Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Творения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина 22.09.2020

Творения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Творения догматико-полемическое и аскетические. Прил.: Иером. Феодор (Поздеевский). Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана (пресвитера Массилийского). – М.: Сибирская Благозвонница, 2020. – 1200 с. – (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 11).

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 2007 года под общей редакцией митрополита Омского и Таврического Владимира и под научным руководством профессора Московской духовной академии, известного патролога, доктора церковной истории А.И. Сидорова издаётся уникальная многотомная книжная серия «Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе».

Увидевший свет в этом году одиннадцатый том серии, научным редактором которого является доцент Московской духовной академии, кандидат богословия, кандидат философских наук П.К. Доброцветов, посвящён богословским и нравственно-аскетическим трудам выдающегося духовного писателя, представителя раннего монашества, видного теоретика христианского аскетизма преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (360–435). Св. Кассиан познакомил латинский Запад с духом христианского подвижничества православного Востока.

Тексты трудов преподобного Иоанна Кассиана представлены в новом переводе, снабжены богословскими, церковно-историческими и текстологическими комментариями, что делает это фундаментальное издание академически, научно значимым.

В предисловии к тому митрополит Омский и Таврический Владимир отметил, что, будучи уроженцем Западной Римской империи, на территории которой тогда говорили на латинском, «преподобный Иоанн Кассиан немалую часть своей жизни провёл на христианском Востоке – в Палестине, Египте, Константинополе. Здесь он познакомился с великими подвижниками Востока (прежде всего Египта), и даже со святителем Иоанном Златоустом, в тот момент архиепископом Константинопольским (398–404). От них преподобный воспринял бесценный опыт и теорию христианской подвижнической жизни, которые затем перенёс на западную почву, написав цикл важных произведений. Тем самым он существенно обогатил западное монашество и духовность, в первые века христианства несколько отстававшие от Востока, чем оказал западному христианству великую услугу».

Издание содержит знаменитое догматико-полемическое творение преподобного «О Воплощении Господа, против Нестория. Семь книг», а также свод авторитетных аскетических правил («Установления общежительных монастырей» в 12 книгах и «Собеседования»), сконцентрировавших в себе сущность восточнохристианской духовной традиции.

В приложении представлен труд иеромонаха (впоследствии архиепископа) Феодора Поздеевского (1876–1937), расстрелянного в годы советских гонений, «Аскетические воззрения преподобного Иоанна Кассиана (пресвитера Массилийского)». Книга снабжена указателем цитат из Священного Писания, именным, предметным и географическими указателями, а также картами Римской империи и Египта IV–V веков, что облегчит работу по изучению текстов преподобного.

Представленное издание вносит весомый вклад в отечественную богословскую науку, а также способствует необходимому для духовной жизни верующего человека изучению святоотеческого наследия.

Опираясь на богатейший опыт аскетической жизни в различных монашеских общинах Египта, Палестины, Константинополя, Рима, а также книги, посвящённые особенностям организации общежительных монастырей, святой пишет не толькоо внешнем виде монахов, чинах отвержения от мира, ночных псалмах и молитвах, но и о таком важнейшем аспекте духовной жизни, как борьба с восьмью основными страстями (чревоугодием, похотью, сребролюбием, гневом, печалью, унынием, тщеславием и гордостью), а это нужно знать каждому христианину в целях духовного усовершенствования.

В другом своём известном произведении – «Собеседования» – преподобный освящает важнейшие вопросы христианского богословия. В частности, в 22–23 Собеседованиях с аввой Феоной святой Иоанн Кассиан, разбирая аспекты евхаристического богословия, пишет о св. Причастии, напоминая, «что никто никогда не должен себя считать достойным Божественного Причащения». Преподобный Иоанн Кассиан напоминает: «И всё же мы не должны отстранять себя от Господнего Причастия из-за того, что признаём себя грешниками, но ради исцеления души и очищения духа должны всё больше и больше поспешать к нему с жадностью и всё же [принимать его] с таким смирением ума и с такой верой, чтобы мы, считая себя недостойными получения такой благодати, обрели скорее лекарство для ран наших.<…> Но более правильным было бы, чтобы с тем же смирением сердца, с каким мы веруем и признаём, что никогда не можем заслуженно прикасаться тех Святых Таинств, мы принимали их в каждый Господень день [т.е. в воскресный день. – Ред.] ради исцеления наших недугов, нежели чтобы мы, увлечённые пустым предубеждением сердца, верили, будто мы оказались достойны их принятия по истечении года» (Собеседования. 23).

Созданные в V столетии аскетические труды святого Иоанна Кассиана Римлянина вызвали самую высокую оценку церковных писателей. В частности, преподобный Иоанн Лествичник называл святого «великим Кассианом» и цитировал его «Собеседования» в «Лествице». И в начале XXI века произведения подвижника по-прежнему актуальны.

Настоящее издание, рекомендованное к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви, являясь прекрасной базой для учебной и богословско-патрологической работы, в то же время рассчитано на самый широкий круг читателей, интересующихся духовным просвещением и святоотеческой мыслью.

Ирина Родионова



Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru