Издательский Совет Русской Православной Церкви: Незамутненный источник

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Незамутненный источник 26.09.2019

Незамутненный источник

История колливадского движения. Сборник. Пенза: Пензенская духовная семинария, 2019. 219 с.

В основу сборника легли переводы двух публикаций Константиноса Папулидиса (†24 марта 2017 года), экс-префекта Святой Горы Афон, доктора богословия Университета Аристотеля в Салониках. Папулидис был не только научным сотрудником и заместителем директора Центра балканских исследований, а также гражданским губернатором Святой Горы, но и автором и издателем большого количества книг и статей, посвященных греко-российским церковным, историческим, филологическим, культурным и политическим связям.

Кроме трудов Папулидиса «Движение колливадов» и «Макарий Нотара архиепископ Коринфский (1731–1805)» (оба в переводе с греческого свящ. Сергия Кима) в сборник вошло составленное в 1812–1813 годах иеромонахом Евфимием «Первоначальное Житие Преподобного Никодима Святогорца», переведенное с греческого игуменом Леонтием (Козловым).

Особый интерес для наших современников представляют опубликованные в Приложении программа и некоторые из докладов международной конференции «50 лет со дня прославления преподобного Никодима Святогорца (1749–1809)», состоявшейся в Москве в 2005 году. Из 14 докладов русских и греческих участников конференции в сборник вошли два доклада, имеющие прямое отношение к истории колливадского движения и его идей, а именно выступление архимандрита Кирилла (Говоруна) «Влияние филокалийного возрождения на греческое монашество» и игумена Дионисия (Шленова) «Добротолюбие в России – влияние и противодействие».

Своевременность выхода сборника, посвященного движению колливадов, можно сформулировать словами Папулидиса: «Движение колливадов вплоть до нынешнего времени остается во многом недооцененным. Группа афонских иноков, верных последователей отеческого предания, предприняла дело противостояния течению Просвещения, вторгавшемуся в наше греческое отечество постепенно на протяжении всего XVIII века из Европы; их главной целью было выявить опасность идей Просвещения и либерализма для Греческой Церкви.» А ведь движение за возрождение идей Добротолюбия, известное как «движение колливадов» — одно из наиболее знаменательных духовных явлений и одно из наиболее плодотворных духовных движений в лоне греческого Православия. И что характерно – само наименование «колливады» придумано в насмешку над иноками Святой Горы либеральными противниками движения. Между тем колливады боролись за возвращение к Православной традиции, и некоторым из них пришлось положить жизнь за свою приверженность убеждениям.

Как сказано в аннотации к сборнику, он предназначен для студентов и преподавателей духовных школ, а также для всех, кто интересуется историей Церкви. Разумеется, студентам и преподавателям знакома история исихазма и «филокалийного возрождения» в славянских странах. Но стоит напомнить читателям из мирян о некоторых понятиях, о которых речь идет в сборнике. Греческое слово «Филокалия» буквально означает «красотолюбие», впоследствии переведенное как «Добротолюбие». Так называлась антология святоотеческих текстов, собранных Никодимом Святогорцем и Макарием из Коринфа, впервые опубликованная в 1782 году. Любовь к прекрасному, возвышенному, доброму, любовь к красоте, причем красота имелась ввиду духовная, которой приобщается христианин, следуя наставлениям отцов-подвижников. Полное название сборника этих аскетических творений отцов IV–XV вв.: «Добротолюбие» священных трезвомудрцев, собранное из святых и богоносных отцов наших, в котором, через деятельную и созерцательную нравственную философию, ум очищается, просвещается и совершенствуется». На славянский язык греческое «Добротолюбие» перевел преподобный Паисий Величковский, а позднее перевод сборника на разговорный русский язык осуществил святитель Феофан Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров, 1815–1894).

Одним из идейных разночтений между колливадами и сторонниками новомодных тенденций было, как указывал участник движения преподобный Афанасий Паросский, совершение поминовения усопших в воскресный день. Он рассматривал это как двоякое преступление, то есть предприятие «недолжное» и «греховное». Недолжное, поскольку в торжественный день, каковым является воскресенье, поются заупокойные и скорбные песнопения. Греховное же потому, что таковое поминовение есть нарушение постановлений Апостольских, в которых замечается: «Повинен церковному наказанию всякий, не соблюдающий дня праздника Господня». Между тем его соратник, преподобный Никодим Святогорец, гораздо строже относится к такому поминовению. Он поясняет, что есть два вида поминовения усопших. Одно, когда усопшие поминаются на литургиях, то есть когда им «творится высокая память без всякой скорби и печали». Второе, когда совершается поминовение усопших с освящением колива, где коливо «изображает» тело усопшего. Тогда уместна скорбь и «привходит печаль». Таким образом, по преподобному Никодиму, в воскресенье запрещается совершение заупокойной литии, а не вообще поминовение усопших и молитвы о них. Заупокойное богослужение запрещается согласно Апостольским Постановлениям, в которых говорится, что «не должно скорбеть в день праздника». Далее преподобный Никодим разъясняет, что заупокойную службу, нужно совершать в субботу, когда Господь пребывал в аду; седьмой же день, день Его Воскресения, есть время радости.

Для многих наших современников образование сводится к предметам, практически сразу же забытым по окончанию школы, а убеждения представляют дичайшую смесь эклектических воззрений и недальновидного гедонизма. Если к такому, с позволения сказать, читателю, попадется книга о колливадов и их борьбе за традиционные ценности, и если он вдруг хотя бы поверхностно ознакомится с ней, то, скорее всего, он решит, что речь идет о какой-то «греческой архаике», к нему не имеющей никакого отношения. Между тем, как показано в докладе игумена Дионисия «Добротолюбие в России – влияние и противодействие», борьба либеральных деятелей против традиционных ценностей в первую очередь шла вокруг Добротолюбия. Как пишет игумен Дионисий: «именно через масонство было совершено одно из самых серьезных посягательств на подлинный дух Добротолюбия, при этом масонские идеологи без смущения стали эксплуатировать лучшие достижения христианского подвижничества, а именно учение о молитве и аскетическое делание.» Говоря о наших днях, игумен Дионисий указывает на то, что «в настоящее время Добротолюбие продолжает оставаться камнем преткновения для внецерковных и псевдорелигиозных течений. Современные государства не чинят ему цензурных препятствий, но и не способствуют его распространению. Добротолюбие не входит в круг чтения представителей интеллигенции и так называемого культурного общества. Но, как и в древние времена, оно продолжает быть единственным путем для малого стада, деятельно взыскующего просветиться горним светом Царствия Небесного».

Вдумчивый же читатель, знакомясь со сборником «История колливадского движения», может открыть для себя высоту горнего парения, к которой поднимались борцы за Веру Православную, сквозь лаконичное описание их трудов и дней увидит, как они преступали боль, слезы и кровь во имя истины в своем понимании. И поймет, что как писал в свое время в архиепископ Ювеналий (Килин): «”Добротолюбие” – не книга для развлечения скучающего ума, не ряд «психологических этюдов», не собрание интересных афоризмов. Истины “Добротолюбия” начертаны письменами святых отцов, имевших ум Богопросвещенный и сердце столь чистое, что многие из них еще при жизни, на земле, зрели Бога. Дивные умы и огненные сердца начертали “Добротолюбие”. Перстный, суетный человек только тогда приобретет эту жемчужину духа, войдет в чертог царственного пира, когда смиренно, сознав немощь ума своего, пятна и раны на сердце своем, с молитвою к Духу Святому раскроет страницы “Добротолюбия”. Тогда только, при содействии огненного и очищающего Духа Божия, найдет перстный человек здесь, на земле, мир ума, благоговение чувств, вступит на путь радостного и бесконечного прогресса добра – одним словом, приобщится к жизни великих человеколюбцев и врачей душ, радость и светлость жизни коих бессильно выразить немощное слово человеческое».

В наши дни, полные соблазнов, стоит обратиться к незамутненным источникам. «История колливадского движения» – один из них.

Олег Добров



Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru