Издательский Совет Русской Православной Церкви: Размышляя над Евангелием

Главная Написать письмо Поиск Карта сайта Версия для печати

Поиск

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Размышляя над Евангелием 09.04.2019

Размышляя над Евангелием

Рецензия на книгу митрополита Калужского и Боровского Климента «Действуй сегодня».

Что стоит в центре жизни православного христианина? Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден — Христос. Однако такая очевидность — лишь кажущаяся. То есть никто, конечно, с этим не спорит, но — как понять, Христос ли в центре моей жизни или что-то иное? Ведь современные христиане, в отличие от апостолов, не могут сказать про себя: мы веруем в то, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши (1 Ин. 1:1). Христос действительно пребывает в Своей Церкви во все дни до скончания века (Мф. 28:20), однако, если пользоваться философской терминологией, «форма» этого пребывания может быть различна.
Прежде всего, Христос пребывает, конечно, в Евхаристии — средоточии жизни. Однако сама практика причащения показывает, что это событие даже для тех, кто причащается регулярно и часто, не является (и как величайшее чудо не может являться) чем-то повседневным, обыденным. А есть ли нечто такое, что, не выходя за границы повседневности, тем не менее как-то связывает человека со Христом? Думается, что, прежде всего, это — чтение Евангелия.
«Ум должен плавать в Священном Писании», — учил преподобный Серафим Саровский. Для достижения такой цели в Церкви очень распространена практика ежедневного чтения Евангелия и размышлений над недавно прочитанным (и перечитанным). Последнее слово не случайно: перечитывая Евангелие, христианин каждый раз открывает для себя нечто новое, какая-то грань простого (на первый взгляд) священного текста начинает светить ему по-другому — «в меру духовного преуспеяния». Именно поэтому в святоотеческой литературе так распространены толкования на Евангелия: это не просто повтор и компиляция предшественников. Это каждый раз свой взгляд на Слово Божие и на то, о чем это Слово может рассказать.
Книга митрополита Калужского и Боровского Климента «Действуй сегодня» является такой попыткой осмыслить Священное Писание, исходя из реалий сегодняшнего дня.
В центре этой книги не евангельские события, а притчи Христовы. В самом начале автор разграничивает «два рода поучений, различаемые в греческом тексте Библии»: это «паримиа» — «афоризм, выражающий краткую форму благочестивой жизни», и «параволи» — собственно притча в нашем понимании, «повествование с законченным сюжетом, раскрывающее неочевидное понятие, труднообъяснимую закономерность на простых примерах и образах». Размышляет сам автор над «параволи» — притчами Христа, присутствующими в Евангелии.
Однако книга «Действуй сегодня» — это не толкования на притчи в собственном смысле слова. Тексты притч не объекты, которые различными способами исследуются автором, а скорее материал, на основании которого он строит свои размышления. Притчи дают изначальный импульс, некий посыл, который уже на материале современной (впрочем, не только) жизни реализуется митрополитом Климентом в форме, больше всего напоминающей проповеди.
По сути, каждая отдельная статья книги — это проповедь, которая пытается соединить священный текст с реалиями современной жизни. (Большинство проповедей и строятся именно по такому принципу.) Читатель может подумать, что это очень простая форма высказывания. Однако для того, чтобы проповедь «получилась», нужно знать, что с чем и как соединять. А это весьма непростая задача.
Чтобы показать, как строятся статьи-проповеди в книге митрополита Климента, попробуем взять одну из них и посмотреть, каким же образом содержание здесь развертывается в соответствующую ему форму. Одной из центральных статей книги является «Действуй сегодня», по которой весь труд, по-видимому, и назван. Обратимся к ней.
Начинается статья следующими словами: «В человеке всегда есть внутренняя интенция. Пусть и неосознанно для него самого он обращен или к Богу, или в противоположную от Него сторону». Такое начало, конечно, сразу помогает читателю задать себе главный вопрос: а как же тогда сознательно понять (и решить!), куда же я обращен, в какую из этих сторон? Но и помимо этого, такое начало — если учесть, что книгу может прочитать и человек совсем не верующий — вводит читателя в область христианской антропологии: человек тут «интенционален», совершенно очевидным образом зависим от Бога, само движение его внутренней жизни определяется отношением к Богу. Для человека, равнодушного к религии, это утверждение может показаться спорным, однако начало статьи определенно указывает на то, что дальнейшее изложение адресовано людям, для которых жизненно важно их отношение к Богу.
Разнонаправленность движений человеческой души, указанная в начале, подсказывает, что материалом для дальнейшего изложения может послужить притча о двух сыновьях (Мф. 21:28-31), один из которых в ответ на просьбу отца пойти поработать в винограднике сказал: «Иду», — и не пошел, а другой, ответив: «Не хочу», — позже раскаялся и пошел.
После пересказа самой притчи автор обращается к ее истолкования относительно окружения Христа (и вообще той ситуации, которая описана в Евангелии). Так, он говорит, что «в образе сына, который только на словах обещал, но на самом деле не исполнил волю отца, фарисеи узнавали себя»: зная закон, они как бы повиновались Богу («иду, государь»), но в действительности не шли за Ним. «Блудники же и мытари» в этом случае говорили «не хочу», но позже, раскаявшись, шли.
Эта часть еще не выходит на рамки «общепринятых» толкований. Вес данной статье добавляет восклицание, вложенное автором в уста современного человека: «Я и отпетый грешник, наподобие мытарей и блудниц, и мнимый праведник, как фарисеи. Все перемешано в моей душе. Вижу себя среди тех и других!». Действительно, в Евангелии мытари и фарисеи разделены очень четко, там как бы нет смешанных типов. В жизни же — если мы посмотрим на нее в психологическом фокусе — такого разделения нет, особенно это разделить в себе не может каждый отдельный человек. Мытарь и фарисей живут в каждой душе, соответственно, и отличия их (и соответствующую духовную борьбу) нужно искать в нюансах, более тонких вещах, относящихся к религиозной жизни.
Соответственно, и митрополит Климент предлагает человеку прежде всего «самоопределиться»: «Декорации, антураж, костюмы — все меняется, а проблема номер один остается: как человек самоопределяется перед лицом Бога». Дальнейшее изложение — как раз попытка на конкретных примерах показать это самоопределение, узнать в конкретных жизненных ситуациях ту фарисейскую или мытарскую внутреннюю сущность, с которой человеку и предстоит «работать». Вместе с тем при обращении к современности автор делает и обобщения на языке современной психологии: «Отличие между сыновьями в разнице между “казаться” и “быть”», — как тут не вспомнить книгу Эриха Фромма «Иметь или быть», где как раз проводится различие между «быть» и «казаться».
Отметим, кстати, две черты стиля митрополита Климента, ярко выраженные в этой книге. Первая — автор желает идти в ногу со временем, активно использует реалии сегодняшнего дня. Так, например, сравнивает искушение, которому подвергается человек от собственной падшей природы с «поиском в интернете»: «При задании в поисковике темы сразу появляется множество предложений, привлекающих внимание, разжигающих интерес, желание отвлечься, “побродить” по ссылкам. Так и бесы подыгрывают в первую очередь тем страстям, которыми мы заражены, всячески стараясь расширить захваченную ими зону, сделать ее неуправляемой». Или же другой пример современной иллюстрации притчи, на границе смешного и серьезного: «Для нашего времени понятным будет другой пример: придет господин и отключит интернет злому рабу, лишит его пароля от вайфая».
Другая черта — автор охотно приводит примеры, ссылается на произведения не только церковной культуры. В книге есть отсылки к Достоевскому, Рембрандту, Рыженко, Тарковскому, Слуцкому, Акутагаве, Шмелеву и так далее. Это взаимодействие церковной культуры, светской культуры, современных реалий и лексики, на наш взгляд, является наиболее логичным, наиболее «попадающим в цель» в деле современной церковной проповеди.
Мы остановились только на одной статье из книги митрополита Климента, чтобы показать стиль размышлений автора и авторского письма. Размышления о других притчах не менее интересны. Просто «прыгать по верхам» в отношении книги «Действуй сегодня» не представляется возможным — слишком уж и примеры, и идеи, высказываемые автором, включены в логику его рассуждений, и вырвать тот или иной эпизод не представляется возможным.

Николай Дегтерев, журнал «Православное книжное обозрение»

«Действуй сегодня»
Митрополит Калужский
и Боровский Климент.
М.: Издательство Московской
Патриархии, 2019. — 288 с.
ИС Р19-818-0688
ISBN 978-5-88017-746-2








Лицензия Creative Commons 2010 – 2021 Издательский Совет Русской Православной Церкви
Система Orphus Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru