Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Владимир Малягин. Как дерево растет 16.05.2020

Владимир Малягин. Как дерево растет

Человеческие стройки шумны, пыльны и видны издалека. На них вечно чего-то не хватает, а что-то идет не по плану.

Божественное строительство происходит в глубокой тишине и практически не видно окружающему миру. Сеется зерно или семечко, пробивается первый росток, постепенно укореняется, возрастает, набирает силы. Проходит время – и вот уже на месте тоненького прутика укрепляется ствол, раскидываются ветви, покрытые живыми и густыми листьями, наступает пора цветения, а потом и плодов… И результаты этого таинственного и скрытого божественного строительства новой жизни вдруг и неожиданно становятся очевидны всем. Когда? Тогда, когда придет час, назначенный для этого Господом…

Этот образ органического строительства приходит мне на ум, когда я размышляю о том деле, которое делает, в ряду многих других своих дел, Русская Православная Церковь в лице своего Издательского отдела. Говорю сейчас, конечно, о нашем конкурсе «Лето Господне».

Казалось бы, что особенного – провести еще один детский литературный конкурс? Их проводится достаточно много, и темы вполне приличные, даже и воспитательные в какой-то мере. В чем тут уникальность?

А уникальность в том, что вокруг этого конкурса собираются совершенно новые и абсолютно небывалые прежде культурные молодежные силы. Юноши и девушки на наших глазах начинают размышлять о той сфере, которая еще совсем недавно была полностью закрыта для российского общества – о сфере духовной. Но откуда они взялись – эти мальчики и девочки, для которых такие предметы и категории как Церковь, храм, молитва, грех, святость – не пустые значки, а вполне содержательные и даже личные понятия?

Они взялись, по большей части, из своих православных семей. Нужно было время, чтобы в семьях наших соотечественников, которые приходили к вере в восьмидесятые, девяностые, двухтысячные годы, родилось новое поколение детей, чтоб это поколение подросло и начало осознавать себя, а потом и окружающий нас мир.

Думаю даже, что в девяностые годы, например, проведение такого конкурса было бы просто невозможно: не нашлось бы детей, в сознании которых русская культура и наша вера соединялись в какой-то естественный жизненные сплав. А потому и сам факт возможности такого конкурса для меня – свидетельство достаточной зрелости нашей церковной и светской культуры.

Тот, кто постарше, отлично помнит, с чего всё начиналось после снятия государственных запретов. В восьмидесятые мы переписывали от руки молитвы и акафисты. В девяностые книжный рынок питался бесконечным репринтным изданием дореволюционной духовной литературы (слава Богу, что она у нас была!). Наконец в двухтысячных появляются в нашей литературе авторы, которые постепенно и формируют ее сегодняшний облик. Ну а сегодня, если и есть в чем-то у нас недостаток, то отнюдь не в количестве авторов и книг.

Итак, время для нового поколения пришло. Дерево сегодняшней русской православной культуры набрало жизненные силы, дало новые побеги и ветви. Эти новые побеги – наши юные литературные дарования.

Я приведу несколько цитат из сочинений некоторых наших победителей, чтобы проиллюстрировать свои дальнейшие выводы.

Вот Василиса Филипс-Похил пишет о глубокой внутренней, духовной связи между греческим Афоном и русской Одессой:

«Да, - думаю я,- есть какая-то связь, какая-то невидимая нить между Святой Горой Афон и Одессой. Нить эта, извиваясь, тянется из скита Саввы Освящённого на север, и, проходя через Палестину, Сербию, Киево-Печерскую Лавру, Херсонскую губернию, наконец, петляет среди далёких сибирских просторов. Однако часть этой нити прочно закрепилась на пути из Одессы к Святой Горе. Путь этот закрепил причисленный к лику святых Гавриил Афонский, который перенёс в Одессу чудотворный список с образа Божьей Матери Млекопитательницы. Паломники со всей России, останавливающиеся по пути на Афон в Одессе, стежка за стежкой закрепили этот путь. Освятил этот путь и святой Кукша Одесский, отправивший потом по тому же пути своё духовное чадо отца Иеремию для возрождения русского монашества на Афоне. И Бог один знает, каким ещё подвижникам предстоит освятить этот путь».

Вот Алена Воронцова трогает нас пронзительными стихами о боли и вере родного Донбасса:

   Я – священника дочь и шахтёрская внучка, 

   Для всего в этой жизни есть великая мера. 

   Я оттуда, где знают: нет в мире орудий, 

   Что смогли бы разрушить православную веру…

   Или еще:

   Пусть защищают молитвы в войне, 

   Зло и беду не подпустят извне. 

   Лики святых, что на каждом окне, 

   Избавят нас от потери, 

   Пусть будет цел каждый угол и дом, 

   Мир весь наполнится светом, добром, 

   Ночью в тиши и при свете дневном 

   Пусть каждый получит по вере… 

  

Вот она же пишет абсолютно взрослые, выстраданные слова о хрупкости мира:

Столкнувшись с ужасами войны в своей жизни, я поняла, как ценен мир и как он хрупок. Я увидела, каким сильным становится человек, когда он верит и любит, когда он чувствует жизнь. И пусть эти чувства в пыли, пусть они не оформлены, не опрятны, но они настоящие. И в них живо чудо. 

Вот Михаил Громов рассуждает о вопросах весьма серьезных, философских и почти богословских:

Вся наша жизнь, все бытие Вселенной наполнены проявлениями божественного, чудесами, и каждый может наблюдать их и дивиться им. Действительно, всякий человек, будучи одарен от рождения душой, по природе своей способен чувствовать божественное присутствие в своем бытии и в жизни вообще, а если, человек вырастает религиозным, это чувство становится для него постоянным, привычным, и во всем, что происходит, он видит Промысел Божий, уже не задумываясь об этом.

А Анастасия Слобожанина делится глубоко личным, приоткрывает для всех нас свою внутреннюю душевную жизнь:

Я слишком давно не была в храме. Что стало с душою твоею, Настя? Со страхом смотрю я в глаза Серафиму Саровскому, ведь взгляд его суров, в детстве, смотря на меня с иконы, он будто улыбался, а что сейчас? Где, в каком месте свернула я с того пути? Что не так сделала? Мимо меня проходит маленький мальчик, целует все иконы, как искренна его вера… А я стою и прошу прощения, твердо решаю, что завтра же пойду на исповедь. Глаза святого будто бы становятся добрее…

Здесь лишь несколько цитат, что никак не умаляет плоды труда других победителей и участников нашего конкурса.

Просто в этих отрывках для меня очень выпукло открываются как раз те новые грани и качества молодой литературы, то, если хотите, пусть маленькое, но для современной литературы новое слово. Оно пока только зреет, оформляется, постепенно осознает само себя, но, я надеюсь, в будущем оно будет приносить настоящие плоды.

Что же это за новое слово?

Во-первых, это осознание того Предания, которое через века скрепляет и формирует нашу сегодняшнюю духовную жизнь, как оно делало это и тысячу лет назад. Насколько это далеко от психологии нынешнего мира, который убеждает тебя, что раньше ничего не было, а после тебя – хоть потоп!

Во-вторых, это вполне трезвый и зрячий взгляд на мир, мир, который является не мозаикой, не очередным случайным пазлом, а глубоко продуманной системой, осмысленной Высшим Разумом. Системой, держащейся исключительно на божественной любви ко всему сущему и прежде всего – к человеку.

В-третьих – это внимание к собственной внутренней жизни, душевной и духовной. А значит, и понимание, что любой твой ближний обладает точно таким же бесконечным внутренним космосом, который ты ощущаешь и внутри себя.

Да, для этих ребят закрыт путь легкого успеха в литературе. Они не станут добиваться славы с помощью самого распространенного сегодня и самого мерзкого способа – скандала. Во всяком случае, я верю, что ими получена настоящая прививка. Прививка великой духовной культуры, коей мы до сих пор являемся обладателями и наследниками.

Той культуры, на древе которой вырастали Ломоносов, Пушкин, Гоголь, Достоевский.

А вдруг из этих девочек и мальчиков когда-нибудь вырастут настоящие писатели?

Тогда все мы не зря делали свое дело…

***                      

С использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов




Лицензия Creative Commons 2010 – 2020 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru