Величественные судьбы русских женщин

Величественные судьбы русских женщин 18.03.2019

Величественные судьбы русских женщин

Грудкина Т.В. Жизнь как жертва: Подвиг женщины.М.: Сибирская Благозвонница, 2018. – 237.

Историко-публицистическое издание кандидата филологических наук Татьяны Владимировны Грудкиной «Жизнь как жертва: Подвиг женщины» знакомит читателя с судьбами двенадцати героинь, живших в разные исторические эпохи, различавшихся по социальному положению, возрасту, образованию, при этом объединённых верой и самоотверженностью. Как указывает в предисловии «Заповедь любви» автор, «все эти женщины были отмечены Божиим даром самоотречения ради людей, тем самым даром, который согревает, хранит, укрывает и спасает». Жизнеописания наших соотечественниц позволяют современному читателю познакомиться с удивительными примерами стойкости, патриотизма, любви к Богу и ближнему.

Среди персонажей книги как полулегендарная героиня историко-балладной песни Авдотья Рязаночка, не побоявшаяся отправиться за своими близкими в Золотую Орду и вызволившая из неволи не только родных, но и весь рязанский полон, так и хорошо известные исторические личности, например, участница Отечественной войны 1812 года Василиса Кожина, легенда Крымской войны первая в мире сестра милосердия Дарья Михайлова, участница французского сопротивления, погибшая в нацистском концлагере, монахиня Мария (Скобцова).

Благодаря живому слову, которым владеет автор книги, читатели могут по-новому взглянуть на жизненный путь знаменитых людей, таких как Нина Александровна Грибоедова (Чавчавадзе), чьё семейное счастье длилось всего три месяца, при этом до своей смерти она хранила поистине лебединую верность трагически погибшему мужу, русскому драматургу и дипломату Александру Сергеевичу Грибоедову.

Страницы книги заинтересуют читателя знакомством с судьбами, возможно, менее известных, однако потрясающих высотой духа и цельностью натуры женщин. В частности, вторая глава «Полярная звезда» повествует о Татьяне Прончищевой, чья короткая жизнь являет собой пример истинного подвига любви. Татьяна Фёдоровна – жена руководителя Ленско-Енисейского отряда Второй Камчатской экспедиции лейтенанта Василия Васильевича Прончищева. Задача Великой Северной экспедиции заключалась в исследовании берегов Северного Ледовитого океана. Хотя Татьяна прекрасно понимала трудности предстоящего похода, не испугавшись опасностей, не желая расставаться с любимым, она отправилась с ним.

Во время путешествия были собраны уникальные сведения, сделаны многочисленные открытия, Татьяна помогала мужу вести наблюдения, систематизировала записи. Однако суровые условия похода привели к гибели Василия. Почти не покидавшая могилу супруга Татьяна пережила его всего на 14 дней, скончалась в возрасте 23 лет и была похоронена рядом с мужем. О легендарной супружеской чете в поэме «Василий Прончищев» Игнатия Рождественского сказано: «На взморье одинокая могила, / Чугунный крест и пасмурный гранит. / Их жизнь и смерть навек соединила, / Здесь Прончищев с подругою зарыт…/ …Невеста бурь, подруга капитана! / Отчизна помнит славные дела, / Как ты сквозь льды и штормы океана / Из русских женщин первая прошла…».

Книга также повествует о Прасковье Лупполовой, дочери ишимского ссыльного, благодаря колоссальным усилиям которой отец был прощён императором Александром I; о подвижнице веры и благочестия Матроне Мыльниковой; основательнице Российского общества Красного Креста Марфе Сабининой; баронессе, ставшей сестрой милосердия во время русско-турецкой войны Юлии Вревской; героине Первой мировой войны Римме Ивановой; Татьяне Романовой (матушке Тамаре), ставшей игуменьей Вознесенского монастыря на Елеонской горе.

Т.В. Грудкина справедливо указывает на значимость воспитания современной молодёжи на прекрасных примерах героических людей. Это так, это осознавали еще прадедушки наших прабабушек. Однако, соглашаясь с автором, всё же следует отметить, что аудитория книги значительна шире молодежного сообщества. Она вообще не ограничена какими-либо возрастными рамками. Ведь женщины, чьи образы так бережно описаны в представленном издании, являют собой яркие примеры реализации человеческого призвания. И в данном случае речь идет вовсе не о призвании профессиональном или творческом, нет, здесь уместно говорить о призвании духовном, притом чрезвычайно древнем по своей природе, по своей сути, поскольку нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13).

Ирина Родионова




© 2010 Издательский Совет Русской Православной Церкви, Официальный сайт