Издательский Совет Русской Православной Церкви: Знать и помнить

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Знать и помнить 17.02.2020

Знать и помнить

Людмила Куликова. Крестный путь преподобномученицы Благоверной Великой княгини Елисаветы Феодоровны на Алапаевскую Голгофу. Симбирск: Спасский женский монастырь, 2019, 728 с. Илл.

Мученическое завершение трудов и дней династии Романовых освещено в тысячах и тысячах исследований, книг художественных и историко-документальных, в которых порой нелегко отделить правду от домыслов… Но это издание имеет почти энциклопедический характер! Притом строго научное изложение фактов и событий переплетается с глубоко прочувственным повествованием о судьбе царской фамилии сквозь призму личности Великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Составитель этой книги, а правильнее сказать – созидатель, ибо работа была проделана неимоверно сложная, кропотливая и эмоционально окрашенная – это Людмила Владимировна Куликова. Действительный член Императорского Православного палестинского общества, автор многочисленных изданий о новомучениках и исповедниках Российских XX века.

«Крестный путь» – том большого формата, половину которого занимает детальное, в дневниках, письмах и свидетельствах, описание жизни Великой княгини со дня её рождения до страшных дней кровавой смуты, охватившей землю Русскую. Вторая половина – многочисленные документы, показания свидетелей, исторические и архивные документы, в которых повествуется о подвиге преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Там же впервые опубликованы материалы предварительного следствия по убийству Великой княгини и других членов Дома Романовых.

Людмила Владимировна в предисловии к изданию рассказывает о своих семейных делах и личных переживаниях, которые удивительным образом споспешествуют её оставлению светской жизни и погружению в исследование подвига не только Великой княгини, но и преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), последнего священника Марфо-Мариинской Обители милосердия, основанной Елисаветой Феодоровной. Эти исследования стали основой для книги «Летопись жизни и деятельности Благоверной Великой княгини Елисаветы Феодоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители милосердия в хронике событий», изданной в 2014 году. За прошедшее с тех пор время было обнаружено немало новых материалов, которые вошли в «Крестный путь».

В целом же работа над этой книгой заняла почти двадцать лет. Людмила Куликова признается, что неоднократно получала, по молитвам, помощь от Елисаветы Феодоровны. И не только она: несколько лет, начиная с 2015 года, Куликова проводила в городах нашей большой страны выставки из собранных ею уникальных фотоматериалов (в богато иллюстрированной книге их почти 400) и архивных документов, и во время этих встреч люди ей рассказывали именно о случаях такой помощи.

В книге «Крестный путь…» рассказ о жизни Великой княгини начинается с ее детских и юношеских лет, с рождения в 1864 году в немецком городе Дармштадте в семье герцога Людвига и герцогини Алисы. Детские годы принцессы Елисаветы были омрачены австро-прусской войной 1866 года. В итоге Пруссия оккупировала Гессен-Дармштадское Великое Герцогство, но благодаря родственным связям с Россией условия мира были облегчены, хотя территориальные уступки все же имели место. В 1870 году началась франко-прусская война, и это тоже отражалось на делах в герцогстве. Отцу маленькой принцессы Людвигу по военным и иным делам приходилось часто бывать вне дома, и воспитанием детей занималась его супруга. Герцогиня же была не только любящей супругой, но и мудрой матерью, сызмальства приучавшей детей к молитвам и духовному песнопению. А когда ее дочери повзрослели и стали выезжать в свет, юная принцесса Елисавета полюбила Великого князя Сергея Александровича, сына Александра II. Обручение состоялось в 1884 году, и в том же году она переезжает в Россию; вскоре был опубликован Манифест Государя Императора Александра III, где говорилось о браке его брата, Великого князя Сергея Александровича с дочерью Владетельного Великого герцога Гессенского Принцессой Елисаветой. Государь повелевал именовать супругу Великого князя Елисаветой Феодоровной с титулом Императорского Высочества.

Отметим, что царственная родня Великой княгини спокойно относились к ее лютеранству, справедливо полагая, что в вопросах вероисповедания нужна особая деликатность. Елисавета Феодоровна быстро овладевает русским языком, погружается в благотворительную деятельность, путешествует с супругом по России и на Святую Землю. Её мироощущение медленно, но неуклонно меняется, она много размышляет о Православии и, наконец, в 1891 году пишет своему отцу письмо, где, в частности, говорит: «Я все время думала и читала, и молилась Богу указать мне правильный путь и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и истинную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».
3 апреля 1891 года в домовой церкви во имя Рождества Христова Сергиевского дворца духовником Иоанном Янышевым над Великой княгиней был прочитан чин отречения от лютеранской веры, она же произнесла на русском «Символ веры» и несколько молитв, а затем последовало благословление, миропомазание, целование Креста, Святого Евангелия и причащение Святых Христовых Тайн.

Год за годом в книге описывается жизнь Великой княгини, её благотворительная деятельность. Фотографии и документы раскрывают многие аспекты России, «которую мы потеряли», говоря словами известного фильма. И наряду с этим видно, как в стране зреют и усердно кем-то культивируются семена раздора. Катастрофы можно было избежать, но мировая война, когда в бессмысленной бойне схлестнулись великие империи, подточила устои. К тому же явно были силы, заинтересованные в ослаблении России. Неудивительно, что германский генштаб поддерживал большевиков и другие противоправительственные организации. Неудивительно, что английский премьер-министр Ллойд-Джордж, узнав о революции в России, заявил: «Одна из целей Британии в этой войне достигнута». Более того, король Георг, кузен Государя Императора Николая II, отказался принять семью Романовых, фактически обрекая их на смерть.

В книге рассказывается о том, что Елисавета Феодоровна могла покинуть Россию. В то время она была настоятельницей Марфо-Мариинской обители. Посол Германии граф Мирбах после заключения Брестского мира пытался договориться с новой властью о разрешении для Великой княгини выехать за границу. Он дважды напрашивался к Елисавете Феодоровне на прием, но она наотрез отказалась покинуть страну, ставшую ей родной.

Из воспоминаний игумена Серафима: «В 1918 году Пасха Христова пришлась на 5 мая, в Покровском храме было отслужено торжественное Пасхальное богослужение, христосование Великой княгини с духовником, духовенством, сестрами милосердия. На третий день Святой Пасхи, в день празднования иконы Иверской Божией Матери, Святейший Патриарх Тихон посетил обитель милосердия, отслужил молебен, ободрил в скорбях Августейшую настоятельницу и сестер, обещал со своей сторону отеческое попечение и защиту. Пробыл Его Святейшество в обители до 4-го часа дня. Все сестры ободрились – забыв на время свои скорби и не ожидая грозной бури, проводив Патриарха, духовно ободренные, как пчелки ютились около своей любимой Матушки, не думая, что они её видят последний раз». Вечером того же дня Елисавету Феодоровну арестовали и под конвоем латышских стрелков отправили в уральский город Алапаевск.

Невозможно без содрогания вчитываться в материалы из фондов Государственного архива Российской Федерации. 11 октября 1918 года из заброшенной шахты под Алапаевском были извлечены останки алапаевских мучеников. Архивное дело: «Предварительное следствие, произведенное судебным следователем по особо важным делам Н.А. Соколовым по делу об убийстве Великого князя Сергея Михайловича, Великой княгини Елисаветы Феодоровны, Князей Иоанна, Игоря и Константина Константиновичей, управляющего делами Федора Семеновича Ремеза и крестовой сестры-келейницы Варвары Алексеевны Яковлевой», – страшный документ страшного времени.

Великая княгиня Русской Православной Церковью была причислена к лику святых в 1992 году.

Людмила Куликова завершает свое повествование о крестном пути Великой княгини, прославленной в лике святых Русской Православной Церкви, словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Образ преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, сияющий необыкновенной человеческой и духовной красотой, – удивительное явление в истории России. Современники должны знать и помнить о жизненном подвиге святой Великой княгини. Сегодня о ней знают гораздо больше, чем 10 или 20 лет тому назад, но нужно, чтобы она стала национальным героем и примером для подражания».

Знать и помнить!

Олег Добров



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru