ресурсах православных литобъединений. Ирина Богданова – номинант Патриаршей литературной премии 2017 года
|
|