Издательский Совет Русской Православной Церкви: Духовные Толмачи

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Духовные Толмачи 11.11.2019

Духовные Толмачи

По книге «Слава Богу за всё… Жизнеописание священномученика Илии Четверухина. История его семьи по воспоминаниям родных и духовных чад. Проповеди. Письма» (составитель О.С. Четвертухина), вышедшей в Издательстве Свято-Троицкой Сергиевы Лавры и отмеченной на конкурсе изданий «Просвещение через книгу» (третье место в номинации «Лучшее издание по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке и казачеству») была показана литературно-музыкальная композиция.

25 октября в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее состоялся вечер, посвященный 100-летию начала служения в храме священника Илии Четверухина, известного проповедника и духовного наставника, богослова, причисленного в марте 2002 года к лику святых Русской Православной Церкви.

Илья Николаевич Четверухин родился 14 января 1886 года в Москве. После окончания гимназии с золотой медалью Илью приняли без экзаменов в Московский государственный университет на историко-филологический факультет. Но в 1906 году Илья оставил учебу в университете, а в 1907 поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1911 со степенью кандидата богословия. В том же году Илья Николаевич был рукоположен в сан священника. Своими духовными наставниками о.Илия считал святителя Феофана Затворника и преподобного Исаака Сирина, которому в годы учебы в академии посвятил фундаментальное исследование.

Когда стало известно о кончине настоятеля храма Святителя Николая в Толмачах, отцу Илии было 33 года. За плечами у него была учеба в духовной академии, служба в храме при Ермаковской богодельне в Сокольниках, уроки Закона Божия в институте благородных девиц. Его духовным отцом был старец Алексей Зосимовский, прослуживший в Толмачах диаконом 28 лет, который и благословил о.Илию на службу именно в этом храме.

Отец Илия служил в Толмачевском храме вплоть до его закрытия в 1929 году. 26 октября 1930 года батюшка был арестован и сослан в лагерь на Вишере, где трагически погиб во время пожара 18 декабря 1932 года.

Вечер начался с торжественного молебна перед Иверской иконой Божией Матери и перед иконой священномученика Илии, который отслужил настоятель храма протоиерей Николай Соколов. Затем все отправились в лекционный зал Третьяковской галереи. Там о.Николай поделился своими воспоминаниями о времени и Толмачах ΧΧ века, а затем силами учащихся воскресной школы и взрослых прихожан храма была показана литературно-музыкальная композиция «Слава Богу за все!». Эта композиция подготовлена по одноименной книге внучки о. Илии, Ольги Сергеевны Четверухиной, в которой рассказывается вся история жизни святого и его семьи.

Вечер прошел на одном дыхании, настолько интересным, захватывающим и проникновенным оказалось выступление. Зрители вспомнили историю храма, узнали, как пришел к вере Илья Четверухин, как стал он настоятелем Толмачей, а затем погрузились в атмосферу сложных и противоречивых 20-х годов ΧΧ века. Жизнь прихода, радости и горести Толмачей, безграничная любовь и доверие паствы своему духовному отцу, стремление сохранить дорогой храм от закрытия и страшное разорение, разлука, рассеянье – все прошло перед глазами сегодняшних толмачевцев, коснулось их сердец и нашло отклик в душах.

Мы беседуем с автором сценария и режиссером постановки Татьяной Черепановой.

– Татьяна, скажите, почему Вы обратились к этой теме, как и у кого родилась идея этого вечера?

– В нашем храме с трепетом и благоговением относятся к подвигу новомучеников Российских. А с Толмачами связана жизнь нескольких из них. Николай Рейн был прихожанином храма и духовным чадом о. Илии Четверухина, которому и был посвящен вечер. А святой исповедник старец Алексий Зосимовский, 28 лет прослуживший в Толмачах диаконом, был духовным наставником о.Илии. Поэтому еще задолго до приближения памятной даты настоятель нашего храма благословил меня подумать над форматом проведения этой важной для всех встречи.

– И Вы начали думать… Надо сказать, что формат литературно-музыкальной композиции оказался удачным. Как вынашивалась эта идея? Сценарий писался легко?

– К литературно-музыкальной композиции мы пришли не сразу. Сначала было только понимание, что традиционная форма праздничного концерта здесь неуместна. У нас много талантливых прихожан, есть кому и сыграть на музыкальных инструментах, и спеть, и профессионально прочесть со сцены любой текст. Но нам хотелось, чтобы этот вечер был не о нас, чтобы для всех, кто еще не знаком близко с жизнью и служением о. Илии, он стал родным, своим дорогим молитвенником и заступником. Икона св. Илии Четверухина встречает каждого сразу при входе в храм. Раньше я, как и многие, пробегала мимо, стремясь сразу подойти к Владимирской (эта святыня в нашем храме всегда доступна во время служб). Когда же о. Николай поручил мне подумать над сценарием вечера, я впервые подошла к иконе о. Илии серьезно, не на бегу. С одним только вопросом: «Почему я? Смогу ли?». Этот вопрос я задавала потом не раз, потому что работа над сценарием шла тяжело. И дело даже не в том объеме информации, который надо было осмыслить, выбрать главное и представить в виде небольших эмоционально и содержательно значимых сцен. Чем больше я знакомилась с о. Илией, его семьей, духовными чадами, тем яснее понимала, что просто быть рядом с такими людьми – это великая милость Божия, а мне невольно приходится тесно общаться с ними. Я говорю о них, об общении, в настоящем времени, потому что с первых дней работы над текстом надеялась только на их молитвенную помощь. Они – живые в Церкви и бесконечно близкие – всегда были рядом.

– На вечере говорилось о «духовных Толмачах». Вы сейчас об этом?

– Да. В одной из последних проповедей о. Илия говорил: «Наш храм, возможно, скоро закроют, но если закроются физические Толмачи, то не закроются «духовные Толмачи». Когда закроются двери этого храма, погаснут лампады и не услышим мы нашего молитвенного пения, то пусть не закроются духовные двери ваших сердец, пусть не гаснут в них лампады ваших молитв, пусть не умолкает в них славословие Богу. Не в нашей власти сохранить наш дорогой храм, но будем молиться, чтобы не закрылись „духовные Толмачи" в наших сердцах. Аминь».

Готовя постановку, мы очень хотели, чтобы каждый, выходя после вечера, нес в душе зажженную лампадку молитвы, ощущая себя частью тех «духовных Толмачей», закрыть которые не сможет никто на земле.

– Композиция была поставлена по книге Ольги Сергеевны Четверухиной «Слава Богу за все!». Получилась такая необычная презентация книги. Как отнеслась к этому Ольга Сергеевна?

– С самого начала работы над сценарием Ольга Сергеевна приняла в ней живейшее участие. Тщательно, со вниманием к каждому слову, прочла сценарий, внесла в него несколько ценных поправок, предоставила фотографии из личного архива. Общение с ней дало мне не только много фактического материала. Гораздо важнее было другое – возможность прикоснуться лично к жизни этой семьи, увидеть те вещи, которые еще помнят о. Илию: его шкаф с книгами, которые он очень любил, картины, которые писал сам. Незабываемое впечатление произвел на меня портрет о. Илии, написанный художником Д. Кирсановым в лагере. На вечере стояла его копия. Сам же портрет, кажется, вобрал в себя всю боль, всю любовь и тот духовный мир, который обрел, по его словам, о. Илия в заключении, проходя там «вторую Духовную академию, без которой его не пустили бы в Царствие Небесное». И, конечно же, Ольга Сергеевна присутствовала в зале, переживая каждое сказанное со сцены слово. Общение с ней многое дает нашим детям: она приходила на занятия воскресной школы, рассказывала о своем дедушке. А после представления, к нашей великой радости, согласилась принять детей у себя в гостях.

– В постановке было задействовано не меньше 20 человек. Среди них были и дети, и молодежь, и люди в возрасте. И все они, хотя и волновались, держались на сцене достойно, как настоящие актеры. Расскажите, как собиралась труппа, как удалось достигнуть такого единения людей разных поколений?

– С самого начала работы над спектаклем я знала, что дети нашей воскресной школы во главе с их руководителем Елизаветой Тихоновой – моя главная поддержка и опора. Уже не первый год мы собираемся вместе и ставим большие Рождественские спектакли. Так что основа труппы была изначально. Молодежь частью тоже выросла из воскресной школы, но не потеряла с ней связь. Хотя были среди молодых людей и те, кто впервые пришел в наш храм именно на эту постановку. Надеюсь, что, молитвами о. Илии они и дальше будут с нами. Взрослые откликнулись сразу, не надо было никого искать и уговаривать. Собирались на репетиции раз в неделю в течение месяца. Решение многих сцен рождалось во время репетиций в совместном творчестве. Есть люди, которые не выходили на сцену, но их вклад в успех постановки просто незаменим: Елена Курантова – мама одного из выступавших детей – подобрала и выверила по секундам всю музыку, Федор Петров – выпускник воскресной школы – работал над презентацией (в которой 120 слайдов), Анна Вуколова и Валерий Николаев – прихожане храма – вели фоторепортаж. А весь груз организационной работы (а он, поверьте, огромен!) лег на плечи Елизаветы Тихоновой. Так что мне оставалось только приходить и репетировать.

– Расскажите о Ваших планах. Наверное, не остановитесь на одном вечере?

– Да. Нам бы очень хотелось познакомить как можно больше людей с этой страничкой в истории русской Церкви. Сейчас мы ведем переговоры с разными приходами, хотим поехать к ним со своей постановкой или пригласить к себе.

Наталья Балак



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru