Издательский Совет Русской Православной Церкви: Семьдесят лет – возраст жизненного опыта и творческого горения

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
 Семьдесят лет – возраст жизненного опыта и творческого горения 07.08.2019

Семьдесят лет – возраст жизненного опыта и творческого горения

Союз писателей России поздравил митрополита Климента с юбилеем.


ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ КЛИМЕНТУ, МИТРОПОЛИТУ КАЛУЖСКОМУ И БОРОВСКОМУ, ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ – 70 ЛЕТ

Писатели России искренне и сердечно поздравляют Высокопреосвященнейшего митрополита Климента со столь достойным и славным рубежным этапом в жизни человека. Семьдесят лет – это возраст высочайшего духовного восхождения, возраст благословенной симфонии ума и эмоций, мировоззренческих убеждений и воли духа, жизненного опыта и творческого горения.
Дорогой Владыко, Ваша судьба является ярким примером полноты воплощения красоты русской души и мощи русского духа: неся крест служения на столь высоком посту архипастыря, управителя Калужской митрополии со всеми сложностями устроения двухсот приходов, окормления семи древних и новых монастырей, семинарии, училищ и гимназий, духовно-просветительских центров с миссионерством и социальным служением, Вы возглавляете, может быть, самый важный для духовной жизни российского общества Совет Русской Православной Церкви, определяющий развитие как внутрицерковной, так и задающий верный тон светской литературам. Стоит перечислить только близкие нам, писателям, проекты Издательского Совета: Патриаршая литературная премия им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, конкурс для издателей «Просвещение через книгу», дни Православной книги, выставки-форумы «Радость слова», литературный конкурс для детей «Лето Господне» им. Шмелёва и новые литературные премии им. Достоевского, Аксакова и святых Петра и Февронии.
Если к вышесказанному прибавить Ваше председательство в оргкомитете Международных образовательных Рождественских чтений и в комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации, то неизбежен вопрос: как Вы находите время и силы для личного научно-исторического и литературного творчества, выступлений, встреч и лекций перед самыми разными аудиториями и сообществами?
Уже много лет Союз писателей России, объединяющий в своих рядах представителей всех национальностей России, людей разных религиозных убеждений и атеистов, является стратегическим партнёром Русской Православной Церкви в деле духовно-нравственного просветительства нашего народа, защиты главных человеческих ценностей, удержания и утверждения основ традиционного православно-русского мировоззрения, вечных понятий о добре и зле, что оформилось созданием уникального гражданского форума – Всемирного Русского Народного Собора. И особо радует Союз писателей плодотворность сложившегося сотрудничества с Издательским Советом, как на уровне организаций, так и личным участием наших писателей в Ваших проектах. На этом основывается наша уверенность в дальнейшем совместном поступательное движении во благо отечественной литературы и культуры. Таково знаковое начинание этого года – выездное совещание молодых православных писателей в Калуге, открывающее технологии практического восстановления традиции благочестивой литературы у новоприходящего поколения прозаиков, поэтов и критиков.
Дорогой Владыко, ещё раз поздравляем с замечательным юбилеем, и дай Бог Вам здоровья и сил, терпения и вдохновений ещё на многия и многия лета! А писатели России всегда и во всём будут рядом с Вами.

Правление Союза писателей России

* * *
Как власть меняет человека? То, что меняет – очевидно для всех, ибо власть всегда личная ответственность. За дело, за людей. За будущее, за настоящее, которое становится прошлым. И эта ответственность ставит свою печать на любой характер, даже сверхсильный. Человек власти, прежде всего, отрицается личной жизни. Происходит изменение самоидентификации, его самоопределение кардинально меняет иерархию мировоззрения, и ответно перестраивается сознание, преображаются чувства: все волевые сосредоточения и целеполагания, все стратегии и интуиции, все радости и огорчения у человека власти заключены в его деле и завязаны на подчинённых ему людях. Его «я» теперь «мы» – кузнец ли он с двумя подмастерьями или главком Военно-морского флота России. Понятно, что мы говорим о настоящем человеке власти, настоящем делателе-деятеле и предводителе, осознающем и ощущающем реальность ответственности за своё, всё равно – великое или малое дело, за одного этого дела участника, или за миллион со-делателей, со-трудников.
Философия утверждает, что ответственность – одно из проявлений свободы, т.к., свобода – одно из условий ответственности. А юридически ответственность – расплата за возможность влиять на ход событий. Плата за возможность менять жизнь. Свобода платить личной жизнью за изменение жизни окружающей.
Власть как несение ответа за последствия своей деятельности, научной ли, политической ли, хозяйственной. Ответа кому? Перед кем? Да, внешне перед напарником, односельчанами, земляками, нацией, перед историей, перед будущим ремесла или человечества, а внутренне всегда, на всех уровнях, это ответ перед Богом, ответ Богу.
Повторим: мы здесь говорим о настоящем человеке власти, о том, кому Бог дал эту самую возможность менять окружающее в виде талантов и в виде нужности его талантов обществу и востребованности их историей. Что нам до сумасшедших честолюбцев и авантюристов, в алкании карьеры самовольно хватающих не предназначенное им и разваливающих, обессмысливающих любое дело, а, главное, обессмысливающих судьбы своих сотрудников. Таковым тоже придётся отвечать. Неизбежно.
Так как же власть меняет человека? Власть политическая, военная, судебная, финансовая, власть авторитета… Нас нисколько не удивляет, что человек, в котором внутренняя жизнь столь объяснимо замирает, столь закономерно скукоживается, с какого-то момента становится почти механизмом-администратором с комплексом внешних функций. Нас удивляет обратное: как, каким образом человек власти, большой власти, вдруг да остаётся просто человеком? Остаётся внутренне живым, остаётся способным на естественные реакции ума и сердца: влюбляется, юморит, уступает страстному напору собеседника, сочувствует до слёз, озадачивается мелочами и делится сокровенным. И как же прекрасен такой человек, как достоин он всеобщего обожания, народного почитания.
А ещё есть совершенно особая власть – духовная. Эта власть не над умами и эмоциями, возможность изменять не социальные институты и принципы земледелия, определять кому страдать, а кому пребывать в комфорте – это власть изменять не внешнее, а его внутреннее в человеке, изменять его сознание, волю, эмоции. Власть священническая, священная – не над телами, над душами. Власть кратно великая. О каковой и подумать страшно.

Высокопреосвященнейший Климент, митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, председатель комиссии по сохранению духовного и культурного наследия Общественной Палаты Российской Федерации, в миру Герман Михайлович Капалин родился 7 августа 1949 года в поселке Удельная Раменского района Московской области в семье рабочего. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум. В 1970 году принят сразу во 2-й класс Московской Духовной семинарии. С октября того же года по ноябрь 1972 года служил в рядах Советской Армии…. И далее биография поселкового парнишки из рабочей семьи просто поражающе ровно и целенаправленно набирает высоту, вознося его к всё большей и большей ответственности. К всё большей возможности влиять на ход событий.
Когда впервые попадаешь под его пытливый, физически ощутимо проникающий в глубину тебя взгляд, почему-то не пугаешься, не зажимаешься, а … радуешься. Встречно радуешься этому прямо идущему к тебе – в тебя! – вниманию, вниманию и оценочному, и мудро ободряющему, потакающему, такому, какой помнишь со времён экзаменов, когда взяв хорошо выученный билет, победно улыбаешься своему учителю, и он всё понимает заранее, до того, твою готовность признают остальные члены комиссии.
В дальнейшем общении с Владыкой это первое впечатление мирволящего учителя, знающего о тебе нечто хорошее, тайно от других хорошее, только закрепляется. В его неспешности движений и негромкости речи обнаруживаются глубинная выдержанность и безбурность мирного духа, а его обволакивающая, упокаивающая тактичность как-то удивительно – даже на большой аудитории – предназначаются каждому лично. И нескрываемо его удовольствие от нахождения общего языка с каждым, со всяким собеседником, даже спорщиком, так что в обстоятельных дискуссиях всё протекает без молний и громов от множеств крыльев.
Владыка современен. Любая тема, любой вызов времени его не смущают. При этом абсолютно его пребывание в традиции. Отсюда – от незыблемой традиционности его сознания даже самый буйно несогласный вскоре оказывается не в силах спорить – а как? Ведь перед ним убеждения с основанием на вечности.

Тридцать шесть лет назад я пришёл работать реставратором не в музей, а в живую Церковь. Из них шесть лет в монастыре. Судьба сводила со священноначалием и отшельниками, с сельскими батюшками и столичными богословами, а, главное, обретены, есть дорогие моему сердцу друзья-монахи. И потому дерзаю пребывать в уверенности, что немного знаю, о чём говорю здесь.
Человек власти добровольно отрицается личной жизни. Но что есть личная жизнь монаха? За пределом послушаний и бытовых нужд это непрестанная сердечная молитва, постижение Писания и предания, аскеза и покаяние – всё то, что ведёт к стяжанию Духа Святаго. Постриг возводит человека в ангельский чин уже здесь, на земле, и монашеская молитвенная и аскезная практика иссушает и отсекает многие плотские зависимости, меняя монаха даже телесно. А уж тем более душевная жизнь его сакрализуется, становится тайной для земли. Иноческие мысли и переживания иноприродны, иносферны, просто не соприкасаемы с тем, что может сделать человека механизмом с комплексом внешних функций. Ведь это же какое премудрое устроение иерархии нашей Церкви! – власть не может изменить архиерея-монаха, она не в силах поставить свою печать на его образ, ибо этос монаха сущностен не только человеческим, но и ангельским началом. Конечно, конечно, это только у истинного, у совершенного монаха! Но, слава Богу, мы видим таких архиереев – с непрестанными сердечной молитвой и умопостижением Писания, с аскезой и покаянием. Мы узнаем таких архиереев сердцем и свидетельствуем о них встречной радостью.
С юбилеем, Владыко! Многая и благая лета!

Василий Дворцов







Лицензия Creative Commons 2010 – 2024 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru